новозаветное название "долины Енномовой" (по-еврейски Ге-гинном) идущей от горы Сиона к долине Кедронской. По преданию, здесь во времена усиления идолопоклонства среди израильтян народ приносил своих детей в жертву Молоху. Благочестивый царь Иосия с целью искоренить идолопоклонство осквернил эту долину в глазах народа, сделав ее местом свалки нечистот. Смрад, шедший от этой долины, сделал ее впоследствии символом ада (Евангелие от Матфея, V, 22).
А. Л.
(греч. géenna, заимствование из древнееврейского)
в мифологиях позднего иудаизма, христианства, ислама одно из обозначений Ада.
ГЕЕННА, геена жен. ад, преисподняя, тьма кромешная, тартарь. Гееновый, геенский, аду принадлежащий или свойственный.
ГЕЕ́ННА, -ы, жен. В религии: место вечных мук грешников, ад. Г. огненная [<>>> Геенна долина близ Иерусалима, где приносились жертвы Молоху, сжигались трупы и где постоянно горел огонь]..
| прил. геенский, -ая, -ое.
-ы, ж.
По религиозным представлениям, место вечных мучений (преимущественно огнем) душ умерших грешников.
Геенна огненная.
[греч. γέεννα]
тартар
Ср. Погоди, не избежать тебе муки вечныя, тьмы кромешныя, скрежета зубовного... Огнь, жупел, смола кипучая, геенские томления...
П.И. Мельников. В лесах. 1, 3.
Ср. Умом я прост, а душу соблюдаю,
Геенского огня боюсь безмерно!
Островский. Дмитрий Самозванец. 1, 1.
Ср. Не ходи по широкой стезе... во тьму кромешную... там в вечной жизни геенна огненная, здесь на земле посмеяние твоей памяти...
Мельников. На горах. 2, 6.
Ср. У Евменид...
В руках змеи/ шипят, их очи раскаленны,
И за собой ведут все ужасы геенны.
В.А. Озеров. Эдип в Афинах.
Геенна — у магометан ад, а также мучительное состояние умерших — до Страшного суда.
Gehenna — в Средние века означало не только ад, но и страдание и мучение.
Gehenna — первоначальное название долины Енном (евр. Ге-гином), близ Иерусалима — Тофет, где евреи приносили в жертву Ваалу и Астарте детей своих, предавая их сожжению.
Ср. Устроили высоты Тофета в долине сыновей Енномовых, чтобы сожигать сыновей и дочерей своих в огне. За то вот, приходят дни, говорит Господь, когда не будут более называть место сие Тофетом и долиною сыновей Енномовых, но долиною убийства.
Иеремии. 7, 31-32; 19, 6. Ср. 4 Царств. 23; 4, 10.
См. женировать.
См. жупел.
См. тьма кромешная.
ГЕЕ́ННА, геенны, жен. (греч. geenna) (церк.). Ад, место вечных мук. Геенна огненная. (От др.-евр. Gehinnern, название местности около Иерусалима.)
ж.
1.
Место, где - по религиозным представлениям - после смерти грешников их души подвергаются вечным мукам; ад, преисподняя.
2.
перен.Место или источник мучений, страданий.
ГЕЕННА (греч. geenna - от др.-евр.), в иудаизме, христианстве, исламе одно из обозначений ада - геенна огненная.
ГЕЕННА (греческое geenna, от древнееврейское), в иудаизме, христианстве одно из обозначений ада - геенна огненная (первоначально долина Хеннем к югу от Иерусалима, где происходили языческие обряды, в которых приносили в жертву детей).
(греч. geenna, отдр.-евр.), в мифологии иудаизма, христианства и ислама одно из обозначений ада (Г. огненная), в к-ром мучаются грешники.
гее́нна "преисподняя", др.-русск., ст.-слав. геѥнна, геона (Супр.). Заимств. из греч. γεεννα – то же; см. Фасмер, ИОРЯС 12, 2, 226; Гр.-сл. эт. 47; Преобр. 1, 122. В ст.-слав. и цслав. текстах вместо этого слова также родьство по причине созвучия греч. γέεννα с γέννα "рождение", γέννησις "бытие, рождение"; см. Фасмер, там же; Траутман, ZfslPh 11, 20.
жен. Gehennaж. библ. Gehenna.
ж.
геенна (огненная) — géhenne f; le feu de l'Enfer
ж. рел.
gehena m
гее́нна о́гненная — gehena de fuego
ж.
geenna
ГЕЕ́ННА -ы; ж. [греч. geenne] По религиозным представлениям: место вечных мук душ грешников; ад. Г. огненная.
* * *
гее́нна(греч. géenna, от древнеевр. — «долина Хеннем»), в иудаизме, христианстве одно из обозначений ада — геенна огненная (по названию долины к югу от Иерусалима, где происходили языческие обряды человеческих жертвоприношений).
* * *
ГЕЕННАГЕЕ́ННА (греч. geenna, лат. Gehenna от др.-евр. ge hinnom), в иудаизме и христианстве символическое обозначение конечной погибели грешников в конце света и, как следствие, ада. Происходит от названия долины Хинном («сыновей Энномовых»), расположенной к югу от Иерусалима(см. ИЕРУСАЛИМ). Здесь с глубокой древности исполнялись языческие обряды, во время которых в жертву приносили детей (Книга пророка Иеремии, 7, 31). Естественно, что эта долина была ненавидима правоверными иудеями. Ок. 622 до н.э. царь Иосия уничтожил жертвенники, долина Хенном стала свалкой мусора и непогребенных трупов; к тому же здесь непрестанно горели огни для уничтожения гниения. Употребление слов «геенна огненная» в Новом Завете (Евангелие от Марка, 9:47—48 и от Матфея, 5:22 и след.) восходит к Иеремии и Исайе (66:24).
см. Долина сыновей Еннома
ге’енна (Мат.5:22,29,30; Мат.10:28; Мат.18:9; Мат.23:15; Мар.9:43,45,47; Лук.12:5; Иак.3:6 ) — греческое название долины сынов Енномовых (по-еврейски Ге-Хинном), протянувшейся с южной стороны Иерусалима, в которой на месте, называемом Тофет, при царях Ахазе и Манассии сожигались в жертву Молоху дети (2Пар.28:3; 2Пар.33:6; Пс.105:37 -38). Царь Иосия, уничтожая идолопоклонство, осквернил это место (4Цар.23:10 ), сделал его свалкой, на которой, как говорит предание, всегда горел огонь. В устах Господа это слово употребляется как символ мучения осужденных, адского огня (срн. Мат.18:8; Лук.16:14 ). (см. ад)
(с евр. долина Гинном) - название глубокого и узкого оврага на южной стороне Иерусалима, в котором, при Ахазе, идолопоклонствующие Иудеи сожигали своих детей в честь идола Молоха, при игре на музыкальных инструментах, с тем чтобы заглушить их жалобные вопли (см. <<Тофет) (2Пар.28:3, Иер.7:31 ). Царь Иосия, истребляя идолопоклонство, осквернил это место - в него стали выбрасывать городские нечистоты, кости человеческие, трупы казненных преступников и павших животных. Для уничтожения зловония и предохранения города от заразы, в этой долине постоянно горел огонь (Ис.66:24, Мар.9:43,48), и потому это место впоследствии называлось геенною огненною, и стало местом ужаса и отвращения для Израильтян. В позднейшее время этот овраг сделался символом вечного мучения, где червь не умирает и огонь не угасает (Мар.9:44 ). В этом смысле слово геенна употребляется постоянно Господом или одно, или с прибавлением: огненная (Мат.5:29, 30, Мат.10:28, Мар.9:43,45, Лук.12:6. Мат.5:22, Мат.18:9, Мар.9:47, Иак.3:6 ).