Большая Советская энциклопедия

    Штраус (Strauss) Давид Фридрих (27.1.1808, Людвигсбург, ‒ 8.2.1874, там же), немецкий философ-младогегельянец (см. Гегельянство). Учился в Тюбингене (1825‒31), испытал влияние Ф. К. Баура (см. также Тюбингенская школа). В книге «Жизнь Иисуса, критически переработанная» (т. 1‒2, 1835‒36, рус. пер., кн. 1‒2, 1907), положившей начало «... процессу разложения гегелевской системы...» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 3, с. 15), отрицал историческую достоверность евангельских преданий, рассматривая их как мифы, порожденные духовной «субстанцией» эпохи, а Иисуса Христа ‒ как историческую личность, отделив его от «вечной» идеи богочеловечества как основы христианской веры. Во 2-м изд. «Жизни Иисуса» (1864) и в соч. «Старая и новая вера» (1872, рус. пер. 1906) Ш. вслед за Л. Фейербахом проповедовал пантеистическую религию, основанную на чувстве человеческой зависимости от мировой закономерности.

    Соч.: Gesammelte Schriften, Bd 1‒12, Bonn, 1876‒78; в рус. пер.‒ Переписка между Э. Ренаном и Д. Штраусом, в кн.: Лавелэ Э., Современная Пруссия в политическом и экономическом отношениях, СПБ, 1870; Ульрих фон Гуттен, СПБ, 1896; Чудеса Христа, СПБ. [1907]; Вольтер, СПБ, 1909.

    Лит.: Zeller Ed., D. F. Strauss in seinern Leben und seinen Schriften geschildert, Bonn, 1874; Hausrath A., D. F. Strauss und Theologie seiner Zeit, Bd 1‒2, Hdlb., 1876‒78; Ziegler Th., Strauss, Tl 1‒2, Strassburg, 1908.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Философская энциклопедия

    ШТРАУС Давид Фридрих

    ШТРАУС (Straus) Давид Фридрих (27 января 1808, Людвигсбург — 8 февраля 1874, там же) — немецкий философ и теолог, представитель Тюбингенской школы историко-критического исследования христианства. Его книга “Жизнь Иисуса” (Das Leben Jesu, 1835—36) положила начало левогегельянскому движению. Штраус отрицал историческую достоверность Евангелий, он рассматривал их как результат мифотворчества. Иисус — историческая личность, с точки зрения Штрауса, — имеет мало общего с мифологическим Христом веры.

    Позднее Штраус занимался созданием “новой веры”, базирующейся на философских знаниях (“Старая и новая вера” — Der alte und der neue Glaube, 1872) и представляющей собой разновидность пантеизма. Он подверг критике догматическую теологию. Штраус пришел к выводу, что перевод религиозных представлений на язык философских понятий, предпринятый им, может быть достигнут лишь посредством выявления содержания веры и признания того, что все исторические формы выражения церковной веры неприемлемы. Поэтому современный образованный человек нуждается в новой религии, отвечающей его запросам и критериям научности. Эта религия основывается на чувстве человеческой зависимости от мирового целого и выражает по отношению к универсуму тот пиетет, который “старая вера” питала по отношению к своему богу. Ф. Ницше подверг “новую веру” Штрауса критике как проявление “филистерского оптимизма” тех свободомыслящих, которые веруют в “идеал” и хотят “улучшить” человечество по собственному образцу (Несвоевременные, 2).

    Соч.: Жизнь Иисуса, 1907; Чудеса Христа, 1907; Старая и новая вера, 1906; Gesammelte Schriften, hrsg. von E. Zeller, 12 Bde., 1876-78; Die christliche Glaubenslehre, 2 Bde., 1840-41; Der Christus des Glaubens und der Jesus der Geschichte, 1864.

    Лит.: НчцшеФ. Ecce Homo.— Соч., т. 2. M., 1990, с. 733—35; Zeller E. David Friedrich Strauss in seinem Leben und seinem Schriften, 2 Bde., 1876-78.

    В. И. Гараджа

  3. Источник: Философская энциклопедия



  4. Энциклопедический словарь

    Штра́ус Давид Фридрих

    (Strauß) (1808—1874), немецкий богослов и философ-младогегельянец (см. Гегельянство). В сочинении «Жизнь Иисуса» (т. 1—2, 1835—36) отрицал достоверность Евангелия, считал Иисуса исторической личностью. В дальнейшем склонялся к пантеизму.

    * * *

    ШТРАУС Давид Фридрих

    ШТРА́УС (Straub) Давид Фридрих (1808—74), немецкий теолог и философ-младогегельянец(см. ГЕГЕЛЬЯНСТВО). В сочинении «Жизнь Иисуса» (т. 1—2, 1835—36) отрицал достоверность Евангелий, считал Иисуса исторической личностью. В дальнейшем склонялся к пантеизму.

  5. Источник: Энциклопедический словарь