Большая Советская энциклопедия

    ВермерДелфтский (Vermeer van Delft) Ян (крещён 31.10.1632, Делфт, ‒ похоронен 15.12.1675, там же), голландский живописец. Работал в Делфте, сложился как художник под влиянием К. Фабрициуса. Уже в ранних картинах («Диана с нимфами», Маурицхёйс, Гаага; «Христос у Марфы и Марии», Национальная галерея, Эдинбург) стремился соединить возвышенный строй образов с их близостью к натуре. Крупнофигурное полотно «У сводни» (1656, Картинная галерея, Дрезден) отмечено необычно монументальным воплощением ярко жизненной сцены, полной молодого задора и полнокровной чувственности; элементы тонального колорита В. смело сочетает здесь с крупными звучными пятнами чистого цвета. Со 2-й половины 1650-х гг. В. пишет небольшие картины с одной или несколькими фигурами в залитом серебристом свете интерьера городского дома («Девушка с письмом», Картинная галерея, Дрезден; «Солдат и смеющаяся женщина», собрание Фрик, Нью-Йорк; «Служанка с кувшином молока», Государственный музей, Амстердам), уделяя внимание не столько действию, сюжету, сколько состоянию, общему лирическому настроению сцены, разнообразию и богатству материального мира. Поэзия повседневной домашней жизни, единство человека с окружающей его средой выражены здесь с необычайной силой обобщения; классической ясностью и гармоничностью; острая выразительность пространственной композиции, живая вибрация света и воздуха, светозарность насыщенных чистых тонов, богатая игра нежнейших оттенков, рефлексов и бликов одухотворяют мир простых людей и бытовых предметов, сообщают ему внутреннюю значительность. В конце 1650-х гг. созданы два шедевра пейзажной живописи ‒ проникновенная, необычайно тонкая по исполнению «Уличка» (Государственный музей, Амстердам) и сияющий свежестью и красотой «Вид Делфта» (Маурицхёйс). В 1660-х гг. творчество в. становится более созерцательным, изысканным, а живопись ‒ более холодной, эмалевой, выдержанной в общем жемчужном тоне с яркими акцентами ‒ синими и лимонно-жёлтыми; таковы «Девушка с жемчужиной» (Маурицхёйс), изображения уютных богато обставленных комнат, где нарядные дамы и кавалеры ведут галантную беседу, музицируют или рассматривают драгоценности («Бокал вина», «Дама, примеряющая ожерелье» ‒ Картинная галерея, Берлин-Далем). В поздних картинах В. аллегоризм, академические приёмы и пестрота локальных цветов отражают общий упадок голландской живописи. Содержательность и обаяние образов В. сохранил, однако, в картинах 1660-х гг., посвящённых людям труда, искусства и науки и передающих самоуглублённость человека в минуты творчества («Кружевница», Лувр, Париж; «Мастерская художника», Художественно-исторический музей, Вена; «Географ», Штеделевский художественный институт, Франкфурт-на-Майне).

    Лит.: Лазарев В. Н., Ян Вермеер Делфтский, М., 1933; [Ротенберг Е.], Ян Вермеер Делфтский. Альбом репродукций, М., 1964; Vries A. B. de, Jan Vermeer van Delft, Basel, 1945; Swillens P. T. A., Johannes Vermeer, Utrecht‒Brüssel, 1950; Bloch V., Tutta la pittura di Vermeer di Delft, Mil., 1954.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Энциклопедический словарь

    ВЕРМЕР Ян

    ВЕРМЕ́Р Ян (Ян Вермеер Делфтский, Vermeer van Delft) (крещен 31 октября 1632, Делфт — похоронен 15 декабря 1675, там же), голландский живописец, мастер бытовой живописи и жанрового портрета. Небольшие интимные картины из жизни горожан («Девушка с письмом», «Бокал вина»), пейзажи («Вид Делфта», «Улочка») отличаются поэтическим восприятием повседневной жизни, классической ясностью композиции, богатством и тонкостью колорита, живой вибрацией света и воздуха.

    Родился в семье предпринимателя, производившего шелк для портьер и обивки мебели, а также торговавшего картинами. Живя в кальвинистской, но относительно веротерпимой стране, был, вероятно, католиком, приняв исповедание своей жены К. Больнес. В 1662—1671 состоял деканом гильдии делфтских художников. Работал медленно (от него дошло немногим более 30 картин), для поддержания огромной семьи из 11 детей вынужден был к концу жизни по примеру отца заняться антикварной торговлей.

    Испытал влияние К. Фабрициуса(см. ФАБРИЦИУС Карел). Редкие для него по теме картины (мифологическая — «Диана с нимфами», Маурицхейс, Гаага и евангельская — «Христос у Марфы и Марии», Национальная галерея, Эдинбург) свидетельствуют о влиянии итальянского барокко(см. БАРОККО).

    Картина «У сводни» (1656, Картинная галерея, Дрезден) являет уже раннюю зрелость мастера. Сосредоточив интерес на человеческой фигуре, фактуре вещей, тончайших нюансах облика и повадки своих героев, Вермер превращает грубоватый бытовой мотив в романтическое таинство любви (представив, вероятно, свою супругу в виде веселой девицы, а себя — одним из ее кавалеров).

    Любовь — в самом широком, в равной мере и плотском, и духовном смысле этого слова — остается с той поры лейтмотивом картин Вермера, даже если в них (как в большинстве случаев) и нет никаких кавалеров. Его героини внимают учтивому флирту, вникают в любовные послания, музицируют, созерцают драгоценности — сцены чаще всего однофигурные, полные покоя и уюта, чему способствует тончайшее умение передать атмосферу жилой среды, ненавязчиво вовлекающей в себя зрителя.

    Гениальный колорист, Вермер умеет воспроизвести деликатными созвучиями и контрастами матовых тонов тот «свет Натуры», который на языке спиритуалистической философии того времени означал равно и суть природы, и духовную просветленность человеческого разума, эту натуру постигающего. Пред нами предстает тончайшая игра разума и чувств, души и плоти — причем поэзия отнюдь не перерождается в сухую дидактику, действуя через видимый мир голландской бытовой, кое-где чуть праздничной повседневности.

    К лучшим вещам такого рода принадлежат «Девушка с письмом» (Дрезденская картинная галерея), «Женщина у окна» (Метрополитен-музей, Нью-Йорк), «Солдат и смеющаяся женщина» (Собрание Фрик, Нью-Йорк), «Дама, примеряющая ожерелье» (Берлинские государственные музеи(см. БЕРЛИНСКИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ МУЗЕИ)). Даже, казалось бы, «чистый», совсем уже не галантный жанр («Служанка с кувшином молока», Государственный музей, Амстердам; «Кружевница», Лувр) полон у Вермера обаяния несказанной тайны, достигающей особой, аллегорической сложности в «Мастерской живописца» (Художественно-исторический музей, Вена).

    Вероятно, применяя, как и многие его современники, камеру-обскуру(см. КАМЕРА-ОБСКУРА), Вермер достиг в своих городских видах, их всего два — «Улочка» (Государственный музей, Амстердам) и «Вид Дельфта» (Маурицхейс, Гаага) удивительной, почти фотографической объективности, соединив ее с привычной своей мягкой поэзией.

    Многие из его жанровых сцен суть обобщенные жанровые портреты. Их лиризм настолько убедителен, что они кажутся олицетворениями женственности как таковой, воплощениями души, как бы тоскующей на темном, ночном фоне в «Девушке с жемчужиной» (там же) либо, напротив, пытливого разума — в поздних «Географе» (Штеделевский художественный институт, Франкфурт-на-Майне) и «Астрономе» (Собрание Ротшильд, Париж).

    Воздействие образов Вермера усилилось после его нового открытия в середине 19 века, захватив не только изобразительное искусство, но и литературу (память о делфтском мастере, в частности, воплощает фигура художника Эльстира из эпопеи М. Пруста(см. ПРУСТ Марсель) «В поисках утраченного времени»).

  3. Источник: Энциклопедический словарь