Словарь Брокгауза и Ефрона

    (Johann-Georg Hamann) из Кенигсберга (1730-1788) представляет вместе с Гердером и Якоби реакцию против школьного рационализма и догматизма во имя свободного религиозного чувства и живой веры. Получив в Кенигсберге основательное филологическое образование, Г. жил домашним учителем в Риге, а затем отправился в Лондон. Он вел беспорядочную жизнь, расстроил свои и чужие дела и впал в глубокое уныние, из которого был выведен чтением Библии. Вторую половину своей жизни Г. провел в родном городе, сначала на службе, потом в отставке, живя на средства одного из своих почитателей. Главный материал для биографии и характеристики Г. дают его "Ge danken ü ber meinen Lebenslauf" и многочисленные письма (между прочим к Гердеру, к Канту). Г. никогда не излагал систематически своих мыслей, и все его сочинения состоят из мелких статей, заметок и полемических выходок под вычурными заглавиями и странными псевдонимами: северного мага, северного дикаря, экс-мандарина Мьен-ман-гоама, рыцаря розового креста, телонарха; одна статья написана от лица немецкой буквы h; другая вместо эпиграфа, но без всякого отношения к содержанию, украшена следующим billet-doux а l' éditeur: "Je suis femme, c'est par curiosité et par dépit, que je trahis un drôle, que je ne reconnais plus.. . Catin". — Все эти писания испещрены греческими и латинскими текстами, непонятными намеками и неожиданными отступлениями. Неспособность Г. к спокойному и связному раcсуждению и странности стиля, граничащие с умопомешательством, объясняются, вероятно, некоторыми особыми патологическими обстоятельствами, о которых он упоминает в своих мемуарах. По философскому содержанию своих мыслей Г. примыкает к Джордано Бруно с его principium coincidentiae oppositorum и может считаться предвестником Гегеля. Все ходячие противоположности между божественным и человеческим, идеальным и реальным, духом и природой, разумом и чувственностью, естественным светом и откровением суть лишь произведения отвлеченного рассудка школьных философов, не соответствующие истине. Если Бог есть действительное начало всего, то все божественно; но, с другой стороны, поскольку Божество сообщается или открывается нам, оно неизбежно входит в формы нашего бытия, и следовательно, все божественное есть вместе с тем человеческое. "Естествоведение и история суть два столба, на которых покоится истинная религия. Неверие и суеверие основываются на поверхностной физике и поверхностной истории". — Восставая против отвлеченных и искусственных категорий, изобретаемых школьными философами (между прочим, Кантом), Г. находил истинное выражение разума в языке. — В вере Г. видел непосредственное личное состояние души, не подлежащее доказательствам и не нуждающееся в них. Божественный смысл Библии, скрывающийся под человеческой оболочкой её буквы, присутствие Бога в природе и истории, Его воплощение в И. X., провиденциальное действие в личной жизни христианина и, наконец, бессмертие души — вот настоящие предметы живой веры; все прочее есть суеверие — другая форма неверия. Традиционный догматизм школьных теологов, так же как и рационалистический теизм школьных философов, есть для Г. лишь замаскированный атеизм; папизм с его иерархией — то же самое. Сочинения Г. изд. Friedrich Roth, потом Gildemeister. См. также: Rink, "Mancherley"; Cramer, "Sibyllinische Bl ätter des Magus im Norden"; Petri, "J. G. Hamann's Schriften u. Briefe"; Poel, "J. G. Hamann, der Magus im Norden".

    Вл. Соловьев

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    Гаман (Hamann) Иоганн Георг (27.8. 1730, Кенигсберг, — 21.6.1788, Мюнстер), немецкий философ, критик, писатель. Изучал в Кенигсберге философию, богословие, филологию. Его «Сибиллины листки» (издание 1819) изложены в форме оракульских изречений. За свой тёмный стиль и афоризмы, напоминающие прорицания, Г. был прозван «северным магом». Автобиография Г. «Мысли о ходе моей жизни» (1758) содержит мистические размышления над смыслом Библии и Экклезиаста. В отличие от просветителей, Г. считал художественное творчество бессознательным процессом.

    В философии Г. был сторонником учения о непосредственном знании. Критикуя рационализм просветителей, в частности философию Канта («Метакритика о пуризме разума», 1784, издание 1800), Г. развил идеи мистически окрашенной интуитивистской диалектики. Выступая против рассудочного метода мышления, Г. возродил мысль о совмещении противоположностей как всеобщем законе бытия. Подчёркивал роль чувства и образа в поэзии, которая, по Г., древнее прозы и составляет первоначальный язык человечества. В работах по языку, поэзии и эстетике полемизировал с теорией языка И. Гердера. Оказал влияние на нем. литературу «Бури и натиска» и формирование философско-эстетических идей нем. романтизма.

    Соч.: Sarntliche Werke. Historisch-kritische Ausgabe von J. Nadler, Bd 1—6, W., 1949—57; Hauptschriften, hrsg. von F. Blanke und L. Schreiner. [Bd 2, 5, 7], Guterslob, 1956—62.

    Лит.: Кожевников В. А., Философия чувства и веры в ее отношениях к литературе и рационализму 18 в. и к критической философии, ч. 1, М., 1897; Асмус В. Ф., Проблема интуиции в философии и математике, 2 изд., М., 1965: Unger R., Hamann und die Aufklarung, Bd I—2, 2Aufl., Halle/Saale, 1925; Metzke Е., J. G. Hamanns Stellung in der Philosophic des 18. Jahrhunderts, Halle, 1934.

    Н. П. Банникова, Р. М. Баскина, Г. М. Фридлендер.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Энциклопедия Кольера

    (Hamann, Johann Georg)

    ИОГАНН ГЕОРГ ГАМАН

    ИОГАНН ГЕОРГ ГАМАН

    (1730-1788), немецкий мыслитель, которого называли "северным магом", родился в Кенигсберге (Восточная Пруссия) 27 августа 1730. Его ранние занятия, как и вся последующая жизнь, носили несистематический характер, но вдохновлялись страстным поиском истины безо всякой утилитарной цели. Гаман вел беспокойную жизнь, менял места работы и жительства, некоторые из наиболее плодотворных идей пришли к нему в Англии, где он жил с апреля 1757 по июль 1758. Среди его книг - Сократические достопримечательности (Sokratische Denkwrdigkeiten, 1759); Крестовые походы филолога (Kreuzzge des Philologen, 1762); Метакритика пуризма разума (Metakritik ber den Purismus der Vernunft, 1784, опубл. в 1800); Мысли о моем жизненном пути (Gedanken ber meinen Lebenslauf, 1759, опубл. в 1821). Сочинения Гамана фрагментарны и несистематичны, состоят из афоризмов, часто носят характер пророчеств и загадочны по содержанию и способу выражения. Умер Гаман в Мюнстере 21 июня 1788. Гаман был пророком литературного движения "Буря и натиск" и оппонентом Просвещения. В противовес рационализму Канта подчеркивал значение продуктивной способности чувств. Разделение разума и чувств, играющее существенно важную роль в системе Канта, ввиду его абстрактности представлялось Гаману стерильным и противоречащим нашему языку, в котором эти две "противоположности" слиты. Гаман любил ссылаться на концепцию тождества противоположностей Джордано Бруно (опиравшегося на Николая Кузанского); он обладал поразительной способностью постигать единство вещей, которые анализирующий разум видит четко разделенными, и обвинял философов в разъединении того, что объединено Богом. Всякое познание и действие, по Гаману, должно исходить из конкретных вещей и конкретной личной связи с вещами - веры. Разум вторичен: nil in intellectu quod non antea in sensu (нет ничего в интеллекте, чего бы не было прежде в чувствах). Природа и откровение (включающие историю и традицию) являются истинными источниками всякого знания. Гаман был гением вдохновения и оказал непосредственное и глубокое влияние на И.Гердера, познакомив его с английской литературой, особенно с произведениями Шекспира и Оссианом Макферсона; передал Гердеру и движению "Бури и натиска" (через них всему движению романтизма) свои взгляды на сущность языка и поэзии ("поэзия - первоначальный язык человечества"), склонность к иррациональному и интуитивному, учение о "тотальности" (всецелой вовлеченности), превознесение исступления, страстности, гения, веру в ценность человека как такового и преклонение перед чувством, верой и силами природы. Глубоко религиозный человек, хотя и не принимавший ни ортодоксальных, ни пиетистских взглядов, которые господствовали в его время, Гаман стремился увидеть и открыть божественное начало в вещах и человеческих существах. Его идеи оказали влияние на философию 19 в. - Шеллинга, Гегеля, Кьергегора, а также на творчество Гете.

    ЛИТЕРАТУРА

    Гаман И.Г. Пять пастырских посланий о школьной драме. - В кн.: Идеи эстетического воспитания, т. 2. М., 1973

  5. Источник: Энциклопедия Кольера



  6. Энциклопедический словарь

    Га́ман Иоганн Георг

    (Hamann) (1730—1788), немецкий критик, писатель, философ, сторонник учения о непосредственном знании. Развил идеи мистически окрашенной интуитивистской диалектики (совпадение противоположностей и др.). Поэзия, по Гаману, — древнейший язык человечества. Оказал влияние на литературу «Бури и натиска» и немецкий романтизм.

    * * *

    ГАМАН Иоганн Георг

    ГА́МАН (Hamann) Иоганн Георг (1730—88), немецкий критик, писатель, философ, сторонник учения о непосредственном знании(см. НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ ЗНАНИЕ). Развил идеи мистически окрашенной интуитивистской диалектики (совпадение противоположностей и др.). Поэзия, по Гаману, — древнейший язык человечества. Оказал влияние на литературу «Бури и натиска»(см. БУРЯ И НАТИСК) и немецкий романтизм.

  7. Источник: Энциклопедический словарь