Большая Советская энциклопедия

    (нем. Lándler, от Landl — местность в Австрии)

    крестьянский танец, возникший в Южной Германии и Австрии (имеются местные разновидности Л.). Музыкальный размер 3/4 и 3/8. В начале 19 в. получил распространение в городской среде. Один из танцев, от которых произошёл Вальс.Музыкальная форма Л. представлена в творчестве Л. Бетховена, Ф. Шуберта, Р. Шумана.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Большой энциклопедический словарь

    ЛЕНДЛЕР - народный австрийско-немецкий танец (парный круговой). Музыкальный размер 3/4 или 3/8.

  3. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  4. Современная энциклопедия

    ЛЕНДЛЕР (немецкое Landler, буквально - сельский житель), народный австрийско-немецкий 3-дольный танец. Предшественник вальса. Инструментальная пьеса (Ф. Шуберт).

  5. Источник: Современная энциклопедия. 2000.



  6. Энциклопедический словарь

    ле́ндлер

    (L;andler), народный австрийско-немецкий 3-дольный танец (парный круговой). Предшественник вальса.

    * * *

    ЛЕНДЛЕР

    ЛЕ́НДЛЕР, народный австрийско-немецкий танец (парный круговой). Музыкальный размер 3/4 или 3/8.

  7. Источник: Энциклопедический словарь



  8. Музыкальная энциклопедия

    (нем. Lдndler) - нар. парный круговой танец. Размер 3/4 или 3/8, темп умеренный, движения с прыжками. Распространён в Австрии (особенно в Штирии) и Юж. Германии (Баварии). Слово "Л." часто переводят как "деревенский танец" (от нем. Land - сельская местность, деревня), что вполне соответствует его происхождению и бытованию, однако, вероятно, оно связано с назв. местности в Австрии - Ландль (Landl).

    Под назв. "Л." к нач. 19 в. объединялись мн. разновидности нар. австр. и нем. танцев, известных по хореографич. описаниям с 16 в. Варианты Л., отличающиеся друг от друга танц. рисунком и инстр. сопровождением (две скрипки, две скрипки и бас, духовой ансамбль), встречаются в разных областях Австрии, Юж. Германии, Швейцарии и соответственно имеют разл. названия. Одна из разновидностей Л. (Oberlдndler) характеризуется переменным размером (2/4-3/4). В проф. музыке первые образцы Л. известны с 17 в. Большую популярность танец приобрёл во 2-й пол. 18 в., использовался венскими композиторами (В. А. Моцарт - 6 Lдndlerische fьr 2 Violinen und BaЯ К. 606); часто фигурирует в их произв. под назв. "немецкий танец".

    Ф. Шуберт. "Из 12 немецких танцев...", ор. 171, No 4.

    Закрепилась характерная форма - два 8-тактных периода с повторением каждого. В таком же виде и под тем же назв. Л. встречается и у Ф. Шуберта; для его Л. характерны распевы по звукам аккордов осн. гармонич. функций, напоминающие тирольские jodeln, что связано, очевидно, с практикой пения при исполнении нек-рых разновидностей Л. В сериях шубертовских танцев наметился переход от энергич., бодрого Л. с акцентами и замедлениями (чаще всего на 3-й доле такта) к более лиричному, плавному и гибкому по мелодич. рисунку вальсу 19 в.

    В музыке 19-20 вв. темы в характере Л. встречаются у мн. австр. и нем. композиторов. Нек-рые миниатюры из "Бабочек" Шумана, вальсов ор. 39 Брамса напоминают Л. Претворение Л. характерно для мн. симфоний А. Брукнера и Г. Малера (напр., 2-я часть 1-й симфонии Малера "Im Lдndlertempo"). В произв. Малера с помощью Л. изображается патриархальный образ жизни народа (нередко с иронич. окраской).

    Литература: Иванов-Борецкий М. В., Вальсы Шуберта. Опыт стилистического исследования, в кн.: Михаил Владимирович Иванов-Борецкий. Статьи и исследования. Воспоминания о нем, М., 1972; Binder E., Oberцsterreichischer Original-Lдndler aus дlterer Zeit, W., 1909; Dondl H., Der Lдndler, Mьnch., 1912; Gielge H., Der geradetaktige Lдndler, "Das deutsche Volkslied", 1940, (Bd) 42; Hamza E., Der Lдndler, W., 1957 (Forschungen zur Landeskunde von Niederцsterreich, Bd 9); Hoeburger F., Die Zwiefachen, В., 1956.E. M. Царёва.

  9. Источник: Музыкальная энциклопедия



  10. Большой Энциклопедический словарь

  11. Источник: