Словарь Брокгауза и Ефрона

    см. Гармониум.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    гармониум (нем. Fisharmonium, от греч. phýsa – мехи, дутьё и harmonía – гармония), духовой клавишный инструмент. Изобретён в 10-е гг. 19 в. Предшественник Ф. – т. н. орган-экспрессив, изготовленный французом Г. Ж. Гренье (1810). По конструкции к Ф. приближается и инструмент, созданный мастером А. Хёккелем (1818). Современная Ф. по форме напоминает Пианино (меньшего размера), имеет фортепианную клавиатуру, 6–20 регистров, включаемых выдвижными рычажками. Клавиатура делится на левую (C1 – e1) и правую (f1 – c4) половины. Звучащая основа Ф. – латунные планки со стальными проскакивающими язычками, которые приводятся в колебание воздухом, направленным по соответствующим каналам. Воздух нагнетается мехами, управляемыми ножными педалями. Звучание Ф. напоминает органное.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Словарь форм слова

    1. фисгармо́ния;
    2. фисгармо́нии;
    3. фисгармо́нии;
    4. фисгармо́ний;
    5. фисгармо́нии;
    6. фисгармо́ниям;
    7. фисгармо́нию;
    8. фисгармо́нии;
    9. фисгармо́нией;
    10. фисгармо́ниею;
    11. фисгармо́ниями;
    12. фисгармо́нии;
    13. фисгармо́ниях.
  5. Источник: Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку»



  6. Толковый словарь Ожегова

    ФИСГАРМО́НИЯ, -и, жен. Клавишный духовой музыкальный инструмент с мехами.

  7. Источник: Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992.



  8. Малый академический словарь

    , ж.

    Клавишный духовой музыкальный инструмент, по звучанию напоминающий орган.

    [Отец] играл на фисгармонии, которая шипела и рычала; он старался выдавить из нее стройные, гармоничные звуки. Чехов, Анна на шее.

    [нем. Fisharmonium]

  9. Источник: Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР. Евгеньева А. П.. 1957—1984.



  10. Толковый словарь Ушакова

    ФИСГАРМО́НИЯ, фисгармонии, жен. (нем. от греч. physa - мехи и harmonia). Клавишный духовой музыкальный инструмент, действующий посредством мехов, раздуваемых ножными педалями.

  11. Источник: Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.



  12. Толковый словарь Ефремовой

    ж.

    Клавишный духовой музыкальный инструмент с воздухонагнетающим с помощью двух педалей устройством, по звучанию напоминающий орган.

  13. Источник: Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.



  14. Большой энциклопедический словарь

    ФИСГАРМОНИЯ (нем. Fisharmonium - от греч. physa - мехи и harmonia - гармония), клавишный музыкальнй инструмент с воздухонагнетающим педальным устройством. Звук производят проскакивающие металлические язычки. По форме близок пианино. Другое название - гармониум.

  15. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  16. Современная энциклопедия

    ФИСГАРМОНИЯ (немецкое Fisharmonium, от греческого physa - мехи и harmonia - гармония), клавишный пневматический музыкальный инструмент с воздухонагнетающим педальным устройством. Известен с начала 19 в. Звук производят проскакивающие металлические язычки. По форме близок пианино. Древнее название - гармониум.

  17. Источник: Современная энциклопедия. 2000.



  18. Большой англо-русский и русско-английский словарь

    жен.;
    муз. harmoniumж. муз. harmonium.

  19. Источник: Большой англо-русский и русско-английский словарь



  20. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь

    фисгармония ж муз. Harmonium n 1, pl -ni|en

  21. Источник: Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь



  22. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь

    ж муз.

    Harmonium n, pl -nien

  23. Источник: Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь



  24. Большой французско-русский и русско-французский словарь

    ж.

    harmonium m

  25. Источник: Большой французско-русский и русско-французский словарь



  26. Большой испано-русский и русско-испанский словарь

    ж.

    (h)armonio m; melodio m (Лат. Ам.)

  27. Источник: Большой испано-русский и русско-испанский словарь



  28. Энциклопедия Кольера

    (гармониум, мелодиум), музыкальный инструмент, представляющий собой большую гармонику с механическими мехами и клавиатурой. Отличительной особенностью этого инструмента является свободно проскакивающий язычок - источник звука, заимствованный в Европе в конце 18 в. от шэна, китайского губного органа, состоящего из тыквы (резервуара) и вставленных в нее трубок с язычками. Многочисленные изобретатели на Западе использовали язычок в музыкальных инструментах (эти эксперименты дали два успешных результата - губную гармонику и аккордеон), но совместить встроенные мехи с клавиатурой удалось лишь парижанину А.Дебену, запатентовавшему свою фисгармонию в 1840. В инструменте Дебена мехи, приводимые в действие ногами исполнителя, нагнетают воздух в воздушную камеру и оттуда через каналы, открываемые или закрываемые с помощью клавиш, к звучащим язычкам. В т.н. американском органе, сконструированном в 1855 фирмой "Мейсон энд Хамлин" в Бостоне, воздух не нагнетался, а засасывался. Мелодиум - это американский орган с горизонтальным корпусом на тонких ножках (в отличие от фисгармонии, напоминающей пианино). Хотя инструменты типа фисгармонии обладают определенной мягкостью и выразительностью звучания, которых лишен орган, они заменяли его главным образом лишь в маленьких церквах и домашних гостиных конца 19 - начала 20 вв.

  29. Источник: Энциклопедия Кольера



  30. Энциклопедический словарь

    ФИСГАРМО́НИЯ -и; ж. [нем. Fisharmonium] Клавишный духовой музыкальный инструмент, по звучанию напоминающий орган.

    * * *

    фисгармо́ния

    (нем. Fisharmonium, от греч. phýsa — мехи и harmonía — гармония), клавишный музыкальный инструмент с воздухонагнетающим педальным устройством. Звук производят проскакивающие металлические язычки. По форме близок пианино. Другое название — гармониум.Фисгармония.

    * * *

    ФИСГАРМОНИЯ

    ФИСГАРМО́НИЯ (нем. Fisharmonium, от греч. physa — мехи и harmonia — гармония), клавишный музыкальнй инструмент с воздухонагнетающим педальным устройством. Звук производят проскакивающие металлические язычки. По форме близок пианино. Другое название — гармониум.

  31. Источник: Энциклопедический словарь



  32. Музыкальная энциклопедия

    (нем. Fisharmonium, от греч. pusa - мехи, дутьё и armonia - гармония) - клавишный пневматич. муз. инструмент. Имеет свободно проскакивающие металлич. язычки, к-рые приводятся в колебат. движение воздушной струёй, нагнетаемой мехами. Для этого исполнитель попеременно нажимает 2 широкие педали в нижней части Ф. Органный мастер Ф. Киршник, чех по национальности, работавший в Петербурге с 1784, в том же году впервые применил этот способ звукоизвлечения в изготовленном им инструменте. Киршником же был создан механизм espressivo - приспособление для усиления и ослабления звука в зависимости от глубины нажатия клавиши ("двойной нажим"), к-рый был использован в России В. Ф. Одоевским в 1849 для кабинетного органа "Себастианон". В 1790 Ракниц (ученик Киршника) в Варшаве ввёл проскакивающие язычки в оркестрионе Г. И. Фоглера, к-рый гастролировал со своим инструментом в разных странах, исполняя на нём разл. произв. После концертов он демонстрировал оркестрион, объясняя его устройство. Вслед за ним подобные инструменты, действие к-рых основано на воздухонагнетательном принципе, создали Н. Мельцель в Вене (1804), Л. Зауэр в Праге (1805). Создателем Ф. считается Г. Ж. Гренье, сконструировавший в 1810 т. н. орган с выражением (orgue expressif, Expressivorgel), в к-ром применён набор планок с металлич. голосами. Позднее его усовершенствовали И. Д. Бушман в Берлине (1816) и А. Хекль в Вене (1818); последнему и принадлежит назв. "Ф.". В 1848 А. Ф. Дебен изготовил Ф. в форме пианино (меньшего размера), к-рую сохраняют и современные Ф.

    Ф. "с двойной выразительностью" ("double expression") запатентована в 1854 парижским мастером В. Мюстелем (1815-90). Ф. имеет 1-2 мануала, 6-20 регистров, включаемых посредством выдвижных деревянных рычажков либо путём нажатия соответствующих кнопок. Клавиатура делится на левую (Ct - е1) и правую (f1 - с4), т. е. внутри находятся 2 самостоятельно действующих "набора" планок, имеющих свои регистры. На протяжении 19 в. в конструкцию Ф. были введены разл. усовершенствования, в т. ч.: perkussion - устройство, дающее возможность чёткой атаки звука, вплоть до staccato; prolongement - механизм, продлевающий звук, и др.

    Нем. и англ. мастера получали динамич. оттенки на Ф. с помощью спец. створок, положение к-рых исполнитель менял движениями колен.

    Среди родственных Ф. инструментов - аэолина, эолодикон (изготавливались в 1820-30-х гг. в Петербурге мастером К. Виртом), гармониум (патент получил А. Ф. Дебен в 1840 в Париже), аэрофон, мелофон, мелодиум (впервые инструменты под этим назв. начал выпускать с 1829 парижский мастер Ж. Александр) и др. В 1856 возникла амер. фирма "Эстей", в 1861 - амер. фирмы "Мазон" и "Хемлин". В амер. Ф. использовался противоположный способ - воздуховсасывающая система; звучание амер. Ф. мягче, нежнее. В европ. Ф., с их несколько более напряжённой колористич. палитрой, мастера Ф. пытались в большей или меньшей степени имитировать специфич. технич. и звуковые возможности органа. Регистры больших Ф.- 16', 8', 4', 2'; реальный объём - до 5 октав.

    В кон. 19 - нач. 20 вв. Ф. получила распространение в домашнем быту любителей музыки. В устной речи я в прессе (немузыкальной) её называли в этот период "органом". Оснований для этого нет, т. к. орган - духовой трубчатый инструмент, а Ф.- язычковый. Наличие 2 клавиатур и ножной клавиатуры (редко; при игре на таком типе Ф. необходим помощник - т. н. калькант, накачивающий воздух в мехи ручным способом) делало Ф. полезным инструментом для домашних упражнений специалистов-органистов в период черновой работы над координацией движений рук и ног. В Германии в 19 в. Ф. в качестве орг. регистра включали в диспозицию одного из побочных мануалов (16', 8'); под назв. аэолина такой регистр существовал в старом органе Малого зала Моск. консерватории (1885-1959, нем. фирма "Ф. Ладегаст").

    Количество пьес, сочинённых для Ф., довольно значительно (сюда входят школы игры на Ф., соч. т. н. салонных композиторов и др.), однако оригинальной художественно ценной лит-ры для этого инструмента не создано; любители исполняли на Ф. певучие мелодии спокойного, сосредоточенного характера (хорошо звучал аккомпанемент в выдержанных гармониях) - гл. обр. транскрипции разл. вок., орк., а также клавирных, орг. и др. инстр. соч. Со 2-й трети 20 в. популярность Ф. падает; ныне выпускаются в небольшом кол-ве.

    Литература: Ройзман Л., Орган в истории русской музыкальной культуры, М., 1979; Promberger I., Theoretischpraktische Anleitung zur Kenntnis und Behandlung der Physharmonika, W., 1830; Alexandre J., Notice sur les orgues mйlodium d'Alexandre et fils inventeurs, P., 1844, 1848; Lederle K., Das Harmonium, seine Geschichte, Konstruktion, Disposition und Benьtzung, В., 1884; Eiehm W., Das Harmonium, sein Bau und seine Behandlung, Basel - Ludwigsburg, 1868, 1897; Allihn M., Wegweiser durch die Harmoniummusik, В., 1894; Mustel A., L'orgue expressif ou l'Harmonium, v. 1-2, P., 1903; Frotscher G., Die Orgel, Lpz., 1927.Л. И. Ройзман.

  33. Источник: Музыкальная энциклопедия



  34. Большой Энциклопедический словарь

    ФИСГАРМОНИЯ
    ФИСГАРМОНИЯ (нем. Fisharmonium - от греч. physa - мехи и harmonia - гармония), клавишный музыкальнй инструмент с воздухонагнетающим педальным устройством. Звук производят проскакивающие металлические язычки. По форме близок пианино. Другое название - гармониум.

    Большой Энциклопедический словарь. 2000.

  35. Источник: