Большая Советская энциклопедия

    термин, традиционно используемый для обозначения социологических концепций, пытающихся объяснить изменение состояний общества воздействием какого-либо явления, признаваемого единственным фактором, определяющим эти изменения.

    В истории социальной мысли известно несколько попыток такого объяснения механизма развития общества. К их числу относятся географические, демографические, психологические, в конце 19 в. – технологические и и др. виды Детерминизма. Однако всякий раз эти попытки приводили к ситуации (которую Г. В. Плеханов назвал заколдованным кругом взаимодействия), вызываемой тем, что явление, используемое в качестве фактора, прежде чем стать. причиной, было следствием (см. «К вопросу о развитии монистического взгляда на историю», гл. 2). В конце 19 – начале 20 вв. ряд буржуазных социологов (М. Вебер, М. М. Ковалевский), неправомерно изображая марксизм как однофакторную теорию – экономический детерминизм, противопоставлял ему т. н. концепцию множества факторов, согласно которой развитие общества определяется одновременным воздействием экономических, демографических, религиозных, психологических и др. факторов. Подобная позиция приводит к эклектике, механическому соединению различных факторов.

    К. Маркс, Ф. Энгельс и В. И. Ленин отвергли попытки вульгаризации марксизма, изображения его как экономического детерминизма. Марксизм рассматривает общество как развивающуюся систему, изображает «... весь процесс в целом (а потому также и взаимодействие между его различными сторонами)» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 3, с. 37), выделяя при этом в качестве определяющего Способ производства. См. также Исторический материализм.Формация общественно-экономическая.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Философская энциклопедия

    ФАКТОРОВ ТЕОРИЯ

    — социологическая идея, постулирующая, что общественное развитие определяется взаимодействием многих факторов: экономики, науки, техники, религии, морали и т.д.; в разные периоды развития общества ведущим является какой-то один из таких факторов или их группа. Напр., в Средние века социальная жизнь определялась прежде всего религией и традицией; в индустриальном обществе ведущим фактором является развитие науки и техники. Ф.т. сложилась в кон. 19 — нач. 20 в. как реакция на неудачные попытки объяснить общественное развитие решающим воздействием какого-то одного, остающегося постоянным фактора (географического, экономического, геополитического, демографического, расового и др.). Но если, напр., экономический детерминизм был теорией, то Ф.т. социальной теорией не является, а представляет собой только общую, быть может, небезынтересную, рекомендацию по построению теории социального развития. Не будучи научной теорией, Ф.т. не способна служить основанием ни для объяснения (предсказания) социальных явлений, ни для их понимания.

  3. Источник: Философская энциклопедия



  4. Советская историческая энциклопедия

    термин, к-рым обозначаются иногда в лит-ре теории, рассматривающие обществ. развитие либо как результат воздействия к.-л. одного "фактора" (религии, географич. среды, народонаселения, развития техники и др.), либо (а в совр. лит-ре чаще всего) как результат взаимодействия множества независимых друг от друга, принципиально равнозначных "факторов", взаимодействие к-рых не подчинено никакой закономерности, а объясняется лишь конкретным стечением обстоятельств (см. Плюрализм). Гносеологич. основой "Ф. т." является метафизич., механистич. понимание причинноследств. связей в истории общества, абсолютизация различных сторон прошлой человеческой деятельности, постулируемых как нечто "данное" (история становится при этом почти "автоматической"), эклектизм. Марксистское, материалистич. понимание истории, нередко рассматриваемое сторонниками плюралистич. разновидности "Ф. т." как одностороннее объяснение истории "экономическим фактором" (что характерно для т. н. экономического материализма), в действительности преодолевает метафизич. ограниченность и эклектизм "Ф. т.". См. в статьях Исторический материализм, История, Методология истории.

    Лит.: Лабриола A., Очерки материалистического понимания истории, М., 1960; Плеханов Г. В., Избранные филос. произведения, т. 1-5, М., 1956-58 (см. т. 5, предметный указатель - Взаимодействие, критика теории "факторов").

  5. Источник: Советская историческая энциклопедия