Большая Советская энциклопедия

    Положение о губернских и уездных земских учреждениях, буржуазная реформа, вызванная необходимостью приспособить самодержавный строй России к потребностям капиталистического развития, стремлением царизма привлечь на свою сторону либералов в борьбе с революционным движением. «... Земская реформа, — писал В. И. Ленин, — была одной из тех уступок, которые отбила у самодержавного правительства волна общественного возбуждения и революционного натиска» (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 5, с. 33). Проект З. р. разрабатывался с 1859 комиссией при министерстве внутренних дел (председатель Н. А. Милютин, с 1861 — П. А. Валуев). Подписанное царём «Положение» о земских учреждениях отразило различные интересы дворянских группировок. Согласно «Положению» 1864, создавались губернские и уездные Земские собрания и земские управы (См. Земская управа).В основу избирательной системы были положены выборное, имущественный (ценз) и сословное начала. Избиратели делились на 3 курии: уездных землевладельцев, городских избирателей и выборных от сельских обществ. Правом участия в выборах по 1-й курии пользовались владельцы не менее чем 200 дес. земли, владельцы промышленных, торговых предприятий или др. недвижимого имущества на сумму не ниже 15 тыс. руб. или приносящего доход не менее 6 тыс. руб. в год, а также уполномоченные от землевладельцев, обществ и учреждений, владевших не менее 1/20 ценза 1-й курии. Избирателями городской курии были лица, имевшие купеческие свидетельства, владельцы предприятий или торговых заведений с годовым оборотом не ниже 6 тыс. руб., а также владельцы недвижимой собственности на сумму от 500 руб. (в небольших городах) до 3 тыс. руб. (в крупных городах). От выборов, т. о., отстранялись рабочие, мелкая буржуазия, интеллигенция. Выборы по крестьянской курии были многостепенными: сельские общества выбирали представителей на волостные сходы, те — выборщиков, а последние — гласных в уездное земское собрание. Губернские гласные избирались на уездных земских собраниях. Система выборов обеспечивала значительное преобладание в земствах помещиков. Председателями губернских и уездных съездов были предводители дворянства.

    Земские собрания и управы были лишены права как учреждения общаться между собой, они не имели принудительной власти, т.к. полиция им не подчинялась; их деятельность контролировалась губернатором и министром внутренних дел, имевшими право приостанавливать исполнение любого постановления земского собрания. Опасаясь влияния земских учреждений, правительство предоставило им право ведать лишь местными хозяйственными делами: содержанием путей сообщения, строительством и содержанием школ и больниц (для чего земства облагали население местными сборами), «попечением» о развитии местной торговли и промышленности и т.п.

    З. р. проводилась не повсеместно и не одновременно. К концу 70-х гг. земства были введены в 34 губерниях Европейской России и в Области войска Донского (в 1882 ликвидированы). Многие национальные и др. районы Российской империи земств не имели. Несмотря на ограниченность З. р., она содействовала развитию местной инициативы, буржуазного хозяйства, буржуазной культуры и была шагом на пути превращения феодальной монархии в буржуазную. «Контрреформы» конца 80-х — начала 90-х гг. значительно сузили деятельность земств.

    Лит. см. при ст. Земство.

    В. В. Гармиза.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Энциклопедический словарь

    Зе́мская рефо́рма 1864

    («Положение о губернских и уездных земских учреждениях»), одна из реформ 1860-х гг. в России. Предусматривала создание органов местного самоуправления — земств.

    * * *

    ЗЕМСКАЯ РЕФОРМА 1864

    ЗЕ́МСКАЯ РЕФО́РМА 1864 (Положение о губернских и уездных земских учреждениях), одна из великих реформ 1860-х гг. в России, создала органы местного самоуправления — земства(см. ЗЕМСТВО).

    * * *

    ЗЕ́МСКАЯ РЕФО́РМА 1864 («Положение о губернских и уездных земских учреждениях 1 января 1864 г.»), одна из наиболее важных Великих реформ 1860—70-х гг., наиболее тесно связанная с отменой крепостного права в России. Земская реформа вводила всесословное выборное местное самоуправление в уездах и губерниях.

    Подготовка реформ

    Подготовка земской реформы началась в 1859, когда полным ходом шла работа над крестьянской реформой 1861(см. КРЕСТЬЯНСКАЯ РЕФОРМА). Лидером в этой законодательной деятельности правительства был Н. А. Милютин(см. МИЛЮТИН Николай Алексеевич). Основные принципы земельной реформы — выборность, всесословность, самоуправление в вопросах местных хозяйственных нужд — были включены в проект еще до отставки Милютина в апреле 1861. Возглавивший затем подготовительные работы министр внутренних дел П. А. Валуев(см. ВАЛУЕВ Петр Александрович) (оппонент Милютина) был вынужден считаться с этим проектом и принять его за основу.

    Формирование местных органов

    «Положение 1 января 1864» предусматривало создание земства в 34 губерниях Европейской части России. Земская реформа не распространялась на Сибирь, Архангельскую, Астраханскую и Оренбургскую губернии, где почти не было дворянского землевладения, а также на национальные окраины России — Прибалтику, Польшу, Кавказ, Казахстан, Среднюю Азию. В 1911—13 земские учреждения, помимо 34 губерний, были введены еще в 9-ти.

    Согласно «Положению» создавались земские учреждения в уезде и губернии, состоявшие из земских собраний(см. ЗЕМСКИЕ СОБРАНИЯ) и земских управ. Избирательная система строилась на сочетании сословного и имущественного принципов. Каждые три года жители уезда разных сословий избирали от 14 до 100 с лишним гласных — депутатов уездных земских собраний. Выборы проводились по куриям (частям), на которые разделялось все уездное население. Первую курию составляли землевладельцы, имевшие 200 десятин и более земли (включая надельное землевладение крестьян, еще не перешедших на выкуп) или другое недвижимое имущество стоимостью 15 тыс. руб., или годовой доход в 6 тыс. руб. Тон в этой курии задавали дворяне (помещики), однако со временем все большую роль начали играть представители других сословий — купцы, скупавшие дворянские земли, богатые крестьяне, приобретавшие землю в собственность. Вторую курию составляли горожане, владевшие купеческими свидетельствами, торговыми и промышленными предприятиями с годовым доходом не менее 6 тыс. руб., владельцы городских недвижимых имуществ стоимостью не менее чем 500 руб. — в небольших и 2 тыс. руб. в крупных городах. Третья курия главным образом состояла из представителей сельских обществ, крестьян, для которых не требовался специальный имущественный ценз. Создание сословного крестьянского самоуправления (сельского и волостного) позволило дать выход крестьянам во всесословные земские учреждения. В результате первых земских выборов 1865—66 дворяне составили 42% уездных и 74% губернских гласных, крестьяне соответственно — 38,5% и 10,6%, купцы — 10,4% и 11%. Гласные уездных земств избирались в куриях, а губернских — в уездных земских собраниях. Председателями уездного и губернского земских собраний являлись уездный и губернский предводители дворянства. Земские собрания являлись распорядительными органами, они избирали исполнительную власть — губернские и уездные земские управы (три, пять человек).

    Права земств

    Компетенция земства ограничивалась местными хозяйственными делами (медицина, народное образование, агрономия, ветеринарная служба, устройство местных дорог, организация статистики и др.). Земские сборы обеспечивали финансовую базу деятельности земских учреждений. Бюджет утверждался земским собранием. Он складывался в основном из налогов на недвижимость, прежде всего — на землю, при этом главная тяжесть ложилась на владения крестьян. В пределах своей компетенции земства обладали относительной самостоятельностью. Губернатор мог лишь наблюдать за законностью земских решений. Он также утверждал председателя уездной земской управы, членов губернской и уездной управ. Председателя губернской земской управы утверждал министр внутренних дел.

    В структуре земских учреждений не было «мелкой земской единицы», т. е. всесословного волостного земства, наиболее близкого к нуждам местного населения, не был предусмотрен и общероссийский орган, который мог бы координировать деятельность местных земств. В результате земства оказались «зданием без фундамента и крыши». Правительство препятствовало и общению земств друг с другом, боясь конституционных веяний. У земств не было собственных органов принудительной власти, что вынуждало их обращаться к администрации и полиции. Все это поставило земство с первых шагов в оппозицию к самодержавной власти и вместе с тем делало его уязвимым, не защищенным от пресса могучей государственной машины. Общий пересмотр земской реформы осуществлен в царствование Александра III. В 1890 принята земская контрреформа(см. КОНТРРЕФОРМАЦИЯ), существенно ограничившая права земств.

    Значение земской реформы

    Земская реформа создала в России новый, современный институт местного самоуправления, приобщила к гражданской жизни ранее абсолютно бесправное крестьянство, она способствовала развитию местного благоустройства. Описанный А. П. Чеховым(см. ЧЕХОВ Антон Павлович) земский интеллигент — врач и учитель, бескорыстный подвижник и знаток своего дела — стал олицетворением лучших черт русской интеллигенции.

  3. Источник: Энциклопедический словарь



  4. Советская историческая энциклопедия

    (Положение о губернских и уездных земских учреждениях) - бурж. реформа, вызванная необходимостью приспособить самодержавный строй России к потребностям капиталистич. развития, стремлением царизма перетянуть на свою сторону либералов в борьбе с революц. движением. "Итак, - писал В. И. Ленин, - земская реформа была одной из тех уступок, которые отбила у самодержавного правительства волна общественного возбуждения и революционного натиска" (Соч., т. 5, с. 30). Пр-во надеялось с помощью земства вознаградить дворян за потерю помещичьей власти предоставлением им руководства хоз. жизнью на местах, улучшить запущенное местное х-во. Проект З. р. разрабатывался с 1859 спец. комиссией при Мин-ве внутр. дел (пред. комиссии Н. А. Милютин, с 1861 - П. А. Валуев). При обсуждении проекта в правящих кругах возникли разногласия. Подписанное царем "Положение" о земских учреждениях явилось компромиссом сталкивавшихся интересов различных дворянских прослоек. Согласно "Положению" 1864, создавались губ. и уездные Земские собрания и земские управы (волость земских учреждений не получала, т. к. пр-во опасалось их демократизации). В основу избират. системы были положены выборное, имущественное (ценз) и сословное начала. Избиратели делились на три курии: уездных землевладельцев, гор. избирателей и выборных от сел. об-в. Правом участия в выборах по 1-й курии пользовались владельцы не менее чем 200 дес. земли, владельцы пром., торг. предприятий или другого недвижимого имущества на сумму не ниже 15 тыс. руб. или приносящего доход не менее 6 тыс. руб. в год, а также уполномоченные от мелких землевладельцев, владевших не менее 1/20 ценза. Избирателями гор. курии были лица, имевшие купеч. свидетельства, владельцы предприятий или торг. заведений с годовым оборотом не ниже 6 тыс. руб., а также владельцы недвижимой собственности на сумму от 500 руб. (в небольших городах) до 3 тыс. руб. (в крупных городах). От выборов, т. о., отстранялись рабочие, мелкая буржуазия, интеллигенция. Выборы по крест. курии были многостепенными: сел. об-ва выбирали представителей на вол. сходы, те - выборщиков, а последние - гласных в уездное земское собрание. Губ. гласные избирались на уездных земских собраниях. Вся система выборов обеспечивала значит. преобладание в земствах помещиков, к-рые были фактич. хозяевами земских учреждений. В 1865-67 в губ. земских собраниях было: дворян 74,2%, купцов 10,9%, крестьян (в осн. кулаков, сел. старост) 10,6%, прочих - 4,3%. Земские собрания и управы были лишены права как учреждения общаться между собой, они не имели принудит. власти, т. к. полиция им не подчинялась; их деятельность контролировалась губернатором и мин. внутр. дел, имевшими право приостанавливать исполнение любого постановления земского собрания. Опасаясь влияния земских учреждений, пр-во предоставило им право ведать лишь местными хоз. делами: содержанием местных путей сообщения, строительством и содержанием школ и больниц (для чего земства облагали население местными сборами), "попечением" о развитии местной торговли и пром-сти и т. п.

    З. р. проводилась не повсеместно и не одновременно. К кон. 70-х гг. земства были введены в 34 губерниях Европ. России и в Области войска Донского (в 1882 ликвидирована). Нац. р-ны (Польша, Литва, Белоруссия, Казахстан, Кавказ, Ср. Азия), Сибирь, Астраханская, Архангельская, Оренбургская губ. земств не имели. В Правобережной Украине земства были введены лишь в 1911. Несмотря на ограниченность, З. р. содействовала развитию местной инициативы, бурж. х-ва, бурж. культуры, была шагом по пути превращения феод. монархии в буржуазную.

    Лит.: Ленин В. И., Гонители земства и Аннибалы либерализма, Соч., 4 изд., т. 5; его же, По поводу юбилея, там же, т. 17; его же, Откровенно, там же, т. 18; его же, Купецкие расчеты, там же, т. 19; Мат-лы по земскому обществ. устройству, т. 1-2, СПБ, 1885-86; Ист. записка о ходе работ по составлению и применению Положения о земских учреждениях, (СПБ, б/г); Положение о земских учреждениях 12 июня 1890 г. со всеми относящимися к нему узаконениями, судебными и правительств. разъяснениями, СПБ, 1894; Веселовский Б. Б., История земства за сорок лет, т. 1-4, СПБ, 1909-11; его же, К вопросу о клас. интересах в земстве, в. 1, СПБ, 1905; Цейтлин С. Я., Земская реформа, в кн.: История России в XIX в., т. 3 (М., б/г); Гармиза В. В., Подготовка земской реформы 1864 г., M., 1957; его же, Земская реформа и земство в ист. лит-ре, "ИСССР", 1960, No 5.

    В. В. Гармиза. Москва.

  5. Источник: Советская историческая энциклопедия