Большая Советская энциклопедия

    I

    Ви́зе

    Владимир Юльевич [21.2(5.3).1886, Царское Село, ныне г. Пушкин, — 19.2.1954, Ленинград], советский учёный, исследователь Арктики, член-корреспондент АН СССР (1933). С 1928 сотрудник Арктического института. Профессор Ленинградского университета с 1945. В 1912—14 участник экспедиции Г. Я. Седова; в 1921—22 — экспедиции на «Таймыре»; в 1924, 1928 и 1931 — на «Малыгине». Научный руководитель экспедиций на «Георгии Седове» (1930), «Сибирякове» (1932) и «Литке» (1934). Основные труды посвящены влиянию атмосферных процессов и гидрологических условий на ледовитость арктических морей. Изучал формирование климата в Центральной Арктике и влияние ледовитости на циркуляцию атмосферы. Разработал методы ледовых прогнозов. Государственная премия СССР (1946). Награждён 2 орденами Ленина, орденом Трудового Красного Знамени и медалями. Именем В. названы остров в Карском море, ледник, мыс и бухта на острове Новая Земля.

    Соч.: Международный полярный год, 2 изд., Л., 1932; Моря Советской Арктики, 3 изд., М. — Л., 1948; Основы долгосрочных ледовых прогнозов для арктических морей, М., 1944; На «Сибирякове» и «Литке» через ледовитые моря. Два исторических плавания 1932 и 1934 гг., М. — Л., 1946.

    Лит.: Буйницкий В. Х., Потери науки. [Некролог] В. Ю. Визе, «Изв. Всесоюзного географического общества», 1954, т. 86, в. 4; его же, В. Ю. Визе, Л., 1969 (библ.).

    II

    Ви́зе (Wiese)

    Леопольд фон (р. 2.2.1876, Глац), немецкий социолог. Профессор в Ганновере (1908—11) и университета в Кёльне (с 1919); после 1933 — в Гарвардском и Висконсинском университетах (США), а с 1945 — в университетах Бонна и Майнца (ФРГ). Один из создателей Немецкого социологического общества. Представитель так называемой формальной социологии и последователь Г. Зиммеля (См. Зиммель), В. считал целью социологии исследование всеобщих форм социальных явлений. При этом В. отвлекался от конкретно-исторического содержания социальных явлений и противопоставлял свою концепцию марксистской теории. Основу теории В. составляет так называемая социология отношений. Общество, по В., — абстракция. Существует лишь «социальное», или «межчеловеческое», представляющее сеть отношений между людьми, каждое из которых является результатом определённых социальных процессов. В. строит типологию социальных процессов и отношений, исходя из понятия социальной дистанции — от высшей степени ассоциации (амальгамация) до высшей степени диссоциации (конфликт). На основе социальных процессов возникают социальные структуры как совокупность межчеловеческих отношений, классифицируемые В. по степени их устойчивости (длительности) и абстрактности: конкретные группы (краткоживущие); абстрактные группы (длительные) — народ, нация; группы с непосредственными взаимоотношениями — семья; абстрактные коллективы — государство, церковь. Идеи В. оказали определённое влияние на буржуазную социологию, однако подвергаются критике абстрактный психологизм и формализм его концепции.

    Соч.: System der allgemeinen Soziologie..., 3 Aufl., B., 1955; Soziologie. Geschichte und Hauptprobleme, 8 Aufl., B., 1967; Das Soziale im Leben und Denken, Köln, 1956; Philosophie und Soziologie, B., 1959; Wandel und Beständigkeit im sozialen Leben, B., 1964.

    Лит.: Кон И. С., Позитивизм в социологии, Л., 1964, гл. 5, с. 107—10; Осипов Г. В., Современная буржуазная социология, М., 1964.

    И. С. Добронравов.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Большая биографическая энциклопедия

    писатель о развитии табаководства в Украйне (1802 г.).

    {Половцов}

  3. Источник: Большая биографическая энциклопедия



  4. Философская энциклопедия

    ВИЗЕ

    (Wiese)

    Леопольд фон (род. 2 дек. 1876, Глац – ум. 11 янв. 1969, Кёльн) нем. социолог; профессор в Кёльне (с 1919), с 1933 жил и работал в США. Создатель социологического учения об отношениях, которое исходит из следующих положений: 1) социальное, или межчеловеческое, представляет собой запутанную сеть отношений между людьми, каждое из которых является результатом социальных процессов; 2) из межчеловеческого происходит все, что мы называем культурой в самом широком смысле слова; 3) в переживании социальное вступает в теснейшую связь с душой и телом людей. Осн. произв.: «System der allgemeinen Soziologie», 2 Tie., 1955; «Staatssozialismus», 1916; «Der Liberalismus in Vergangenheit und Zukunft», 1917; «Soziologie, Geschichte und Hauptprobleme», 1926; «Homo sum. Gedanken zu einer zusammenfasseden Anthropologie», 1940; «Spдtlese», 1954; «Das Soziale im Leben und im Denken», 1956; «Erinnerungen», 1958.

  5. Источник: Философская энциклопедия



  6. Новейший философский словарь

    ВИЗЕ (Wiese) Леопольд фон (1876-1969) - немецкий социолог, представитель формальной школы. Профессор в Ганновере (1908-1911), основатель (вместе с Шелером) и профессор Института социальных наук Кельнского университета (с 1919), основатель и издатель журнала по социологии и социальной психологии (1921-1954). С 1933 жил и работал в США, с 1945 - в Западной Германии. Подобно М. Веберу, трактовал человеческое общество как сумму отношений людей, существующих через посредство действия. Истинной сутью человеческих сообществ В. считал «антропологически надвременное» «социальное» или «межчеловеческое», состоящее в «спутанной сети» межличностных отношений. Ввел в общественные дисциплины как концептуально значимое понятие термин «социальная дистанция» - приближение или отдаление индивида по отношению к индивиду группы по отношению к группе, индивида по отношению к группе и т.д., - который, по В., и позволяет выработать сущностное определение общественных процессов. Постулировал реальность в обществе социальных изменений, но не социального прогресса (кроме технической сферы). В учении о социальных образованиях (фикциях, которым сознание людей приписывает псевдообъективное существование) В. вычленял (в зависимости от их устойчивости, длительности существования, абстрактности и меры социальной дистанции): массу (»конкретные толпы, видимые и кратковременные», «абстрактные толпы, невидимые и неопределенной длительности»); группу (с присущим личным участием индивидов) и абстрактные коллективы наподобие государства и церковных организаций. В. ввел также в научный оборот такие фундаментальные понятия, как «социальные отношения», «социальная позиция», «социальная ситуация». Общественные изменения, согласно В., осуществляются в сфере нравственности: история, по В., включала в себя эпоху табу, эпоху морали, эпоху нравственности (современную).

  7. Источник: Новейший философский словарь



  8. Геологическая энциклопедия

    См. ВИЗЕЙСКИЙ ЯРУС.

  9. Источник: Геологическая энциклопедия



  10. Энциклопедия социологии

    ВИЗЕ (Wiese und Kaiserwaldau) Леопольд фон (02.12.1876, Глац - 11.01.1969, Кёльн) - немецкий социолог, представитель так называемой формальной школы в социологии, профессор в Ганновере (1908-1911), основатель (наряду с Шелером) и профессор (с 1919) Института социальных наук Кёльнского университета, основатель и издатель (1921-1954) журнала по социологии и социальной психологии (с 1921 по 1934 г.- "Kolner Vierteljahreshefte fur Sozio-logie", в 1948 г. возобновлен как "Kolner Zeitschrift fur Soziologie und Socialpsychologie").

    В годы нацизма находился во "внутренней эмиграции". Впоследствии сыграл весьма значит. роль в восстановлении традиций буржуазной социологии в ФРГ. Социология, согласно Визе,- эмпирико-аналитическая дисциплина, имеющая своим предметом "социальное" как совокупность процессов межчеловеческих взаимодействий и складывающихся на их основе социальных структур (отношений, групп, институтов различной степени общности и устойчивости). Аналитическим основанием социологии является понятие социальной дистанции (Дистанция социальная), т. е. приближение или отдаление индивида по отношению к индивиду, группы по отношению к группе, группы по отношению к индивиду и т. д., которое выступает как сущностное определение социальных процессов. В работе по общей социологии Визе дал детальную классификацию социальных процессов и структур, носящую в большой степени формальный и абстрактно-схоластический характер.

    В вопросе о развитии об-ва Визе придерживался скептической точки зрения, признавая наличие изменений, но отрицая прогресс (исключение делалось лишь по отношению к технике). Социальные изменения локализуются в этической сфере: эпоха табу, эпоха морали, эпоха нравственности - современность. Представления Визе об обществе и человеке синтезированы в его философской антропологии, проникнутой религиозными мотивами. Визе оказал значительное влияние на развитие социологии в первую очередь как организатор и систематизатор науки. Его деятельность и его теоретическая концепция послужили связующим звеном между классическим и современным периодами западной социологии.

    Соч.: 1) System der allgemeinen Soziologie... В., 1955. 2) Wandel und Bestandigkeit im sozialen Leben. В., 1964.

  11. Источник: Энциклопедия социологии