Большая Советская энциклопедия

    Рескин, Раскин (Ruskin) Джон (8.2.1819, Лондон, ‒ 20.1.1900, Брентвуд, Ланкашир), английский теоретик искусства, художественный критик, историк, публицист. Окончил Оксфордский университет (1839). Будучи последователем Т. Карлейля, в своих трудах («Современные живописцы», 5 тт., 1843‒60; «Семь светочей архитектуры», 1849; «Камни Венеции», 3 тт., 1851‒53; «Политическая экономия искусства», 1857) Р., развивая концепцию единства красоты и добра А. Шефтсбери, выступал с романтической критикой капиталистической цивилизации, враждебной искусству как синтезу природы, красоты и высокой нравственности, призывал к возрождению средневекового ручного труда, коллективных форм художественного творчества. Взгляды Р. во многом обусловили антибуржуазные элементы в эстетике прерафаэлитов, которых он поддерживал (книга «Прерафаэлитизм», 1851). Обращаясь к английскому пролетариату («Письма к рабочим и труженикам Великобритании», 1871‒86), Р. приобрёл большую популярность в его среде; преподавал в первом Рабочем колледже. Ранние сочинения Р. отличаются патетикой и изысканностью литературного стиля; позднее он заботился о ясности слога, его доступности простому народу (незаконченные мемуары «Прошлое», 1886‒1900). Близкий к У. Моррису, Р. участвовал в организации его художественно-промышленных мастерских. Известен также как рисовальщик и акварелист.

    Несмотря на противоречия в воззрениях Р., их утопизм, в целом они оказали значительное влияние на развитие европейской культуры 2-й половины 19 в. В России труды Р. высоко ценились Л. Н. Толстым.

    Соч.: The works, v. 1‒39, L., 1903‒12; в рус. пер. ‒ Соч., сер. 1, т. 1‒10, сер. 2 т. 1, М., 1900-05.

    Лит.: История эстетики, т. 3, М., 1967, с. 817‒19, 853‒68; Clark К., Ruskin today, [L., 1964]; Landow G. P., The aesthetic and critical theories of John Ruskin, Princeton, 1971.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Энциклопедия Кольера

    (Ruskin, John)

    ДЖОН РЕСКИН

    ДЖОН РЕСКИН

    (1819-1900), английский писатель, искусствовед, поборник социальных реформ. Родился 8 февраля 1819 в Лондоне. Родителями Рескина были Д.Дж.Рескин, один из совладельцев фирмы по импорту хереса, и Маргарет Кок, приходившаяся мужу двоюродной сестрой. Джон вырос в атмосфере евангелического благочестия. Однако отец любил искусство, и когда мальчику исполнилось 13 лет, семья много путешествовала по Франции, Бельгии, Германии и особенно Швейцарии. Рескин учился рисунку у английских художников Копли Филдинга и Дж.Д.Хардинга и стал искусным рисовальщиком. Он изображал в основном архитектурные объекты, особенно восхищаясь готической архитектурой. В 1836 Рескин поступил в Крайст-Черч-колледж Оксфордского университета, где изучал геологию у У.Бакленда. В 21 год отец выделил ему щедрое содержание, и они оба стали собирать картины Дж.Тернера (1775-1851). В 1839 Рескину была присуждена Ньюдигейтская премия за лучшую поэму на английском языке, однако весной 1840 его дальнейшее обучение в Оксфорде было прервано из-за болезни; у него началось кровотечение, в чем доктора усмотрели симптомы туберкулеза. В 1841 Рескин начал дополнять написанное им в семнадцать лет сочинение в защиту живописи Тернера. Итогом стал пятитомный труд Современные художники (Modern Painters), первый том которого вышел в 1843. Весной 1845 он предпринял путешествие через Швейцарию в Лукку, Пизу, Флоренцию и Венецию, впервые отправившись в путь без родителей, в сопровождении лакея и старика-гида из Шамони. Предоставленный самому себе, он почти освободился от протестантских предрассудков и испытал безграничный восторг перед религиозной живописью от Фра Анджелико до Я.Тинторетто. Свое восхищение он выразил во втором томе Современных художников (1846). Сосредоточенно изучая готическую архитектуру, Рескин в 1849 опубликовал сочинение Семь светильников архитектуры (The Seven Lamps of Architecture). Характерный для Рескина нравственный ригоризм отвечал духу викторианской Англии, его идеи об "архитектурной честности" и происхождении орнаментальности из природных форм оставались влиятельными не одно поколение. Затем Рескин обратился к изучению венецианской архитектуры. Вместе с женой он провел две зимы в Венеции, собирая материал для книги Камни Венеции (Stones of Venice), в которой намеревался дать более конкретное обоснование изложенных в Семи светильниках идей, прежде всего их морального и политического аспектов. Книга появилась в разгар бушевавшей в Лондоне "Битвы стилей"; поскольку счастье рабочего человека провозглашалось в книге одной из составляющих готической красоты, она стала частью программы сторонников готического возрождения, возглавляемых У.Моррисом. Вернувшись в Англию, Рескин выступил в защиту прерафаэлитов, чья выставка в Академии в 1851 была воспринята враждебно. Рескин подружился с Д.Э.Миллесом, самым молодым и самым ярким прерафаэлитом. Вскоре Миллес и жена Рескина Эффи полюбили друг в друга, и в июле 1854, добившись расторжения брака с Рескином, Эффи вышла замуж за Миллеса. Некоторое время Рескин преподавал рисование в Рабочем колледже в Лондоне, подпал под влияние Т.Карлейля. Уступая настояниям отца, Рескин продолжал работать над третьим и четвертым томами Современных художников. В 1857 он прочел в Манчестере курс лекций Политическая экономия искусства (The Political Economy of Art), позднее опубликованных под названием Радость навеки (A Joy for Ever). Из сферы искусствоведения его интересы в значительной мере переместились в область социального преобразования. Дальнейшее развитие эта тема получила в книге Последнему, что и первому (Unto This Last, 1860), знаменующей зрелость политико-экономических воззрений Рескина. Он ратовал за реформы в образовании, особенно в сфере ремесел, за всеобщую занятость и помощь старикам и инвалидам. В книге Последнему, что и первому выразился духовный кризис Рескина. Начиная с 1860 он постоянно страдал от нервной депрессии. В 1869 его избрали первым почетным профессором искусств Оксфордского университета. В Оксфорде он много работал, подготовил для студентов коллекцию произведений искусства в оригиналах и репродукциях. В 1871 Рескин начал выпускать ежемесячное издание "Fors Clavigera", адресованное рабочим и труженикам Великобритании. В нем он извещал об учреждении Компании св. Георгия, в задачи которого входило создать на неплодородных землях мастерские, где применялся бы только ручной труд, а также открыть рабочим из таких мест, как Шеффилд, красоту ремесленного производства и постепенно свести на нет губительные последствия промышленной революции 18-19 вв. К концу 1873 душевное состояние Рескина стало сказываться на его лекциях. В 1878 его подкосила тяжелая и продолжительная душевная болезнь. Однако память ему не изменила, и последняя его книга, автобиография Прошлое (Praeterita, 1885-1889), стала, пожалуй, самым интересным его произведением.

    Умер Рескин в Брантвуде (Северный Ланкашир) 20 января 1900.

    ЛИТЕРАТУРА

    Рескин Д. Избранные мысли, вып. 1-3, М., 1899-1904 Рескин Д. Что и как читать. - В кн.: Писатели Англии о литературе. М., 1981

  3. Источник: Энциклопедия Кольера



  4. Энциклопедический словарь

    Рёскин Джон

    Раскин (Ruskin) (1819—1900), английский писатель, теоретик искусства. Романтический протест Рёскина против прагматичности современного ему общества, враждебного искусству и красоте, и так называемой машинной цивилизации обусловил его призыв к возрождению средневековых форм организации художественного творчества и ремёсел и сближение с прерафаэлитами. В книге «Современные живописцы» (тт. 1—5, 1843—60), «Семь светочей архитектуры» (1849), «Камни Венеции» (тт. 1—3, 1851—53) рассматривал искусство как синтез природы, красоты и нравственности. Произведения Рёскина об общих проблемах культуры («Сезам и Лилии», 1865; «Королева эфира», 1869) отличаются изысканностью слога.

    * * *

    РЕСКИН Джон

    РЕ́СКИН (Раскин) (Ruskin) Джон (1819—1900), английский писатель, теоретик искусства. Романтический протест Рескина против современного общества обусловил его призыв к возрождению средневековых форм организации художественного творчества и ремесел. Идеолог прерафаэлитов(см. ПРЕРАФАЭЛИТЫ). Произведения Рескина о проблемах культуры («Сезам и Лилии», 1865; «Королева эфира», 1869) отличаются изысканностью слога.

  5. Источник: Энциклопедический словарь



  6. Сводная энциклопедия афоризмов

    Рескин Джон

    (Ruskin)Рёскин, Джон (Ruskin, John) (1819 - 1900)

    Английский писатель, художественный критик, публицист, теоретик и историк искусства, моралист, художник (рисовальщик, акварелист). Родился 8 февраля 1819 в Лондоне. 1839 - окончил Оксфордский университет. Преподавал в первом Рабочем колледже. Умер 20 января 1900, Брентвуд, Ланкашир. Принадлежал к числу последователей Карлейль Томас (Carlyle). Являлся основателем эстетической теории символизма, соотношений красоты с религией и нравственностью. Выступая с критикой капиталистической цивилизации, враждебной искусству как синтезу природы, красоты и высокой нравственности, призывал к возрождению средневекового ручного труда, коллективных форм художественного творчества. Способствовал возрождению кустарных промыслов. Среди работ - "Современные живописцы" (1843 - 1860; 5 томов), "Семь светочей архитектуры" (1849), "Прерафаэлитизм" (1851), "Камни Венеции" (1851 - 1853; 3 тома), "Политическая экономия искусства" (1857), "Письма к рабочим и труженикам Великобритании" (1871 - 1886), "Прошлое" (1886 - 1900; незаконченные мемуары).

    Источник информации - Энциклопедический ресурс www.rubricon.com (Большая советская энциклопедия).Афоризмы, цитаты
    • Для того чтобы люди находили счастье в своей работе, необходимы три условия: работа должна быть им по силам, она не должна быть изнуряющей и ей обязательно должен сопутствовать успех.
    • Не моря разделяют народы, а невежество, не различие языка, а враждебные отношения.
    • Детство часто держит в своих слабых пальцах истину, которую не могут удержать взрослые люди своими мужественными руками и открытие которой составляет гордость позднейших лет.
    • Некоторые богатства тяжелы от пролитых человеческих слез, как бывает тяжел плохо убранный урожай от несвоевременных дождей.

  7. Источник: Сводная энциклопедия афоризмов