Большая Советская энциклопедия

    (Radcliffe-Brown)

    Алфред Реджиналд (17.1.1881, Бирмингем, — 24.10.1955, Лондон), английский этнограф. В 1939—40 президент Королевского антропологического института. Профессор университетов в Англии, США, ЮАР, Бразилии, Австралии, Египте. Теоретик структурно-функционального метода (см. Функциональная школа) в этнографии. Создатель школы «социальной антропологии» в английской этнографии, главная цель которой изучение структуры и функций социальных институтов первобытности. Полевые этнографические исследования вёл на Андаманских островах (1906), в Австралии (1910), Африке (1916).

    Соч.: The Andaman islanders, Camb., 1922; Structure and function in primitiv society, L., 1952; A natural science of society, Glencol, 1957.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Философская энциклопедия

    РАДКЛИФФ-БРАУН

    (Radcliffe-Brown) Альфред (1881 — 1955) — англ. социолог и один из наиболее известных антропологов пер. пол. 20 в. Основными заслугами Р.-Б. стали применение системного подхода к изучению примитивных обществ и коренной поворот социальной антропологии к сравнительному изучению культур. В результате социальная антропология превратилась в строгую теоретическую и эмпирическую дисциплину: она стала заниматься сравнительным анализом устойчивых и изменяющихся социальных структур. В 1914 Р.-Б. ввел понятие «социальная структура», в 1930-е гг. оно стало ключевым. Социальная структура у Р.-Б. опирается на взаимодействие индивидов, а организация — на взаимосвязь деятельностей. Пытаясь придать своему учению завершенный характер, Р.-Б. заменил понятие «социальная система» на понятие «культура».

    Основные идеи Р.-Б. и его метод излагаются уже в ранних работах: «Андаманские островитяне» (1922), «Методы этнологии и социальной антропологии» (1923), «Брат матери в Южной Африке» (1924). Более полное воплощение эти идеи нашли в работах кон. 1920-х гг.: «О понятии функции в социальной науке», «О социальной структуре», «Социальная организация австралийских племен». Р.-Б. отказался от описания социальных феноменов в историческом или психологическом аспекте. Социальные явления он толковал как устойчивые системы адаптации, коадаптации и интеграции. Общество рассматривалось как динамическая система взаимозависимых элементов, скрепленных верой. Составляющие ее элементы всегда являются функционально совместимыми друг с другом. Р.-Б. сыграл важную роль в ознакомлении амер. антропологов с идеями структурного функционализма. Основные работы на эту тему: «Структура и функции в примитивных обществах» (1952), «Метод в социальной антропологии» (1958).

  3. Источник: Философская энциклопедия



  4. Советская историческая энциклопедия

    (Radcliffe-Brown), Алфред Реджиналд (17.I.1881 - 24.X.1955) - англ. этнограф и социолог. Президент Королевского антропологич. об-ва (1939-40). Был проф. ряда ун-тов в Англии, США, ЮАР, Бразилии, Австралии, Египте. Теоретик функционализма (см. Функциональная школа) в этнографии, оказавшего большое влияние на развитие бурж. этнографии и социологии. Создатель школы "социальной антропологии" в англ. этнографии, гл. цель к-рой - изучение структуры и функций социальных институтов первобытности. Полевые исследования вел на Андаманских о-вах, в Австралии, Океании, Африке.

    Соч.: The Andaman islanders, Camb., 1922; Structure and function in primitiv society, L., 1952; A natural science of society., Glenc., 1957.

  5. Источник: Советская историческая энциклопедия



  6. Энциклопедия социологии

    Радклифф-Браун (Radicliffe Brown) Альфред Реджиналд (17.01. 1881, Бирмингем-24.10.1955, Лондон) - английский этнограф, один из создателей `социальной антропологии` как теоретической дисциплины на базе сравнительного изучения на месте `примитивных` человеческих обществ в их целостности. Основное влияние на Радклифф-Брауна оказали У. Уэвелл, Спенсер, Дюркгейм.

    Радклифф-Браун - глава формально-структурного крыла английского антропологического функционализма, инициатор позитивистско-индуктивистской программы `естеств. науки об общесте` и системного подхода в антропологии. Базовые данные для такой науки должны быть эмпирическими фактами о социальной и культурной жизни человека, собранными `в поле`, в прямом контакте с изучаемыми общестами (известны полевые исследования Радклифф-Брауна на Андаманских островах). Радклифф-Браун разделял общую склонность функционализма к трактовке социальных систем как неких супер-организмов, которые имеют интересы, цели или `необходимые условия существования` и из чьих `потребностей` в выживании и эффективности возникли опред. социальные институты.

    Но в отличие от Малиновского, у которого идея функциональной связи последних с основными биологическими потребностями человека явл. ведущей, в центре интересов Радклифф-Брауна находится `структура` общеста по аналогии с механической структурой, каркасом тела. В примитивном общесте структура обществ, отношений между людьми относительно выражена и доступна изучению в туземной терминологии родства, возрастных классов и т. п., характеризующей уклад взаимных ожиданий и обязанностей. В `структурах` отображены природные ограничения на социо-культурную изобретательность человека, на вариативность социальных установлений и правил, в частности на степень свободы в организации систем родства.

    Наблюдая в огромном разнообразии обществ, учреждений, разделенных временем и пространством, повторяющиеся необходимые образцы и связи, антрополог как систематик-компаративист ищет `естественную классификацию` структур примитивных обществ. Анализ структуры общеста неотделим от исследования социальных функций его институтов и др. структурных элементов. Человеческая деятельность (стратегическими узлами которой являются институты) существенно объяснима вкладом, который она вносит в воспроизводство данного образца обществ, отношений. Видеть общесто как целое и показать слаженную работу его частей - задача антрополога. Устойчивая структурная подоснова обществ, жизни выявляется синхронным срезом, `сечением` общества.

    Объяснение изменений самой этой подосновы требует привлечения теорий эволюции, которые Радклифф-Браун одобрял, отвергая в них только `псевдоисторические спекуляции`. Радклифф-Брауну и его последователям не удалось выполнить программу строгого структурно-функционального описания всей системы примитивного общеста в ее динамике. Функционалистские объяснения посредством анализа прямого вклада явления в сохранение социальной структуры не могли быть строгими, ибо нельзя установить точной связи между чрезвычайно общими проблемами, приписываемыми общесту, и конкретными институтами наследования, рода, возрастных обязанностей и т. п., многофункциональными по своей природе. Эти трудности возросли при переносе методов Радклифф-Брауна с предмета примитивной антропологии на сложные совр. обществ, системы, который пыталась осуществить чикагская школа социальной антропологии (Л. Уорнер, С. Такс и др.) и амер. социол. функционализм (Мертон, Пирсоне и др.).

    Соч.: 1) A natural science of society. Glencoe, 1948. 2) Structure and function in primitive society. L., 1952.

  7. Источник: Энциклопедия социологии



  8. Российская социологическая энциклопедия

    (Radcliffe-Brown) Альфред Реджиналд (1881-1955) - англ. этнограф, один из создателей "соц. антропологии" как теоретич. дисциплины, изучающей "примитивные" человеческие об-ва в их целостности, глава формально-структурного крыла англ. антро-пологич. функционализма. Соч.: A Natural Science Of Society. Glencoe, 1948; Structure And Function In Primitive Society. L., 1952. А.Д. Ковалев.

  9. Источник: Российская социологическая энциклопедия