Словарь Брокгауза и Ефрона

    фамилия двух русских художников: 1) Самуил Иванович Г., скульптор (1787—1889): семи лет от роду был привезен в Петербург и определен в воспитанники академии художеств. Учась в ней с редким прилежанием и пользуясь по части ваяния руководством профессора И. П. Мартоса, он получил четыре серебряные медали за успехи в рисовании и лепке, поощрительную золотую медаль на счет сенатора M. H. Муравьева и малую золотую медаль (в 1807 г., за исполненный по программе барельеф "Анания, Азария и Мисаил перед Навуходоносором"), а при окончании академического курса, в 1808 г., был удостоен большой золотой медали (за барельеф "Марфа Посадница приводит к своему деду, Феодосию, жениха своей дочери"). Последняя из этих наград давала ему вместе с чином XIV класса право ехать в чужие края для дальнейшего развития своего таланта, с содержанием от правительства, но ввиду тогдашнего политического положения Европы отправка пенсионеров академии за границу была вообще приостановлена. Наконец, в 1818 году он отправился в путешествие и через Штеттин, Берлин, Дрезден, Вену, Триест и Венецию прибыл в Рим. Устроившись здесь, Г. принялся усердно работать, пользуясь при этом советами знаменитого Торвальдсена; исполнил статуи: "Ахиллес", "Изобретение музыки" (находятся в Эрмитаже), "Гр. Остерман-Толстой, раненый при Кульме" и "Дитя, пускающее мыльные пузыри" (находятся в музее академии художеств), а также большое количество портретных бюстов (архитектора В. Глинки, посланника Италинского, г-жи Мальцовой, В. Корсаковой, княжны А. П. Волконской, княгини Трубецкой и др.), и в этих занятиях провел десять лет. По возвращении своем в Петербург в 1828 г. вскоре занял в академии место преподавателя скульптуры с званием адъюнкта, в 1831 г. был назначен исправляющим должность профессора 2-й степени, а в 1836 г. утвержден в этом звании без исполнения программы, обычно требующегося для его получения, как художник, уже снискавший себе известность прежними трудами. Из произведений, исполненных им по приезде из чужих краев, в особенности достойны внимания изваяния двух ангелов для портика Троицкой церкви, что в Измайловском полку (в настоящее время сильно искаженные многократными поправками), статуя сидящей императрицы Екатерины II для конференц-залы Академии художеств (впоследствии вырублена из мрамора профессором Бродским), бюсты президента академии А. Оленина, скульптора И. Мартоса, гр. Каподистрии, баснописца Крылова и А. С. Пушкина, надгробный памятик живописцу Сильв. Щедрину в Сорренто (за смертью Г. окончен А. Ивановым и Ставассером), модели монументов Карамзина в Симбирске (выполненного ими же) и Державина в Казани (выполненного Рамазановым и Климченко). Как эти, так и римские работы Г. свидетельствуют, что это был художник, обладавший не столько живостью фантазии, сколько знанием природы и антиков, строго обдумывавший свои задачи и глубоко вникавший в сущность изображаемого. Поэтому ему особенно удавались портреты, в которых он удивительно точно передавал и внешние черты, и индивидуальный характер, и выражение, наиболее свойственное позировавшим перед ним лицам. Своей преподавательской деятельностью он принес значительную пользу русскому искусству, образовав многих учеников, в том числе даровитых П. Ставассера, H. Рамазанова, А. Иванова и К. Климченко. Его любопытные заграничные письма и записки изданы В. Ф. Эвальдом в виде приложения к журналу "Вестник изящных искусств" за 1884 г. — 2) Иван Иванович Г. (1782—1863), брат предыдущего, архитектор, воспитание получил в академии художеств, сначала состоял помощником при известном Кваренги, потом служил при кабинете его императорского величества и участвовал в постройке Михайловского дворца, Александринского театра и некоторых других капитальных зданий в Петербурге; получил от академии в 1840 г. звание академика, а в 1842 г. профессора 2-й степени; несколько лет преподавал архитектуру и занимал должность профессора строительного искусства в Институте инженеров путей сообщения и строительном училище.

    А. Сомов.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    Самуил (Фридрих) Иванович [2(13).12.1787, мыза Каттентак, Эстония, — 10(22).5.1839, Петербург], русский скульптор. Учился в петербургской АХ (1795—1808) у И. П. Мартоса. Пенсионер АХ в Риме (1818—28), где пользовался советами Б. Торвальдсена. Преподавал в петербургской АХ (с 1829, с 1836 — профессор). Представитель Классицизма. В ранний период выступил с идиллическими произведениями («Фавн, прислушивающийся к звуку ветра», гипс, 1825; мрамор, 1830, Рус. музей, Ленинград). В своих скульптурных портретах Г. стремился точно передать черты лица и его наиболее характерное выражение, используя в то же время обобщённые формы античных бюстов (портреты В. А. Глинки, гипс, 1819, Рус. музей, и А. С. Пушкина, бронза, 1837, Всесоюзный музей А. С. Пушкина, г. Пушкин). Г. — автор эскизов и проектов памятников Г. Р. Державину в Казани (1833, открыт в 1847, не сохранился), Н. М. Карамзину в Симбирске (ныне Ульяновск; 1836, открыт в 1845).

    Лит.: Скульптор Самуил Иванович Гальберг в его заграничных письмах и записках 1818—1828. Собрал В. Ф. Эвальд, СПБ. 1884; Мроз Е., С. И. Гальберг, М. — Л., 1948.

    С. И. Гальберг. Портрет И. П. Мартоса. 1837. В бронзе отлит в 1839 П. К. Клодтом. Третьяковская галерея. Москва.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.