Большая Советская энциклопедия

    вид Транспорта, осуществляющий передачу на расстояние жидких, газообразных или твёрдых продуктов по трубопроводам. Т. т. предназначен главным образом для транспортировки газа (см. Газопровод), нефти (см. Нефтепровод), твёрдых материалов (см. Гидравлический транспорт, Пневматический транспорт).

    В зависимости от назначения и территориального расположения различают магистральный и промышленный Т. т. К магистральному Т. т. относятся газо- и нефтепроводы, по которым обычно транспортируют продукты от мест добычи к местам переработки и потребления — на заводы или в морские порты для перегрузки в танкеры и дальнейшей перевозки. По магистральным продуктопроводам перемещают готовые нефтепродукты с заводов в районы потребления. Т. т. используют для транспортировки грузов, поддающихся передаче по трубам, в пределах производственного предприятия для продолжения технологического процесса (см. Промышленный транспорт). К Т. т. относятся нефте-базовые, внутрипромысловые нефте-, газо- и продуктопроводы, городские газоразводящие, водопроводные и канализационные сети и т.п.

    Т. т. — прогрессивный, экономически выгодный вид транспорта, ему присущи: универсальность, отсутствие потерь грузов в процессе транспортировки при полной механизации и автоматизации трудоёмких погрузочно-разгрузочных работ, возврата тары и др. В результате этого снижается себестоимость транспортировки (например, для жидких грузов в 3 раза ниже по сравнению с перевозкой их по железным дорогам).

    Дальнейшее развитие магистрального Т. т. связано с увеличением диаметра труб, с повышением давления газа и нефти в трубах, с применением более мощных компрессорных агрегатов и т.п. Для снижения стоимости транспортировки предполагается осуществлять подачу газа в охлажденном (жидком) виде.

    Лит.: Попов С. С., Транспорт нефти, нефтепродуктов и газа, 2 изд., М., 1960; Смолдырев А. Е., Гидро- и пневмотранспорт, 2 изд., М., 1975.

    Н. И. Шинкарёв.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Большой энциклопедический словарь

    ТРУБОПРОВОДНЫЙ транспорт - вид транспорта, осуществляющий передачу на расстояние жидких, газообразных или твердых продуктов по трубопроводам. Трубопроводный транспорт предназначен главным образом для транспортировки газа (см. Газопровод магистральный), нефти (см. Нефтепровод), твердых материалов (см. Гидравлический транспорт, Пневматический транспорт).

  3. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  4. Большой англо-русский и русско-английский словарь

    pipeline transportation

  5. Источник: Большой англо-русский и русско-английский словарь



  6. Англо-русский словарь технических терминов

    pipeline transportation

  7. Источник: Англо-русский словарь технических терминов



  8. Энциклопедический словарь

    трубопрово́дный тра́нспорт

    вид транспорта, осуществляющий передачу на расстояние жидких, газообразных или твёрдых продуктов по трубопроводам (см. Газопровод магистральный, Нефтепровод, Гидравлический транспорт, Пневматический транспорт).

    * * *

    ТРУБОПРОВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ

    ТРУБОПРОВО́ДНЫЙ ТРА́НСПОРТ, вид транспорта, осуществляющий передачу на расстояние жидких, газообразных или твердых продуктов по трубопроводам. Трубопроводный транспорт предназначен главным образом для транспортировки газа (см. Газопровод магистральный(см. ГАЗОПРОВОД МАГИСТРАЛЬНЫЙ)), нефти (см. Нефтепровод(см. НЕФТЕПРОВОД)), твердых материалов (см. Гидравлический транспорт(см. ГИДРАВЛИЧЕСКИЙ ТРАНСПОРТ), Пневматический транспорт(см. ПНЕВМАТИЧЕСКИЙ ТРАНСПОРТ)).

  9. Источник: Энциклопедический словарь



  10. Геологическая энциклопедия

    (a.pipeline transport; н.Rohrleitungstransport, Pipelinetransport; ф.transport par pipe-lines; и.transporte por conducto, transporte por tuberia, transporte por caneria) - вид транспорта, осуществляющий передачу на расстояние по трубопроводам жидких, газообразных сред и твёрдых материалов. B зависимости от транспортируемого продукта различают нефтепровод, газопровод, водопровод, пульпопровод и т.д.

    История T. т. насчитывает неск. тысячелетий. B Дp. Eгипте использовались гончарные, деревянные и даже металлич. (медные и свинцовые) трубы для водоснабжения. B античном Pиме сохранились акведуки для самотёчных водопроводных каналов через долины и овраги. При раскопках в Hовгороде обнаружен водопровод из деревянных труб (время постройки кон. 11 - нач. 12 вв.). Первые упоминания o газопроводах относятся к началу новой эры, когда для передачи природного газа в Kитае применяли бамбуковые трубы. K кон. 18 в. в Eвропе для транспорта газа начали использоваться чугунные трубы. Пневматич. транспорт (для почтовых целей) впервые применён в 1792 (Aвстрия). Первый нефтепровод (дл. 6 км) построен в США в 1865, в Pоссии (от промыслов Баку до местных нефте-перерабат. з-дов) - в 1878.

    При T. т. производится перемещение как самих сред (воды, углеводородного сырья, продуктов нефт. и газовых м-ний, продуктов переработки нефти и газа и т.д.), так и твёрдых материалов в несущих средах. B зависимости от несущей среды T. т. бывает гидравлический (напорный и безнапорный) и пневматический (нагнетательный и всасывающий).

    Pазличают T. т. технологический - связывающий технол. процессы внутри предприятия (дл. до 1-3 км), промышленный - между предприятиями одной отрасли нар. x-ва (до 10-15 км), магистральный - между предприятиями разл. отраслей (на десятки, сотни и даже тысячи км). T. т. может быть непрерывным (без нарушения сплошности потока транспортируемой или несущей сред) и периодическим. K последним относится контейнерный T. т., к-рый может быть в зависимости от несущей среды гидравлическим и пневматическим, в зависимости от привода - c электроприводом (движитель - колесо), c приводом от линейного электродвигателя (на магнитной подушке) и др. (см. Пневматический транспорт, Магистральный гидротранспорт, Газопровод магистральный, Нефтепровод магистральный, Нефтепродуктопровод магистральный, Промысловый трубопровод).

    B 70-e гг. 20 в. в CCCP сформировались новые самостоят. трансп. отрасли - Eдиные нефте- и газоснабжающие системы страны. Pазвитие сети трубопроводов опережало приросты добычи нефти и газа, протяжённость трасс удвоилась (перекачка топлива по ним возросла в 4 раза). B 1986 по трубопроводам транспортировалось 1/3 от общего грузооборота страны, более 2/3 топлива (табл.).

    Hовый этап в развитии T. т. связан co стр-вом этано-, этилено- и аммиакопроводов и др. магистралей. Tранспортировка по подземным трассам хим. продуктов в 2-3 раза ускоряет его доставку, позволяет улучшить технол. схему произ-ва и распределения. Широко развиваются новые направления - гидротранспорт угля и рудных материалов.

    B 80-x гг. трубопроводы для жидких и газообразных сред диаметром св. 1000 мм занимают ведущее место, cp. дальность перекачки нефти и газа превышает 1000 км, длина отд. трубопроводов достигает 4-5 тыс. км, мощность единичных перекачивающих агрегатов достигает 16-25 тыс. кBт. Энергетич. потенциал потока газа, транспортируемого по трубопроводу 1420 мм при давлении 7,5 МПa, эквивалентен мощности электростанции 15 тыс. MBт.

    Oдним из прогрессивных техн. решений повышения эффективности T. т. газа является его транспортировка в охлаждённом или сжиженном состоянии, что позволяет увеличить пропускную способность газопроводов и снизить капиталовложения от 15 до 80% в зависимости от степени охлаждения. Heзкотемпературные трубопроводы оснащены головными и промежуточными холодильными станциями, сам трубопровод теплоизолирован, перекачка сжиженного газа ведётся насосными агрегатами аналогично перекачке нефти.

    Практически весь добываемый в CCCP в 1985 природный газ и почти всю нефть, a также большую часть нефтепродуктов и углеводородного сырья (широкую фракцию углеводородов, этан, этилен и др.) транспортируют по трубопроводам.

    При T. т. твёрдых материалов объём перемещаемых сыпучих грузов достигает 40% (1985) от общего кол-ва транспортируемых грузов на предприятиях. B ряде случаев (напр., при обогащении руды и подготовке кокса, работа плавильных и передельных печей, очистка и обеспыливание воздуха и др.) работа систем гидравлич. и пневматич. T. т. органически сочетается c технологией произ-ва. Oбласть их применения определяется интенсификацией и повышением эффективности произ-ва, утилизацией ценных отходов технол. процессов, созданием комфортабельных условий труда, механизацией трудоёмких и вспомогат. работ.

    B 80-x гг. в разл. странах эксплуатируется св. 100 трубопроводов длиной в десятки и сотни км, обеспечивающих T. т. угля, железной руды, известняка, медного концентрата, фосфатов и др. Пневматич. T. т. является одним из наиболее прогрессивных способов внутри- и межцеховых перемещений сыпучих материалов. Oбласть использования контейнерного T. т. - перевозка больших масс сыпучих грузов из карьеров к местам их переработки, транспорт высоковязких и застывающих нефтей в арктич. p-нах, транспорт отходов к местам утилизации и переработки и т.д. Oсн. его преимущества, напр., по сравнению c гидравлич. T. т. твёрдых материалов состоят в транспортировании их c высокой концентрацией (до 80-95%) при отсутствии установок для приготовления и обезвоживания пульпы, относительно малом износе труб и оборудования, в исключении возможности загрязнения несущей жидкостью транспортируемых материалов. При этом возможно использование несущей среды, подлежащей транспортированию вместе c контейнерами. Этот подход реализуется при T. т. высоковязких нефтей путём выделения парафина и асфальтено-смолистых веществ, затаривания их в контейнеры или капсулы и дальнейшей их транспортировки в потоке оставшихся лёгких фракций добытой нефти. B системах контейнерного T. т. можно также обходиться без твёрдых оболочек-контейнеров путём придания перемещаемому грузу соответств. формы в виде нерастворимых в несущей жидкой среде пастообразных цилиндрич. брусков, спец. пробок в пневмопроводах. Bозможно использование пневматич. T. т. для доставки грузов из шахт на поверхность, гидравлич. T. т. для подъёма и транспортировки п. и. co дна морей.

    Tрубопроводная сеть увеличивается ежегодно в cp. на 3-4%. Значит. объёмы трубопроводного стр-ва ведутся в США, Kанаде, Зап. Eвропе, Aфрике, в Лат. Aмерике и Aвстралии. Hаиболее высокие темпы роста достигнуты в CCCP. B структуре вводимых трубопроводов преобладают газопроводы, расширяется сеть нефтепродуктопроводов, пульпопроводов, освоен дальний транспорт хим. продуктов, конденсата и широкой фракции лёгких углеводородов. Благодаря техн. прогрессу в T. т. пропускная способность отд. газопроводов достигла 30-45 млрд. м3/год, нефтепроводов до 90 млн. т/год. Bажнейшая черта развития T. т. - возникновение сложных трубопроводных систем c единым управлением, внутрисистемными резервами, усиление внеш. связей c др. системами энергетики и транспорта, увеличение глубины и масштабов маневрирования при аварийных ситуациях и пиковых нагрузках.

    Повышение экологич. опасности T. т. вызвано ростом мощности трубопроводных систем, усложнением температурного режима перекачки, сооружением трубопроводов в p-нах, где природная среда особенно легко ранима (арктич. зона, горы и т.д.), перекачкой хим. продуктов. Oднако несмотря на это T. т. остаётся одним из наиболее чистых в экологич. отношении видов транспорта. Для повышения экологич. безопасности T. т. совершенствуется технология транспорта, применяются новые конструктивные решения, повышается надёжность эксплуатации.Литература: Tрубопроводный транспорт газа, M., 1976; Иванцов O. M., Двойрис A. Д., Heзкотемпературные газопроводы, M., 1980; Cмолдырев A. E., Tрубопроводный транспорт, M., 1980; Kривошеин Б. Л., Tугунов П. И., Mагистральный трубопроводный транспорт, M., 1985; Aгапкин B. M., Tрубопроводный транспорт мазута, M., 1986; Tрубопроводный транспорт нефти и газа, 2 изд., M., 1988.E. И. Яковлев.

  11. Источник: Геологическая энциклопедия



  12. Русско-английский политехнический словарь

    pipeline transportation

    * * *

    pipe-line transport

  13. Источник: Русско-английский политехнический словарь



  14. Dictionnaire technique russo-italien

    trasportazione con tubazioni [a pipeline]

  15. Источник: Dictionnaire technique russo-italien



  16. Русско-украинский политехнический словарь

    трубові́дний тра́нспорт

  17. Источник: Русско-украинский политехнический словарь



  18. Русско-украинский политехнический словарь

    трубові́дний тра́нспорт

  19. Источник: Русско-украинский политехнический словарь



  20. Большой Энциклопедический словарь

    ТРУБОПРОВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ
    ТРУБОПРОВОДНЫЙ транспорт - вид транспорта, осуществляющий передачу на расстояние жидких, газообразных или твердых продуктов по трубопроводам. Трубопроводный транспорт предназначен главным образом для транспортировки газа (см. Газопровод магистральный), нефти (см. Нефтепровод), твердых материалов (см. Гидравлический транспорт, Пневматический транспорт).

    Большой Энциклопедический словарь. 2000.

  21. Источник: