Словарь Брокгауза и Ефрона

    один из оригинальнейших по направлению русских художников-живописцев, род. 1831 г. Воспитывался в гимназии в Киеве, потом поступил в Киевский университет, а оттуда перешел в Петербургский; но на второй же год, оставив университет, поступил в академию художеств (1850), где и занимался 7 лет. За картину "Волшебница андорская вызывает тень Самуила для царя Саула" удостоен золотой медали и послан за границу, где оставался с 1857-63 гг. По возвращении в Россию выставил первую картину ("Тайная Вечеря"), написанную согласно его настроению и пониманию евангельской истории Иисуса Христа. За этой картиной последовали: "Вестник Воскресения" и "Христос в Гефсиманском саду" — картины, написанные художником за границей, куда он вторично уезжал еще на 7 лет. Во Флоренции он написал портрет с А. П. Герцена (галерея Третьякова в Москве) в год его смерти и впоследствии сделал с этого портрета 4 копии для разных лиц. В 1870 г. возвратился в Петербург, где написал три исторические картины: "Петр Великий и царевич Алексей" (особенно замеченная на выставке, где она считалась первой), "Екатерина II у гроба Елисаветы", "Пушкин в Михайловском"; первая находится у Третьякова, вторая у г. Полетики, третья приобретена Н. А. Некрасовым. Кроме того, Г. написал портреты И. С. Тургенева, Н. А. Некрасова, M. E. Салтыкова, Н. И. Костомарова, А. А. Потехина и мн. др. С 1875 г. поселился в Черниговской губернии, где занимал различные должности по выборам в продолжение 6 лет. С 1862 г. сблизился с графом Л. Толстым, что вместе с предварительной внутренней работой повлияло на род жизни Г. и характер его художественной деятельности. Он написал картину "Милосердие или не Христос ли это", желая в нищем изобразить Христа; впоследствии Г. уничтожил эту картину, как не удовлетворившую никого, в том числе и самого художника. С 1884 г. он написал ряд картин из жизни Спасителя, портрет Л. Н. Толстого и сделал 10 рисунков к рассказу "Чем люди живы". Картины: "Выход с Тайной Вечери" (собств. Дервиза), "Что есть истина?" (галерея Третьякова), "Совесть (Иуда)" "Повинен смерти" (суд Синедриона над Иисусом Христом, 1892) завершили деятельность Г. до начала нынешнего года. Теперь Г. пишет "Распятие" и продолжает составление рисунков на евангельские сюжеты. Г. занимался и скульптурой: он вылепил бюсты В. Г. Белинского и Л. Н. Толстого, из которых второй замечателен не только сходством, но и в техническом отношении. Некоторые картины Г. возбуждали разнообразные толки, как несоответствовавшие по своей идейности общепринятым способам обработки избираемых сюжетов; но были и сочувственные отзывы в печати.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    Ге Николай Николаевич [15(27).2.1831, Воронеж, — 1(13).6.1894, хутор Ивановский, ныне им. Т. Г. Шевченко Черниговской обл.], русский живописец. Учился в петербургской АХ (1850—57) у П. В. Басина. Пенсионер АХ в Италии (1857—63). В 1857—59 работал в Риме, в 1860—69 во Флоренции. Жил в Петербурге (с 1870) и на хуторе в Черниговской губернии (с 1876). В ранний период испытал влияние К. П. Брюллова и А. А. Иванова. Уже в 1860-е гг. творчество Ге отличается новизной трактовки традиционных для академического искусства евангельских тем, драматической взволнованностью, смелой постановкой моральных проблем («Тайная вечеря», 1863, Русский музей, Ленинград; «Вестники воскресения», 1867, Третьяковская галерея). Возвратившись из Италии, Ге сближается с передовыми художниками (член-учредитель Товарищества передвижных художественных выставок). В поисках темы большого гражданственного звучания Ге обращается к исторической живописи. В картине «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе» (1871, Третьяковская галерея) Ге раскрывает столкновение двух противоборствующих исторических сил, правдиво передаёт движение чувств, внутреннюю жизнь действующих лиц. С начала 1880-х гг. Ге возвращается к евангельским темам; наполняя цикл картин о страданиях Христа религиозно-этическими идеями, во многом близкими взглядам Л. Н. Толстого, Ге обращается к современному обществу с утопической проповедью духовного протеста против зла, провозглашает величие жертвы во имя идеи («Что есть истина?", 1890, и «Голгофа», 1893, обе — в Третьяковской галерее). В этих отмеченных глубоким драматизмом картинах, исполненных в широкой экспрессивной манере, с резкими контрастами света и тени, значительную роль играет изображение духовных и физических страданий человека («Распятие», 1892, 1894). Для портретов, исполненных Ге, характерны большая простота и строгость цветовых и композиционных решений, стремление передать богатство и сложность духовной жизни человека (портреты А. И. Герцена, 1867, и Л. Н. Толстого, 1884, — оба в Третьяковской галерее).

    Соч.: Жизнь художника 60-х годов, «Северный вестник», 1893, кн. 3; Л. Н. Толстой и Н. Н. Ге. Переписка, М. — Л., 1930.

    Лит.: Альбом художественных произведений Н. Н. Ге, М. — СПБ, 1903; Стасов В. В., Н. Н. Ге..., М., 1904; История русского искусства, т. 9, кн. 1, М., 1965, с. 217—59; Зограф Н., Н. Н. Ге, [Л., 1968]; Н. Н. Ге. 1831—1894. Выставка произведений. Каталог, [М., 1969].

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Большой энциклопедический словарь

    ГЕ Николай Николаевич (1831-94) - российский живописец. Один из основателей Товарищества передвижников. Психологические портреты ("А. И. Герцен", 1867 и др.), исторические картины ("Петр I допрашивает царевича Алексея", 1871 и др.), экспрессивные, драматические композиции на религиозно-этические темы ("Что есть истина?", 1890).

  5. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  6. Энциклопедический словарь

    Ге Николай Николаевич

    (1831—1894), российский живописец. Один из основателей Товарищества передвижников. Психологические портреты («А. И. Герцен», 1867), исторические картины («Пётр I допрашивает царевича Алексея», 1871), экспрессивные, драматические композиции на религиозно-этические темы («Что есть истина?», 1890) созвучны нравственным исканиям Л. Н. Толстого и отличаются обобщённо-философским звучанием, духовной углублённостью образов. Последние, неоконченные работы цикла, посвящённые страданиям Христа, написаны в необычной, островыразительной манере, с использованием резких динамичных контрастов пятен чистого цвета («Голгофа», 1893).

    * * *

    ГЕ Николай Николаевич

    ГЕ Николай Николаевич (1831—94), русский живописец. Один из основателей Товарищества передвижников(см. ТОВАРИЩЕСТВО ПЕРЕДВИЖНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ВЫСТАВОК). Психологические портреты («А. И. Герцен», 1867 и др.), исторические картины («Петр I допрашивает царевича Алексея», 1871 и др.), экспрессивные, драматические композиции на религиозно-этические темы («Что есть истина?», 1890).

    * * *

    ГЕ Николай Николаевич [15 (27) февраля 1831, Воронеж — 1 (13) июня 1894, хутор Ивановский, ныне имени Т. Г. Шевченко Черниговской области Украины], русский художник. Выдающийся мастер портрета и сюжетной, в том числе религиозной, картины, обновивший ее язык в преддверии символизма(см. СИМВОЛИЗМ) и авангарда(см. АВАНГАРДИЗМ).

    Годы учения

    Выходец из семьи помещика, первоначально учился на математических отделениях Киевского и Петербургского университетов (1847—50). В 1850 поступил в Академию художеств, которую окончил в 1857. Во время учебы в Академии испытал большое влияние К. П. Брюллова(см. БРЮЛЛОВ Карл Павлович) и А. А. Иванова(см. ИВАНОВ Александр Андреевич). Работал в Риме и Флоренции (1857—69), в Санкт-Петербурге, а с 1876 — на хуторе в Черниговской области. Был одним из учредителей Товарищества передвижных художественных выставок(см. ТОВАРИЩЕСТВО ПЕРЕДВИЖНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ВЫСТАВОК).

    Ранний период. «Тайная вечеря»

    Первой, по его собственным словам, «самостоятельной картиной», к тому же вызвавшей бурный общественный резонанс, стала «Тайная вечеря» (1863, Русский музей). Ге отказался здесь от академически идеализированной трактовки религиозного сюжета, представив его как реальную психологическую драму. Противостояние Христа и Иуды, тема отступничества наложились в сознании интеллигенции на смуту и раскол, царившие в политической оппозиции тех лет, что усилило актуальность картины. Другим важным успехом Ге явился портрет А. И. Герцена (1867, Третьяковская галерея), «рембрандтовский» по своей драматической светотени, влекущий особой пытливой остротой герценовского взгляда.

    Исторические картины

    Мастер выступил и как реформатор исторического жанра. Трагический конфликт не только двух персонажей, но и двух антагонистических эпох русской истории пронизывает картину «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе» (1871, Третьяковская галерея). Картины «Екатерина II у гроба императрицы Елизаветы» (1874, Третьяковская галерея) и «Пушкин в Михайловском» (1875, Харьковский художественный музей) уже не достигают такой драматической силы, хотя и в них Ге, предвосхищая «Мир искусства»(см. МИР ИСКУССТВА), стремится придать образам прошлого особую, «современную», эмоциональную остроту.

    Евангельские темы. Ге и Толстой

    Отдав дань романтизму, Ге с годами занимает уникальное положение в русском искусстве 19 в., — прежде всего, в силу возрастающей «протоавангардной» экспрессии своего колорита, чутко выражающего динамику внутренних духовных поисков мастера. С 1880-х годов он становится близким другом и последователем Л. Н. Толстого. Стремясь «демифологизировать» Евангелие, приблизить его к мыслям и чувствам современников, Ге переходит к широкой, эскизной манере письма, обостряя цветосветовые контрасты.

    В картине «Что есть истина?» (1890, Третьяковская галерея) Христос изображен перед Пилатом, обращающим к нему свой насмешливо-цинический вопрос. Л. Н. Толстой высоко оценил это произведение, считая, по его собственным словам, что оно составляет «эпоху в христианской живописи», ибо вместо «отношения к Христу как к Богу» дает «нравственное понятие его жизни и учения» [из письма к Дж. Кеннану (1890)]. Экспрессионизм Ге, мощная выразительность крупного, мерцающего мазка достигают апогея в картинах «Христос и Никодим» (1880-е гг.) и «Голгофа» (1893; обе в Третьяковской галерее). В двух вариантах «Распятия» (1892—94; местонахождение одного неизвестно, другое хранится в музее д"Орсе в Париже) атмосфера исступленного отчаяния производила шокирующий эффект. Такого рода образы вызвали резкую критику со стороны церкви и консервативных кругов общества; с другой стороны, политические и религиозные вольнодумцы почитали их в виде своего рода «толстовских икон».

    Параллельно мастер создает замечательные, полные внутренней одухотворенности портреты — в частности, портрет Л. Н. Толстого за письменным столом, который считается одним из лучших прижизненных изображений писателя. Портрет Н. И. Петрункевич на фоне окна, открытого в сад (1892—93; оба — в Третьяковской галерее) демонстрирует и замечательный талант Ге-пейзажиста, поэта пленэрной живописи (пейзаж как звучный, лирически-страстный фон или как самостоятельный образ вообще играет в его искусстве важную роль). Хотя Ге сам почти не занимался педагогической деятельностью, у него оказалось много преемников, которых влекло в первую очередь его «духовидческое» мастерство колориста. Отзвуки его искусства звучали очень мощно, в диапазоне от М.А. Врубеля(см. ВРУБЕЛЬ Михаил Александрович) до С.М. Романовича(см. РОМАНОВИЧ Сергей Михайлович).

  7. Источник: Энциклопедический словарь



  8. Лермонтовская энциклопедия

    ГЕ Николай Николаевич (1831—94), рус. художник. В 1857 окончил АХ, участвовал в организации Т-ва передвижных худож. выставок. В 1852 он выполнил в манере К. П. Брюллова небольшую картину на сюжет поэмы «Хаджи-Абрек» (масло; Киев. гос. музей рус. иск-ва). Г. выбрал напряженный момент, предшествующий совершению кровавой мести, когда Леила на коленях умоляет Хаджи пощадить ее. Тема воплощена ярко, хотя и несколько театрально. Это — первая заслуживающая внимания интерпретация творчества Л. в изобразит. искусстве. Опубл. в кн.: Н. Н. Ге. Выставка произв. [Вступ. ст. М. Факторовича], К., 1958, с. 8.Лит.: Зограф Н. Ю., Николай Ге, М., 1974, с. 10

  9. Источник: Лермонтовская энциклопедия



  10. Большой Энциклопедический словарь

  11. Источник: