Большая Советская энциклопедия

    гносеологические понятия механистического материализма, введённые английским учёным Р. Бойлем (См. Бойль) и получившие широкую известность после «Опыта о человеческом разуме» (1690) Дж. Локка (самые термины встречаются в средневековой схоластике (См. Схоластика), например у Альберта Великого (См. Альберт Великий)).Понимая под первичными качествами объективные свойства материальных тел, Локк относил к ним протяжённость, величину, фигуру, сцепление, положение, количественные характеристики вообще, механическое движение, покой, длительность (см. Д. Локк, Избранные философские произведения, т. 1, М., 1960, с. 155). Вторичные качества, по Локку,— это субъективные ощущения, не совпадающие со свойствами внешних объектов самих по себе; к ним относятся цвет, звук, вкус, запах и т. д.

    Различение качеств по степени их объективности встречается ещё у Демокрита, который разграничивал субъективное знание «по мнению», то есть существующее в форме ощущений, и знание «по истине», то есть умопостигаемое знание свойств атомов. Учение о П. и в. к., выдвинутое философами 17—18 вв., было непосредственно связано с атомистическим и механистическим миропониманием. Г. Галилей (См. Галилея) относил к достоверно существующим качествам лишь те, которые выразимы геометрически. Т. Гоббс выделял в качестве первичных качеств только пространственно-временные — протяжённость и движение. Галилей, Р. Декарт, П. Гассенди и Гоббс полагали, что первичные качества открываются в вещах лишь человеческим разумом, в то время как Локк считал, что «идеи» первичных качеств доставляются непосредственно ощущениями. Незначительно отличаясь друг от друга, эти теории П. и в. к. характеризуются такими общими механистическими принципами, как абстрагирование от качественной разнородности материи, выделение как объективных лишь измеримых, механических свойств внешних объектов.

    Неспособность философии 17—18 вв. решить поставленную Локком проблему объективного содержания ощущений открывала возможность для субъективистских интерпретаций П. и в. к. Так, Дж. Беркли по существу отверг деление качеств на первичные и вторичные и объявил их все чисто субъективными. Истолковывая концепцию П. и в. к. с позиций Агностицизма, Д. Юм и И. Кант отрицали сходство ощущений со свойствами внешних объектов и перенесли субъективистское понимание вторичных качеств на первичные. В конце 19—20 вв. эти идеалистические взгляды явились предпосылкой теории познания эмпириокритицизма, Неореализма иНеопозитивизма. Отрицание объективного содержания вторичных качеств при одновременном признании объективности первичных было характерно для некоторых метафизически мыслящих материалистов, склонных к пониманию вторичных качеств как условных символов. Диалектический материализм отвергает деление свойств вещей на П. и в. к., рассматривая всякое ощущение как субъективный образ объективной реальности, отражающий свойства вещей, но не тождественный им.

    Л. А. Ляховецкий.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Большой энциклопедический словарь

    ПЕРВИЧНЫЕ И ВТОРИЧНЫЕ КАЧЕСТВА - термины теории познания 17-18 вв., употреблявшиеся для различения качеств вещей по степени объективности. Согласно Дж. Локку, первичные, или объективные, качества - протяженность, величина, объем, фигура и др.; вторичные, или субъективные, - цвет, звук, вкус, запах.

  3. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  4. Философская энциклопедия

    ПЕРВИЧНЫЕ И ВТОРИЧНЫЕ КАЧЕСТВА

    — теоретико-познавательное представление о существовании двоякого рода чувственных образов качеств материальных тел, различающихся по характеру их соответствия своим прообразам. Наиболее обстоятельно это представление было изложено в философии Нового времени Дж. Локком в «Опыте о человеческом разумении». Согласно Локку, первичные качества тел — протяженность, форма, плотность, подвижность — совершенно неотделимы от тел и вполне адекватно воспринимаются человеком. Однако в телах есть и такие недоступные нашему восприятию формы, объемы и движения частиц, которые, воздействуя на органы чувств, вызывают образы, не схожие с породившими их качествами. Цвет, вкус, звук, тепло как таковые, в том чувственном виде, в каком они воспринимаются человеком, не существуют в самих телах. Это — вторичные качества, производные от первичных, являющихся единственно объективными.

    Представление о П. и в.к. ознаменовало собой решительный отход теории познания от т.зр. наивного реализма и вместе с тем создание концепции в эвристическом отношении оправдывавшей и поощрявшей притязания математизированного естествознания. Последнее положило в основу объективного исследования предметов и явлений природы те их качества, к которым можно применить меру и число, а те качества, к которым их применить не представляется возможным, стремилось редуцировать к первым. Вызвавшее в свое время и позже так много споров и интерпретаций представление о П. и в.к. стало одной из предпосылок того усиленного внимания, которое в последующих гносеологических концепциях стали уделять субъективным компонентам человеческого познания.

  5. Источник: Философская энциклопедия



  6. Энциклопедический словарь

    перви́чные и втори́чные ка́чества

    термины теории познания XVII—XVIII вв., употреблявшиеся для различения качеств вещей по степени объективности. Согласно Дж. Локку, первичные, или объективные, качества — протяжённость, величина, объём, фигура и др.; вторичные, или субъективные, — цвет, звук, вкус, запах.

    * * *

    ПЕРВИЧНЫЕ И ВТОРИЧНЫЕ КАЧЕСТВА

    ПЕРВИ́ЧНЫЕ И ВТОРИ́ЧНЫЕ КА́ЧЕСТВА, термины теории познания 17—18 вв., употреблявшиеся для различения качеств вещей по степени объективности. Согласно Дж. Локку, первичные, или объективные, качества — протяженность, величина, объем, фигура и др.; вторичные, или субъективные, — цвет, звук, вкус, запах.

  7. Источник: Энциклопедический словарь



  8. Большой Энциклопедический словарь

  9. Источник: