Словарь Брокгауза и Ефрона

    (επαναγωγη τοΰ νόμου) — памятник византийского права, представляющий собой, по господствующему мнению, переработку Прохирона. Он дошел до нас в нескольких рукописях, с присоединенными к тексту схолиями интерпретатора, содержащими множество интересных замечаний об отношении Э. к другим памятникам. Э. состоит из 40 титулов, содержащих: введение, с общими учениями о праве и справедливости (1); постановления об императоре, патриархе и начальствующих лицах (2—7); о должностях и достоинствах церковных (8—11); о свидетелях и документах (12—13); об обручении и браке (14—17; 21); о приданом и дарениях между обрученными и супругами (18—20); о договорах (22 — 28); о наследовании по завещанию и закону (29—38); об operis novi nuntiatio (39) и о преступлениях и наказаниях (тит. 40). В схолиях автор отмечает не принятые в Э. места юстинианова права; показывает, и в чем именно Э. не согласна с этим правом; обнаруживает допущенные в ней интерполяции и отклонения от Прохирона; дополняет новыми указами; улучшает и критикует текст сборника. Вопрос о происхождении Э. в связи с другими памятниками (Эклогой и Прохироном) очень спорен. Господствующее мнение приписывает Э. императорам Македонской династии (Бинер, Цахариэ ф.-Лингенталь, Васильевский). Цахариэ и Геймбах думают, что Э. была только проектом нового издания Прохирона, составленным при имп. Василии, Льве и Александре, но не опубликованным в качестве закона. Проф. Сокольский в специальной статье, разбирая подробно доводы в защиту этого мнения, доказывает законодательную силу этого памятника. По его мнению, Э. не просто второе издание Прохирона, но самостоятельная его переработка, иногда радикально изменяющая его постановления. В ней содержится, между прочим, теоретическое и систематическое изложение учения о византийской государственной и церковной организации, не имеющееся ни в Эклоге, ни в Прохироне. Это учение является последовательным и точным воспроизведением византийских представлений о царской власти. Оно было хорошо известно древней Руси и послужило одним из главных источников для создания того воззрения на царскую власть, которое утвердилось в России к концу XVII в. В этом проф. Сокольский видит особое значение и интерес Э., независимо от её роли, как практического судебного руководства. Ср. об Э. статьи Геймбаха в "Энциклопедии" Эрша и Грубера (т. 86), Васильевского (в "Ж. М. Н. Пр.", CXCIX, 270 сл.) и Сокольского ("О характере и значении Э.", "Византийский Временник", 1,1904).

    В. Н.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    (греч. Epanagogé tú nómu)

    сборник византийского права конца 9 в. (после 879), составленный от имени императора Василия I и его сыновей Льва и Александра. Большая часть Э. носила компилятивный характер, включала многие нормы Прохиронаи Эклоги (См. Эклога), которые восходили еще к римскому и восточному праву. Был сформулирован и ряд новых положений (например, о патриаршей власти, дополняющей императорскую, о правах духовенства), которые определяли взаимоотношения феодального государства и церкви и были широко использованы впоследствии в церковном праве (См. Церковное право).

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Большой энциклопедический словарь

    ЭПАНАГОГА (греч. epanagoge - букв. - возведение, возвращение), руководство для судей, составленное в Византии после 879. Разработана на основе Прохирона.

  5. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  6. Энциклопедический словарь

    эпанаго́га

    (греч. epanagōgē, буквально — возведение, возвращение), руководство для судей, составленное в Византии после 879. Разработана на основе прохирона.

    * * *

    ЭПАНАГОГА

    ЭПАНАГО́ГА (греч. epanagoge, букв. — возведение, возвращение), руководство для судей, составленное в Византии после 879. Разработана на основе Прохирона(см. ПРОХИРОН).

  7. Источник: Энциклопедический словарь



  8. Советская историческая энциклопедия

    ('Epanagoge tou nomoy (греч. epanagogn - возведение, возвышение, возвращение)) - краткий сборник Правовых норм, составленный в Византии (после 879) от имени имп. Василия I (867-886) и его сыновей Льва и Александра. В составлении Э., по-видимому, принимал участие Фотий. Спорен вопрос, имела ли Э. силу закона или была лишь проектом, не получившим офиц. утверждения. Нормы Э. восходят преим. к Прохирону и через него к рим. праву, однако авторы Э. свободнее, чем составители Прохирона, отходили от рим. традиций. В Э. дана новая трактовка прав патриарха, разработанная под несомненным воздействием Фотия: в нарушение принципа визант. автократии (самодержавия) императора в ней предложена концепция о двух взаимодополняющих властях - императорской и патриаршей. В Э. включено постановление, запрещавшее сановной знати лишать подчиненных лиц их зем. владений (будь то оформлено в виде дарения или как покупка). В области семейного права сохранились нормы Эклоги (в частности, элементы выкупа жены при заключении брака), восходившие не к рим., а к вост. праву (преим. к Сирийскому законнику 5 в.).

    Лит.: Сокольский В., О характере и значении Эпанагоги, "Визант. врем.", 1894, т. 1, в. 1; Vernadsky G., Die kirchlich-politische Lehre der Epanagoge..., "Byzantinisch-neugriechische Jahrbücher", 1928, Bd 6, Abt. 1; Scharf J., Photios und die Epanagoge, "BZ", 1956, Bd 49, H. 2; Esser A., Die Lehre der Epanagoge und eine oströmische Rechtstheologie, "Freiburger Zeitschrift für Philosophie und Theologie", 1963, Bd 10.

    А. П. Каждан. Москва.

  9. Источник: Советская историческая энциклопедия



  10. Большой Энциклопедический словарь

    ЭПАНАГОГА
    ЭПАНАГОГА (греч. epanagoge - букв. - возведение, возвращение), руководство для судей, составленное в Византии после 879. Разработана на основе Прохирона.

    Большой Энциклопедический словарь. 2000.

  11. Источник: