«Квинтовый круг»

Квинтовый круг в словарях и энциклопедиях

Значение слова «Квинтовый круг»

Источники

    Большая Советская энциклопедия

    (муз.)

    графическая схема тональностей, показывающая степень их родства. В верхней части К. к. помещаются до мажор и ля минор, по часовой стрелке от них располагаются по чистым квинтам мажорные и минорные диезные тональности, а против часовой стрелки — мажорные и минорные бемольные тональности. Чтобы построить диезные и бемольные тональности от всех 12 звуков октавы, движение в обоих направлениях следовало бы продолжить до полного оборота. При этом каждой тональности будет соответствовать энгармонически равная ей тональность (см. Энгармонизм). Поскольку тональности с количеством знаков более семи практически не применяются, диезные и бемольные тональности смыкаются в общий К. к., объединяясь в его трёх нижних звеньях с энгармонически равными тональностями.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Музыкальная энциклопедия

    система расположения тональностей по степени гармония, родства. Изображается графически в виде схемы, на к-рой мажорные и минорные диезные тональности располагаются по чистым квинтам вверх, а бемольные - по чистым квинтам вниз. Теоретически диезный К. к. и бемольный К. к. существуют самостоятельно, представляя собой как бы спирали. Это объясняется тем, что от продолжения движения вверх по чистым квинтам возникают всё новые тональности с постепенным нарастанием числа диезов, а затем дубль-диезов, а от продолжения движения вниз - новые тональности с постепенным нарастанием числа бемолей, а затем дубль-бемолей. Чтобы построить мажорные диезные тональности от всех 12 звуков октавы, необходимо совершить движение по К. к. в сторону диезов (по часовой стрелке) до полного оборота и заключить его энгармонически равной до мажору тональностью - си-диез мажором (His-dur, 12 диезов).

    Квинтовый круг наиболее употребительных мажорных и минорных тональностей (пунктиром обозначены ангармонически равные тональности).

    Движение в противоположном направлении по К. к. даёт 12 мажорных бемольных тональностей; в этом случае энгармонически равной до мажору тональностью будет ре дубль-бемоль мажор (Deses-dur, 12 бемолей). Практически же в музыке благодаря энгармонизму К. к. замыкается, образуя общий круг диезных и бемольных мажорных тональностей, а также общий круг диезных и бемольных минорных тональностей.

    В. А. Вахромеев.

  3. Источник: Музыкальная энциклопедия