Большая Советская энциклопедия

    Хади (псевдоним; настоящие имя и фамилия Хади Хайруллович Такташев) [19.12.1900 (1.1.1901), с. Сыркыды, ныне Торбеевского района Мордовской АССР, — 8.12.1931, Казань], татарский советский поэт. С 1918 учительствовал, был на журналистской работе. Печатался с 1918. Трагедия в стихах «Сыновья земли» (1921) направлена против устоев феодального и буржуазного общества. От абстрактно-романтических образов поэт приходит в 1923—24 к гражданской реалистической поэзии. Новаторская по форме поэма «Века и минуты» (1924) отразила скорбь народа о смерти Ленина. Темы революции, формирования нового человека — в центре поэм «Деревня Сыркыды», «После бури» (обе 1924), драмы «Зарытое оружие» (1927), неоконченного романа «Ветер зари» (1928—29). Поэмы «Исповедь любви» (1927), «Алсу» (1929), драма «Утерянная красота» (1928) ставят проблемы воспитания молодёжи. В лиро-эпической поэме «Письма в грядущее» (1930—-1931) Т. воссоздал поэтические образы строителей коммунистического будущего. Социальная драма «Камиль» (1930) рисует классовую борьбу в годы коллективизации. Т. раскрыл новые возможности татарской силлабической поэзии, обогатив её интонационным стихом, разнообразием ритмики, рифм. Произведения Т. переведены на многие языки народов СССР.

    Соч.: Эсэрлэр, Казан, 1942: Пьесалар. Хикэялэр. Мэкалэлэр, Казан, 1953; Сайланма эсэрлэр, Казан, 1963; в рус. пер. — Стихи, М., 1948; Стихотворения и поэмы. [Предисл. Х. Хайри], М., 1955.

    Лит.: История татарской советской литературы, М., 1965; Госман Х., Такташ поэзиясе, Казан, 1953; Халит Г., Шагыйрь. Чор. Герой, Казан, 1971.

    Хасан Хайри.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Литературная энциклопедия

    Такташ

    ТАКТАШ Хади (1901—1931) — татарский советский поэт. Р. в бывшей Тамбовской губернии. Литературную деятельность начал в 1916. Свои ранние стихи Т. писал под влиянием древнеиранской мифологии. Даже после Октябрьской революции Т. не скоро освободился от этого влияния. В своей трагедии «Сыновья земли» и в целом ряде стихов — «Изгнанник неба», «Убитый пророк», «Дочь зари», «Забытая клятва», «Гисьян» (Бунт) и других, написанных в 1921—1923, он создавал образы сказочных, неземных девушек-пери, образы богов, ангелов, чертей и злых духов. Поэт удалялся от окружающей действительности в мир фантастики, искал забвения в природе и т. д. Стихотворение «Такташ умер», написанное в 1924, явилось началом поворота в сторону революции, началом преодоления прежних творческих установок. В стихах периода 1924—1927 — «Века и минуты», «Деревня Сыркыды», «На заре годов», «Мы вышиваем знамя» — Т. уже откликался на актуальные политические события, давал образы советской действительности, хотя еще не совсем освободился от влияния мелкобуржуазной стихии: в ряде стихов его сказывалось непонимание сущности нэпа, ощущался налет обывательских рассуждений по поводу серьезных политических вопросов («Обида», «Пойдем, братишка», «Беспартийное» и т. д.),

    В реконструктивный период Т. решительно стал на позиции советской литературы. В его поэмах «Письма в будущее», «Мокамай», в пьесе «Камиль» даны образы людей социалистической промышленности и колхозной деревни. Его произведения отразили искреннюю любовь к нашей родине, к природе, к человеку, веру в победу коммунизма (стихи «Проездом», поэма «Любовь Зубайди», «Ответ» и т. д.).

    Хотя некоторые срывы в творчестве Т. и последнего времени нельзя отрицать, все же Т. является крупным советским поэтом. В развитии татарской советской поэзии он сыграл положительную роль.Библиография:

    Сборник «Джыр Уллары», Казань, 1923 (на татарском языке); Избранные стихи, Гослитиздат, М., 1937 (на русском языке); (Письма в будущее), 1932.

  3. Источник: Литературная энциклопедия