Большая Советская энциклопедия

    государство на территории северной Эфиопии, названное по главному городу Аксуму. Первые сведения об А. ц. относятся к 1 в. Выгодное положение на торговых путях из Индии и Восточной Африки в Средиземноморье обусловило экономический подъём А. ц. С конца 3 в. достигло большого могущества. При царе Эзане (начало 4 в.) А. ц. был завоёван Куш (Нубия). В 4—6 вв. оно вело упорную борьбу с Химьяритским государством за господство в Южной Аравии. Вопрос о социально-экономической структуре А. ц. спорен — одни учёные считают А. ц. рабовладельческим государством, другие — феодальным.

    Аксумская культура тесно связана с южноарабской. В 4 в. в А. ц. проникло христианство, которое вело успешную борьбу с иудейством и закрепило византийское влияние. Захват Южной Аравии персами (конец 6 в.) и особенно образование Арабского халифата (7 в.), отрезавшего А. ц. от Средиземного моря, привели к его политическому и культурному упадку и постепенному распаду.

    Лит.: Тураев Б. А., История Древнего Востока, т. 2, 3 изд., [Л.], 1936; Крачковский И. Ю., Введение в эфиопскую филологию, [Л.], 1955; Кобищанов Ю. М., Аксум, М., 1966; Doresse J., L'empire du Prêtre-Jean, v. I, [P., 1957].

    А.Г. Лундин.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Большой энциклопедический словарь

    АКСУМСКОЕ ЦАРСТВО - древнее государство (2-11 вв.) преимущественно на территории современной Эфиопии, название по главному городу Аксум.

  3. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  4. Энциклопедический словарь

    Аксу́мское ца́рство

    древнее государство (II—XI вв.) преимущественно на территории современной Эфиопии, названо по главному городу Аксум.

    * * *

    АКСУМСКОЕ ЦАРСТВО

    АКСУ́МСКОЕ ЦА́РСТВО, древнее государство (5 в. до н. э. — 11 в. н. э.) преимущественно на территории современных Эфиопии(см. ЭФИОПИЯ) и Эритреи(см. ЭРИТРЕЯ) (название от главного города Аксум(см. АКСУМ)).

    Возникнув около 5 в. до н. э., в 1 в. становится процветающим государством. Выгодное географическое положение на торговых путях из Индии и Восточной Африки в Средиземноморье обусловило экономический подъем Аксумского царства. С конца 3 в. достигло наибольшего могущества. Царь Эзана в начале 4 в. принял христианство, завоевал страну Куш(см. КУШ (древняя страна)) (основную часть тогдашнего Мероитского царства(см. МЕРОИТСКОЕ ЦАРСТВО)). В 4—6 вв. вело упорную борьбу с Химьяритским государством(см. ХИМЬЯРИТСКОЕ ЦАРСТВО) за господство в Южной Аравии. В период расцвета Аксумское царство включало в себя части современных Сомали(см. СОМАЛИ (государство)), Судана(см. СУДАН (государство)), Йемена(см. ЙЕМЕН). Захват Южной Аравии персами (конец 6 в.) и особенно образование Арабского халифата(см. АРАБСКИЙ ХАЛИФАТ) (7 в.), отрезавшего Аксумское царство от Средиземного моря, привели к его политическому и культурному упадку и постепенному распаду. Тем не менее, арабам не удалось завоевать Аксумское царство, и до сих пор Эфиопия остается одной из немногих полностью христианских стран на севере Африки.

    В конце 10 в. царица фалашей (эфиопских иудеев) Гудит силой захватила власть в Аксуме, изгнав последнего аксумского императора Дель Не"ада и правила затем в течение 40 лет (затем умерла или, по другим источникам, добровольно отказалась от власти); после ее смерти Дель Не"ад, пребывавший в изгнании в области Шева (Шоа), ненадолго вернулся к власти, но в 1030 его вновь сверг собственный слуга Мера Текле-Хайманот, основавший династию Загве. При нем столица была перенесена из Аксума сначала в город Адафа, а затем в город Роха (позднее получил название Лалибела(см. ЛАЛИБЕЛА) по имени одного из царей этой династии).

    Аксумская культура тесно связана с южноарабской. После того, как христианство стало государственной религией, стали появляться церкви-базилики, монастырские постройки. После распада Аксумского царства его архитектурные традиции продолжились в постройках скальных храмов Лалибелы — в основном, трехнефных базилик. Аксумские мастера прославились резьбой по дереву, уникальными фресками и своеобразной иконописью. По истории и культуре Аксумского царства сохранились источники на языке геэз, который сохраняет значение богослужебного языка в Эфиопской монофиситской церкви.

  5. Источник: Энциклопедический словарь



  6. Советская историческая энциклопедия

    рабовладельч. гос-во в сев. Эфиопии, названное по гл. городу Аксуму. Первые сведения об А.ц. относятся к 1 в. Выгодное положение на торг. путях из Индии и Вост. Африки в Средиземноморье обусловило экономич. подъем А.ц. С конца 3 века А.ц. достигает большого могущества. При царе Эзане (начало 4 в.) им была завоевана Нубия. В 4-6 вв., пользуясь поддержкой Византии, оно вело упорную борьбу с Химьяритским гос-вом за господство в Южной Аравии.

    Аксумская культура тесно связана с южноарабской. До 4 в. цари А.ц. употребляли сабейское письмо и сабейский язык, в 3-4 вв. также греческий, а позднее - др.-эфиопский. В 4 в. в А.ц. проникло христианство, которое вело успешную борьбу с иудейством и закрепило визант. влияние. Захват Юж. Аравии персами (кон. 6 в.) и особенно образование Арабского халифата (7 в.), отрезавшего А.ц. от Средиземного м., привели к его политич. и культурному упадку и постепенному распаду.

    Лит.: Тураев Б. A., История Др. Востока, т. 2, 3 изд., (Л.), 1936; Крачковский И. Ю., Введение в эфиоп. филологию, (Л.), 1955; Conti Rossini С, Storia d'Etiopia, pt. 1, Milano, 1928; Doresse J., L'empire du prêtre-Jean, v. 1, (P., 1957).

    A. Г. Лундин. Ленинград.

  7. Источник: Советская историческая энциклопедия



  8. Большой Энциклопедический словарь

  9. Источник: