Словарь Брокгауза и Ефрона

    (Ипполит Иванович, 1841—1877) — известный актер. Получив образование в Киевском унив. по историко-филологическому факультету, службу в Сенате променял на служение сцене, сначала как любитель, с 1865 г. как артист СПб. Александринского театра. Известен был как хороший чтец куплетов. Играл с значительным успехом Молчалина и Чацкого, Хлестакова, Кочкарева ("Женитьба" Гоголя). У Вольфа ("Хроника СПб. театров", ч. III) приведен перечень 130 исполненных М. ролей. См. В. М. Сикевич, "Былые встречи" ("Исторический вестник", 1893, апрель).

    Ум.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    I

    Мона́хов

    Владимир Васильевич (р. 30.9.1922, Долгинцево Днепропетровской обл.), советский кинооператор и режиссёр, заслуженный деятель искусств РСФСР (1964). Член КПСС с 1943. Участник Великой Отечественной войны. В 1952 окончил ВГИК. Снимал фильмы «Попрыгунья» (1955, совместно с Ф. Б. Добронравовым), «Высота» (1957) и др. В фильме «Судьба человека» (1959), за который М. удостоен Ленинской премии (1960), он органично связывает документально строгую фактуру изображения с живописными свето-пластическими эффектами, создаёт напряжённую изобразительную атмосферу. Своеобразие композиционного рисунка, монументальность и сложная динамическая организация кадра выразительно подчёркивают эпическую широту снятого им фильма «Оптимистическая трагедия» (1963). Как режиссёр М. поставил фильмы «Непрошенная любовь» (1965), «Про чудеса человеческие» (1968), «Нежданный гость» (1972). Награжден 3 орденами, а также медалями.

    II

    Мона́хов

    Николай Федорович [18(30).3.1875, Петербург, — 5.7.1936, Ленинград], русский советский актёр, народный артист РСФСР (1932). Начал артистическую деятельность в драматическом театре (1895), с 1896 выступал на эстраде, в том числе в эстрадном дуэте с П. Ф. Жуковым, с 1904 играл в оперетте (Киев, Саратов, Одесса; Москва — «Эрмитаж»; Петербург — театр «Буфф», Панаевский театр, и др.). Обладал красивым звучным баритоном, пел также теноровые партии (выступал главным образом в амплуа простака, его исполнение отмечено тонким вкусом, яркой характерностью, бытовой достоверностью). Лучшие работы в оперетте связаны с московским «Свободным театром» (1913—14; руководитель К. А. Марджанов), где особенно ярко проявился его талант — Афанасий Иванович («Сорочинская ярмарка» Мусоргского), Калхас («Прекрасная Елена» Оффенбаха) и др.

    После Октябрьской революции 1917 активно участвовал в организации Большого драматического театра (ныне им. М. Горького), был его ведущим актёром. Здесь раскрылся его талант драматического актёра. Создал ряд выдающихся трагедийных и драматических ролей в произведениях классической и советской драматургии: король Филипп («Дон Карлос» Шиллера), Егор Булычев, Бородатый солдат («Егор Булычев и другие», «Достигаев и другие» Горького), Годун («Разлом» Лавренева), Гранатов («Человек с портфелем» Файко); блестящих комедийных образов — Труффальдино («Слуга двух господ» Гольдони) и др. Снимался в кино; до 1927 пел в оперетте как гастролёр.

    Соч.: Повесть о жизни, Л. — М., 1961.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.