Большая Советская энциклопедия

    Мидзогути Кэндзи (16.5.1898, Токио, — 24.8.1956, Киото), японский кинорежиссёр. Окончил художественное училище в Токио. В 1922 дебютировал фильмом «День, когда возвращается любовь». В 20-е гг. М. проявил интерес к социальной тематике. Главной темой его творчества стало столкновение традиционного быта и мировоззрения с современностью. Фильмы «Элегия Нанива» и «Гионские сестры» (оба в 1936), посвященные судьбе японской женщины, — вершина реализма в довоенном японском кино. Среди лучших работ также: «Женщины Сайкаку» (1952, др. название — «Жизнь О-Хару, куртизанки»), «Угэцу моногатари» (1953, др. название — «Сказки туманной луны после дождя»), «Управляющий Сансё» (1954). Ряд фильмов М. получил премии на Международном кинофестивале в Венеции (1952, 1953, 1954).

    Лит.: Ивасаки А., История японского кино, пер. с япон., М., 1966; Mesnil М., Mizoguchi Kenji, P., 1965.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Большой энциклопедический словарь

    МИДЗОГУТИ Кэндзи (1898-1956) - японский кинорежиссер. Фильмы: "Гионские сестры" (1936), "Женщина Сайкаку" (1952), "Луна в тумане" (1953), "Управляющий Сансе" (1954) и др.

  3. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  4. Энциклопедический словарь

    Мидзогу́ти Кэндзи

    (1898—1956), японский кинорежиссёр. Фильмы: «Гионские сёстры» (1936), «Женщина Сайкаку» (1952), «Луна в тумане» (1953), «Управляющий Сансё» (1954) и др.

    * * *

    МИДЗОГУТИ Кэндзи

    МИДЗОГУ́ТИ Кэндзи (1898—1956), японский кинорежиссер. Фильмы: «Гионские сестры» (1936), «Женщина Сайкаку» (1952), «Луна в тумане» (1953), «Управляющий Сансе» (1954) и др.

  5. Источник: Энциклопедический словарь



  6. Вся Япония

    (1898–1956) - кинорежиссер. Поставил более 80 фильмов. В кино с 1920 г. Дебютировал фильмом "День, когда возвращается любовь" (1922). Первый успех принесли экранизации западной литературы: "813" и "Порт в тумане" (1923). В фильмах "Весенний шепот бумажной куклы", "Безумная страсть учительницы" (1926) обратился к социальным мотивам. Создал также социально-проблемные фильмы "Токийский марш", "Симфония города" (1929), "Родина" (1939). Главная тема творчества Мидзогути - столкновение традиционного быта и мировоззрения с современностью, в центре его фильмов - женщина, ее судьба. Суровый реализм в изображении женских судеб присущ фильмам Мидзогути "Элегия Нанива" и "Гионские сестры" (1936) - по сценариям Ё. Еды, его постоянного соавтора. Оба фильма считаются шедеврами довоенного японского кино. В послевоенные годы окончательно сложилась режиссерская манера Мидзогути. В фильмах преобладают долгие общие планы, снятые с одной точки. Принцип "Одна сцена - один план" стал определяющим в его искусстве и оказал влияние на стилистику японского фильма. В 50-е гг. поставил фильмы, вошедшие в золотой фонд мирового кино: "Женщина Сайкаку" (1952), "Луна в тумане" (1953, известен как "Угэцу-моногатари"), "Управляющий Сансё", "Повесть Тикамацу" (1954), "Ёкихи" (1955, первая работа в цвете) и другие. Последний фильм - "Район красных фонарей" (1956) - ироничная вариация на тему женской любви.

  7. Источник: Вся Япония



  8. Энциклопедия кино

    МИДЗОГУТИ Кэндзи (16. 05. 1898 — 24. 08. 1956), японский режиссер.

    Один из зачинателей киноискусства, оказавший влияние на формирование стилистики японского традиционного фильма. Окончил художественное училище в Токио. В 1920 году — ассистент режиссеров Тадаси Огути и Эйдзо Танака на студии «Никкацу». Дебютировал лентой «День, когда возвращается любовь» (1923).

    Мидзогути пришел в кино как ниспровергатель театральной условности, господствовавшей на экране. Под влиянием немецкого экспрессионизма поставил картину «Кровь и душа» (1923), экранизировал произведения западной литературы: «813» (по М. Леблану, 1923), «Порт в тумане» (по Ю. О"Нилу, 1923), принесший Мидзогути первый успех. В фильмах «Весенний шепот бумажной куклы» и «Безумная страсть учительницы» (1926) обратился к социальным мотивам, вел новаторские поиски в области киноязыка. Создал социально-проблемные работы «Токийский марш» и «Симфония города» (1929), «Родина» (1930, позднее озвучена). К этому времени определилась главная тема творчества Мидзогути — столкновение традиционного быта и мировоззрения с современностью. Режиссера интересовала трагическая судьба женщины, ее страдания и самопожертвование. В центр внимания он ставил всепоглощающую любовь, которая спасает человека. В дальнейшем от романтических женских образов перешел к суровому реализму в описании судеб своих героинь. В 1936 по сценарию Есиката Еда, с которым Мидзогути связывало долгое творческое содружество, поставил фильмы «Элегия Нанива» и «Гионские сестры», ставшие вершиной довоенного японского кино.

    В годы второй мировой войны и позднее снимал ленты о театре кабуки, на легендарные и мифологические сюжеты — «Повесть о поздней хризантеме» (1938), «Жизнь актера» (1941), «Гэнроку Тюсингура» (1942), «Любовь актрисы Сумако» (1947) и др., выпустил картины «Победа женщины» и «Пять женщин вокруг Утамаро» (1946), «Женщины ночи» (1948). К концу 40-х годов сложилась особая режиссерская манера Мидзогути. Она отличалась тонким воссозданием атмосферы фильма, в ней причудливо сочетались реальность и ирреальность, поданная как подлинная жизнь. На композиции и изобразительном решении кадров сказалось влияние традиционной японской живописи. Мидзогути исходил из примата изобразительности в кино. В его работах преобладали долгие общие планы, снятые с одной точки. «Одна сцена-один план» — этот принцип стал определяющим в искусстве Мидзогути и оказал большое воздействие на японское кино.

    В 50-е годы режиссер создал фильмы, вошедшие в золотой фонд мирового кинематографа: «Женщина Сайкаку» (по Ихара Сайкаку, 1952, другое название «Жизнь О-Хару, куртизанки», приз МКФ в Венеции), «Луна в тумане» («Сказки туманной луны после дождя», по легенде Акинари Уэда, 1953, премия МКФ в Венеции), «Управляющий Сансе» (по Огай Мори, 1954, приз МКФ в Венеции), а также «Повесть Тикамацу» (1954). Первые ленты в цвете — «Екихи» («Ян Гуй-фэй») и «Новая повесть о Гэндзи» («Синхэйкэ моногатари»), обе 1955. Последняя работа Мидзогути — «Район красных фонарей» (1956), ироническая вариация на тему женской любви. Всего поставил более 80 картин.

    Инна Генс

    1923 NATIVE COUNTRY режиссер

    1923 TOGE NO UTA англ. SONG OF THE MOUNTAIN PASS, THE режиссер, сценарий

    1923 CHI TO REI англ. BLOOD AND SOUL режиссер, сценарий

    1923 YORU англ. NIGHT, THE режиссер, сценарий

    1923 HAIKYO NO NAKA англ. AMONG THE RUINS режиссер

    1923 KIRI NO MINATO англ. FOGGY HARBOUR режиссер

    1923 813 режиссер

    1923 HAIZAN NO UTA WA KANASHI англ. FAILURE"S SONG IS SAD режиссер, сценарий

    1923 JOEN NO CHIMATA англ. CITY OF DESIRE режиссер, сценарий

    1923 SEISHUN NO YUMEJI англ. DREAM OF YOUTH режиссер, сценарий

    1923 KOKYO англ. FURUSATO режиссер, сценарий

    1923 AI NI YOMIGAERU HI англ. RESURRECTION OF LOVE, THE режиссер

    1924 KYOKUBADAN NO JO англ. Queen of the Circus — режиссер

    1924 KANRAKU NO ONNA англ. WOMAN OF PLEASURE, A режиссер

    1924 SAMIDARE ZOSHI англ. CHRONICLE OF THE MAY RAIN, A режиссер

    1924 SHICHIMENCHO NO YUKUE англ. TRACE OF A TURKEY, THE режиссер

    1924 JIN KYO англ. THIS DUSTY WORLD режиссер

    1924 JOSEI WA TSUYOSHI англ. STRONG IS THE FEMALE режиссер

    1924 GENDAI NO JO англ. Queen of Modern Times, The — режиссер

    1924 AKATSUKI NO SHI англ. DEATH AT DAWN режиссер

    1924 KANASHIKI HAKUCHI англ. SAD IDIOT, THE режиссер

    1925 A, A TOKUMUKAN KANTO англ. AH, THE SPECIAL SERVICE VESSEL режиссер

    1925 NOGI TAISHO TO KUMASAN англ. GENERAL NOGI AND KUMASAN режиссер

    1925 FURUSATO NO UTA англ. SONG OF HOME, THE режиссер

    1925 NINGEN англ. HUMAN BEING, THE режиссер

    1925 GAIJO NO SUKETCHI англ. STREET SCENES режиссер

    1925 AKAI YUHI NI TERASARETE англ. SHINING IN THE RED SUNSET режиссер

    1925 SHIRAYURI WA NAGEKU англ. WHITE LILY LAMENTS, THE режиссер

    1925 DAICHI WA HOHOEMU англ. EARTH SMILES, THE режиссер

    1925 GAKUSO O IDETE англ.OUT OF COLLEGE режиссер, сценарий

    1925 MUSEN FUSEN англ. NO MONEY, NO FIGHT режиссер

    1926 KANE англ. MONEY режиссер

    1926 KAIKOKU DANJI англ. BOY FROM THE NAVY, THE режиссер

    1926 KYOREN NO ONNA SHISHO англ. PASSION OF A WOMAN TEACHER, THE режиссер

    1926 SHIN ONOGA TSUMI англ. MY FAULT, NEW VERSION режиссер

    1926 KAMININGYO HARU NO SASAYAKI англ. PAPER DOLL"S WHISPER OF SPRING, A режиссер

    1926 DOKA O англ. COPPER COIN KING, THE режиссер, сценарий

    1927 JIHI SHINCHO англ. CUCKOO, THE режиссер

    1927 KOn другое название Imperial Grace, The — режиссер

    1928 MUSUME KAWAIYA англ. MY LOVELY DAUGHTER режиссер

    1928 HITO NO ISSHO англ. MAN"S LIFE, A режиссер

    1929 TOKAI KOKYOGAKU англ. METROPOLITAN SYMPHONY режиссер

    1929 TOKYO KOSHINyoku англ. Tokyo March — режиссер

    1929 ASAHI WA KAGAYAKU англ. MORNING SUN SHINES, THE режиссер

    1929 NIHON BASHI англ. NIHON BRIDGE, THE режиссер, сценарий

    1930 TOJIN OKICHI англ. MISTRESS OF A FOREIGNER режиссер

    1930 FUJIWARA YOSHIE NO FURUSATO АНГЛ. HOME VILLAGE режиссер

    1931 SHIKAMO KARERA WA YUKU англ. AND YET THEY GO режиссер

    1932 TOKI NO UJIGAMI англ. MAN OF THE MOMENT режиссер

    1932 MANMO KENKOKU NO REIMEI англ. DAWN IN MANCHURIA режиссер

    1933 GION MATSURI англ. GION FESTIVAL режиссер, сценарий

    1933 TAKI NO SHIRAITO режиссер

    1934 AIZO TOGE / MOUNTAIN PASS OF LOVE AND HATE, THE режиссер

    1934 JINPUen англ. Jinpu Group, The, Kamikaze Group, The — режиссер, сценарий

    1935 GUBIJINSO англ. POPPY режиссер

    1935 MARIA NO OYUKI англ. OYUKI, THE MADONNA режиссер

    1935 ORIZURU OSEN англ. DOWNFALL OF OSEN, THE режиссер

    1936 GION NO SHIMAI / GION NO KYODAI режиссер, сценарий

    1936 NANIWA EREJI англ NANIWA ELEGY режиссер, сценарий

    1937 AIEN KYO англ. STRAITS OF LOVE AND HATE, THE режиссер, сценарий

    1938 AA KOKYO англ. AA FURUSATO режиссер

    1938 ROEI NO UTA англ. SONG OF THE CAMP, THE режиссер

    1939 ZANGIKU MONOGATARI / STORY OF THE LAST CHRYSANTHEMUMS, THE режиссер

    1940 NANIWA ONNA режиссер

    1941 GENROKU CHUSHINGURA / 47 RONIN, THE / 47 SAMURAI режиссер

    1941 GEIDO ICHIDAI OTOKO англ. LIFE OF AN ACTOR, THE режиссер

    1944 MIYAMOTO MUSASHI англ. MUSASHI MIYAMOTO режиссер

    1944 DANJURO SANDAI англ. THREE DANJUROS режиссер

    1945 HISSHOKA англ. VICTORY SONG режиссер

    1945 MEITO BIJOMARU англ. FAMOUS SWORD BIJOMARU, THE режиссер

    1946 UTAMARO O MEGURU GONIN NO ONNA англ. FIVE WOMEN AROUND UTAMARO режиссер

    1946 JOSEI NO SHORI VICTORY OF WOMEN, THE режиссер

    1947 JOYU SUMAKO NO KOI англ. LOVE OF SUMAKO THE ACTRESS, THE режиссер

    1948 YORU NO ONNATACHI англ. WOMEN OF THE NIGHT режиссер

    1949 WAGA KOI WA MOENU / FLAME OF MY LOVE режиссер

    1950 YUKI FUJIN EZU англ. PICTURE OF MADAME YUKI, A режиссер

    1951 MUSASHINO FUJIN англ. LADY MUSASHINO режиссер

    1951 OYUama — режиссер

    1952 SAIKAKU ICHIDAI ONNA / DIARY OF OHARU, LIFE OF OHARU, THE режиссер, сценарий

    1953 GION BAYASHI / GEISHA, A режиссер

    1953 UGETSU MONOGATARI / TALES OF UGETSU, TALES OF A PALE AND MYSTERIOUS MOON AFTER THE RAIN режиссер

    1954 CHIKAMATSU MONOGATARI англ. STORY FROM CHIKAMATSU, A режиссер

    1954 UWASA NO ONNA / CRUCIFIED WOMAN, THE, WOMAN OF RUMOUR, THE режиссер

    1954 SANSHO DAYU англ. SANSHO THE BAILIFF режиссер

    1955 SHIN HEIKE MONOGATARI англ. LEGEND OF THE TAIRA CLAN режиссер

    1955 YOKIHI / EMPRESS YANG KWEI FEI, THE режиссер

    1956 AKASEN CHITAI англ. STREET OF SHAME режиссер

    1957 OSAKA MONOGATARI англ. OSAKA STORY, AN режиссер

  9. Источник: Энциклопедия кино



  10. Большой Энциклопедический словарь

  11. Источник: