«Машиностроительные монополии»

Машиностроительные монополии в словарях и энциклопедиях

Значение слова «Машиностроительные монополии»

Источники

    Большая Советская энциклопедия

    капиталистических стран (общее машиностроение). В отраслях общего машиностроения основных промышленно развитых капиталистических стран (металлообрабатывающее, металлургическое, энергетическое, подъёмно-транспортное, строительное, дорожное, сельскохозяйственное, химическое, нефтяное, насосно-компрессорное, холодильное, целлюлозно-бумажное, текстильное, кожевенное, пищевое, полиграфическое оборудование и др.) имеется ряд крупных компаний (см. таблицу).

    Крупнейшие монополии общего машиностроения

    капиталистического мира (1972, млн. долларов)1

    --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

    |         | Год основания  | Оборот по    | Активы      | Собственный       | Число   |

    |         |   | продаже      |   | капитал | занятых       |

    |         |   |     |   |     | (тысяч         |

    |         |   |     |   |     | человек)      |

    |-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

    | «Хитати» (Япония)    | 1910   | 4354     | 6272   | 1576     | 151       |

    |-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

    | «Мицубиси хэви индастрис»     | 1870   | 3981     | 7264   | 663       | 111       |

    | (Япония)           |   |     |   |     |     |

    |-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

    | «Интернэшонал харвестер» (США)   | 1902   | 3493     | 2574   | 1198     | 100       |

    |-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

    | «Катерпиллар трактор» (США)   | 1925   | 2602     | 1912   | 1160     | 67         |

    |-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

    | «Гутехоффнунгсхютте» (ФРГ)         | 1873   | 2329     | 1873   | 191       | 90         |

    |-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

    | «Зингер» (США)        | 1873   | 2218     | 1609   | 763       | 117       |

    |-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

    | «Броун, Бовери» (Швейцария)   | 1891   | 1776     | 2247   | 194       | 92         |

    |-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

    | «Дир энд Ко» (США)         | 1911   | 1500     | 1554   | 800       | 45         |

    |-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

    | «Масси-Фергюсон» (Канада)     | 1847   | 1190     | 1057   | 444       | 46         |

    |-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

    | «Комбасчен инджиниринг» (США)    | 1910   | 1180     | 740     | 295       | 35         |

    |-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

    | «СКФ» (Швеция)       | 1907   | 1048     | 1357   | 550       | 65         |

    |-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

    | «Аллис-Чалмерс» (США)   | 1901   | 960       | 835     | 390       | 28         |

    |-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

    | «Бабкок энд Уилкокс» (США)    | 1881   | 956       | 717     | 317       | 34         |

    |-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

    | «Студебекер-Уортингтон»2 (США)     | 1967   | 879       | 876     | 302       | 27         |

    |-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

    | «Зульцер» (Швейцария)    | 1834   | 764       | 1074   | 569       | 37         |

    |-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

    | «Шнейдер» (Франция)       | 1836   | 554       | 125     | 209       | 55         |

    --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

    1 Расположены по размеру оборота по продаже в убывающем порядке.

    2 Образована слиянием «Уортингтон» (основана в 1916) и «Студебекер» (основана в 1903).

    В металлургическом машиностроении ведущее положение занимают 4 монополии США (на которые в 1971 приходилось примерно 85 % общего производства металлургического оборудования в стране), 5 компаний ФРГ и по 3 Великобритании, Франции и Японии, 2 из которых — «Мицубиси хэви индастрис» (Mitsubishi Heavy Industries) и «Хитати» (Hitachi) сильно диверсифицированы, являясь одновременно судостроительными компаниями, а также изготовителями энергетического и другого оборудования и транспортных средств.

    Основными поставщиками энергетического оборудования являются две швейцарские фирмы — «Броун, Бовери» (Brown, Boveri) (выпускающая также электротехническое оборудование), дизелестроительная «Зульцер» (Sulzer) и французский концерн «Шнейдер» (Schneider).

    Главную роль на рынке атомных реакторов занимают 4 американские монополии, а также 12 компаний других стран — ФРГ, Великобритании, Франции, Италии, Японии (по две), Швеции и Канады (по одной). В США их основными изготовителями являются электротехнические монополии — «Дженерал электрик» (General Electric), «Вестингауз электрик» (Westinghouse Electric) (в 1970 на их долю приходилось соответственно 39 % и 29 % всех произведённых в США реакторных установок), «Комбасчен инджиниринг» (Combustion Engineering) (20 %), выпускающая, кроме того, металлургическое, нефтеперерабатывающее, подъёмно-транспортное и холодильное оборудование, и «Бабкок энд Уилкокс» (Babcock and Wilcox) (12 %), производящая также энергетическое, насосно-компрессорное и химическое оборудование. В ФРГ — «Гутехоффнунгсхютте» (Gutehoffnungshütte) и «Крафтверке унион» (Kraftwerke Union) и т. д.

    В тракторостроении основных капиталистических стран господствует также небольшое число монополий. В США 75 % производства тракторов в 1971 приходилось на 8 компаний — «Интернэшонал харвестер» (International Harvester), «Катерпиллар трактор» (Caterpillar Tractor), «Дир энд Ко» (Deere and Со), «Аллис-Чалмерс» (Allis-Chalmers ), автомобильную — «Форд» (Ford) и др. В Великобритании их производство сосредоточено в основном у 6 фирм, причём на долю двух из них — английского отделения «Масси-Фергюсон» (Massey-Ferguson) и филиала «Форда» приходится примерно 75 % общего выпуска тракторов в стране. Во Франции 4 компании производят около 90 %, в ФРГ 6 фирм — более 60 % и в Италии 4 компании — примерно 80 % всей продукции тракторостроения этих стран. В производстве подшипников ведущее место занимает шведская фирма СКФ (SKF) (около 25 % выпуска капиталистического мира).

    Уровень монополизации в ряде отраслей общего машиностроения не высок. Выпуском, например, станков и кузнечно-прессового оборудования заняты сотни компаний, из них небольшое число крупных. Так, в США, занимающих 1-е место среди капиталистических стран в производстве металлообрабатывающего оборудования, в 1970 только 3 фирмы входили в число 400 крупнейших американских монополий. В целом уровень концентрации производства, а также концентрации и централизации капитала в общем машиностроении ниже, чем в электротехническом и транспортном машиностроении.

    Для монополий (особенно американских) ряда отраслей общего машиностроения (как и для электротехнического и транспортного машиностроения) характерен вывоз капитала — создание филиалов и дочерних предприятий как в промышленно развитых капиталистических государствах, так и в развивающихся странах. Наиболее широко монополии США проникли в тракторостроительную промышленность Западной Европы, а также ряда стран Азии, Африки и Латинской Америки. Так, «Интернэшонал харвестер» имеет тракторостроительные заводы во Франции, ФРГ и Великобритании и более 20 предприятий по производству и сборке тракторов и сельскохозяйственных машин в развивающихся странах. У «Дир энд Ко» филиалы находятся в ФРГ, Франции и Швейцарии, а у «Аллис-Чалмерс» — в Италии и Бельгии. Международная канадско-англо-американская компания «Масси-Фергюсон», помимо крупных заводов в этих 3 странах, имеет филиалы в ФРГ, Франции и Италии и около 20 предприятий по сборке тракторов и сельскохозяйственных машин в развивающихся странах. В целом на долю 4 указанных тракторостроительных монополий, а также компании «Форд» (имеющей дочерние компании, выпускающие тракторы в Великобритании и Бельгии) вместе со всеми их заграничными филиалами и контролируемыми предприятиями приходится около 60 % мирового капиталистического производства колёсных тракторов.

    У крупнейшей американской компании по производству дорожно-строительного оборудования и гусеничных тракторов «Катерпиллар трактор» дочерние компании и филиалы находятся в 11 странах, где ею контролируются 17 предприятий. «Комбасчен инджиниринг» имеет отделения и филиалы в 8 странах Западной Европы, «Студебекер-Уортингтон» (Studebaker-Worthington), выпускающая насосно-компрессорное, энергетическое, химическое и холодильное оборудование, — в 7 странах, а известный поставщик бытовых, а также промышленных швейных машин, конторского и электронного оборудования американская компания «Зингер» (Singer) — в 10 странах Западной Европы и в ряде развивающихся стран.

    Монополии общего машиностроения значительную долю выпускаемой продукции поставляют на внешние рынки. Расширению экспорта продукции общего машиностроения, несмотря на обострение конкурентной борьбы, способствуют усиливающаяся специализация и научно-технический прогресс, ускоряющий моральный износ находящихся в эксплуатации машин и оборудования и приводящий к созданию нового и совершенствованию существующего оборудования. См. также Автомобильные монополии, Авиа- и ракетостроительные монополии, Картель международный, Электротехнические и электронные монополии.

    А. А. Змеев.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.