Большая Советская энциклопедия

    (Cabanis)

    Пьер Жан Жорж (5.6.1757, Конак, Коррез, — 5.5.1808, Рюэй), французский философ-материалист и врач. Ученик Э. Б. де Кондильяка.По своим политическим воззрениям был близок к жирондистам; его друзьями были Ж. Б. Мирабо и М. Ж. Кондорсе. В эпоху Великой французской революции сыграл большую роль в реорганизации медицинских школ. Участвовал в перевороте 18 брюмера. Материализм и атеизм К. были менее последовательными и воинствующими, чем у старшего поколения французских материалистов 18 в. К. утверждал, что мышление — такой же продукт мозга, как секреция поджелудочной железы или печени. Это дало основание считать К. одним из предшественников вульгарного материализма (См. Вульгарный материализм). Вместе с А. Л. К. Дестют де Траси К. был основателем учения об «идеологии» как науке о всеобщих и неизменных законах образования идей. Считал медицину главным средством совершенствования человеческого рода, ибо, воздействуя на тело, можно добиться и изменения духа. К. оказал значительное влияние на развитие медицины и физиологии, в частности в США в 18 в. В последние годы жизни склонялся к Витализму.

    Соч.: Oeuvres complètes, t. 1—5, P., 1823—25; Oeuvres philosophiques, pt. 1—2, P., 1956; в рус. пер. — Отношения между физическою и нравственною природою человека, т. 1—2, СПБ, 1865—66.

    Лит.: Заблудовский П. Е., Кабанис — врач-материалист XVIII в., «Клиническая медицина», 1939, т. 17, в. 5; Dubois Е. F., Examen des doctrines de Cabanis, v. 1—2, P., 1842; Guillois. A., Le salon de Madame Helvétius, Cabanis et les idéologues, P., 1894; Vermeil de Conchard P. P., Trois études sur Cabanis, Brive, 1914.

    М. Х. Рабинович.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Философская энциклопедия

    КАБАНИС

    (Cabanip) Пьер Жан Жорж (5.6.1757, Ко-нак, Коррез,—5.5.1808, Рюэй), франц. философматериалист и врач. Ученик Кондильяка. По своим политич. воззрениям был близок к жирондистам. В эпоху Великой франц. революции сыграл большую роль в реорганизации мед. школ. Участвовал в перевороте 18-го брюмера. Материализм и атеизм К. были менее последовательными и воинствующими, чем у старшего поколения франц. материалистов 18 в. К. утверждал, что мышление — такой же продукт мозга, как секреция поджелудочной железы или печени. Вместе с А. Л. К. Дестют де Траси К. был основателем учения об «идеологии» как науке о всеобщих и неизменных законах образования идей (см. «Идеологи»). Считал медицину гл. средством совершенствования человеч. рода, ибо, воздействуя на тело, можно добиться и изменения духа. Оказал влияние на развитие медицины и физиологии.

    Oeuvres philosophiques, pt. 1—2, P.,1956; в рус. пер.— Отношения между физическою и нравственною природою человека, т. 1 — 2, СП Б, 1865—66.

    Рабинович М. X., П. Ж. Ж. К. (К 150-летию со дня смерти), «Вестник АМН СССР»,1958,;№ 8; D u b o i s E. F., Examen des doctrines de Cabanis, v. l—2, P.,1842; Vermeil de С o n с h a r d P. P., Trois etudes sur Cabanis, Brive, 1914.

  3. Источник: Философская энциклопедия



  4. Новейший философский словарь

    КАБАНИС (Cabanis) Пьер Жан Жорж (1757-1808) - французский философ-материалист и врач. Ученик Кондиль-яка. В эпоху Великой французской революции сыграл большую роль в реорганизации медицинских школ. К. стремился соединить материализм с локковским сенсуализмом, рассматривал головной мозг как специальный орган, предназначенный для производства мысли, аналогично другим функционально специализированным органам (желудку, печени и т.д.). Главное внимание К. обращал на «физиологическое изучение» человека, выступая одновременно в качестве врача, физиолога и философа. Разделял идею об эволюции природы и подчеркивал весьма важные преобразования, которые претерпел человек в своем природном развитии. В теории познания К. утверждал, что все понятия являются результатом ощущений и что без чувствительности человек не мог бы составить представлений об окружающем мире и осознать свое собственное существование. Нравственные побуждения человека, по К., формируются под влиянием возраста, пола, темперамента, климата и условий жизни. Одним из главных средств совершенствования человеческого рода К. считал медицину, поскольку она способна, воздействуя на тело человека, добиваться изменения и его духа. В нравственной природе человека видел основу общественной жизни. Философские взгляды К. были менее последовательны, чем у старшего поколения французских материалистов 18 в., что давало основания для различных интерпретаций его философии.

  5. Источник: Новейший философский словарь