Большая Советская энциклопедия

    (около 450 – 515)

    китайский философ-материалист. Автор трактата «Шэнь ме лунь» («Об уничтожении души»), направленного против учения махаяны (См. Махаяна) о загробной жизни. Трактат написан в форме диалога и рассматривает взаимоотношение души и тела. Ф. Ч. считает, что душа – функция тела и уничтожается с его смертью; все части тела – одновременно части души. В отрицании бессмертия души Ф. Ч. видит важное средство освобождения людей от страха перед муками ада и надежды на загробное воздаяние.

    Лит.: Чжунго сысян тунши (История китайской идеологии), т. 3, Пекин, 1957, с. 373–403; Balazs E., The first Chinese materialist, в его кн.: Chinese civilization and bureaucracy, New Haven, 1966, p. 255–76.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Философская энциклопедия

    ФАНЬ ЧЖЭНЬ

    (р. прибл. 450–515) – кит. философ-материалист. Автор трактата "Шэнь ме лунь" ("Об уничтожении души"), направленного против учения махаяны о загробной жизни. Трактат написан в форме диалога и содержит разбор взаимоотношений души и тела. Ф. Ч. доказывает, что тело – материальная основа души, а душа – функция тела, поэтому, когда умирает тело, уничтожается и душа. В ответ на возражение, касающееся того, что отличие человека от дерева и других подобных предметов заключается в наличии у него сознания, что свидетельствует о существовании души, Φ. Ч. заявляет, что как человек, так и дерево состоят из материи, но в противоположность древесной человеч. материя качественно иная – ей присуще сознание. Все части тела, по Ф. Ч., являются одновременно частями души, и воспринимаемые ими ощущения отличаются от мыслей (вместилищем к-рых Ф. Ч., следуя традиционной т. зр., считал сердце) лишь степенью интенсивности. В последней части трактата Ф. Ч. подчеркивает практич. важность отрицания бессмертия души как средства избавления людей от страха перед муками ада и от надежды на загробное воздаяние. Связывая даосскую идею естественности с конфуцианскими социальными воззрениями, Ф. Ч. пишет, что понимание всеобщей подчиненности единому вселенскому закону необходимости – возникновения и гибели, приведет к тому, что люди, находя удовлетворение в своих повседневных занятиях, не будут стремиться ни к чему такому, что выходило бы за их пределы; это даст обществу устойчивость и процветание.

    Лит.: Хоу Вай-лу [и др.], Чжунго сысян тунши (История кит. идеологий), т. 3, Пекин, 1957, с. 373–403; Fung Yu-lan, A history of Chinese philosophy, v. 2, Princeton, 1953, p. 289–92; Balazs E., The first Chinese materialist, в его кн.: Chinese civilization and bureaucracy, New Haven, 1966, p. 255–76.

    В. Рубин. Москва.

  3. Источник: Философская энциклопедия



  4. Китайская философия. Энциклопедический словарь.

    Фань Цзыжэнь

    450(?), Наньсян (совр. пров. Хэнань),- 515(?)

    Философ-материалист. Выходец из влиятельного чиновничьего клана. Состоял на гос. службе в пер. правления дин. Южн. Ци (479 - 501) и Лян (502 -57), поддерживал личные контакты с членами правящих домов. Один из ведущих представителей антибуд. пропаганды. Как и его предшественники в этой обл.- Цай Мо, Хэ Чэнтянь (4 - 5 вв.) и др., считал буддизм "варварским" учением, подрывающим нравств. устои об-ва и дезорганизующим управление гос-вом. Наиболее эффективный способ борьбы с буддизмом видел в дискредитации его доктрин, в первую очередь идеи "неуничтожимости духа" (шэнь бу ме) - так Ф.Ч. и совр. ему кит. мыслители трактовали учение о круге рождений (санскр. сансара, кит. лунъхуэй) и воздаянии (карма, е). Осн. филос. соч. Ф.Ч.- "Шэнь ме лунь" ("Рассуждения об уничтожимости духа"). Полемика вокруг этого трактата, организованная на офиц. уровне (80 - 90-е гг. 5 в. и 507 - 8), стала важным событием в духовной жизни Китая.

    Осн. постулат теоретич. построений Ф.Ч.- субстанциальное единство телесной "формы" (сип (2)) и "духа" (шэнь (1)). Опираясь на традиц. для кит. философии представления о человеке как о психофизич. целом, образованном единой субстанцией - "пневмой" (ци (1)), он довел их до логич. завершения. Ф.Ч. отказался от принятого ранее сопоставления "формы" и "духа" по принципу "оболочка - наполнитель", трактуя их как соответственно материальную субстанцию и ее функциональное свойство (юн (2)). Отсюда следовал вывод о принципиальной невозможности раздельного существования телесной "формы" и "духа", об одномоментности их гибели, что также являлось шагом вперед по сравнению со взглядами предшествовавших философов, как конф., так и даос., к-рые, признавая субстанциальное единство телесной "формы" и "духа", все же рассматривали гибель последнего как относительно самостоятельный акт (ме - "исчезновение", "уничтожение", сань - "рассеивание" в "небесной пневме" - тянь ци). Согласно взглядам Ф.Ч., мир представляет собой единый организм, составляющие к-рого, в т.ч. жизнь человека, подчиняются только естеств. законам. Он отрицал наличие какого-либо сверхъестеств. разумного существа, подвергал резкой критике религ. предрассудки и верования, давая им рационалистич. объяснение. Так, по его мнению, культ предков изначально был лишь формой проявления уважения к памяти усопшего. Ф.Ч. последовательно выступал против идеалистич. тенденций в осмыслении природы человека и мира, признавал возможность и необходимость их логико-дискурсивного познания.

    Учение Ф.Ч., являющееся определенным итогом эволюции материал истич. и рационалистич. тенденций древней и раннесредневек. философии Китая, осталось непризнанным его современниками. Одна из причин этого заключается в построении им

    системы доказательств на метафорич. сравнениях: те же сравнения, взятые на вооружение его оппонентами, служили иллюстрацией прямо противоположных выводов.

    **Радуль-Затуловский Я.Б. Великий кит. атеист Ф.Ч. // Ежегодник Музея, истории религии и атеизма. Л., 1 957. №1; Balazs Et. Chinese Civilization and Bureaucracy. Variations on a Theme. New Haven - L., 1964. P. 255 - 76. См. также лит-ру к ст. "Шэнь ме лунь".

    М.Е. Кравцова

  5. Источник: Китайская философия. Энциклопедический словарь.