Большая Советская энциклопедия

    Бернстайн (Bernstein) Леонард (р. 25.8.1918, Лоренс, шт. Массачусетс), американский дирижёр, пианист и композитор. Обучался в Гарвардском университете (1939), затем в институте музыки Кёртиса (Филадельфия), совершенствовался в дирижировании у С. А. Кусевицкого. В 1943‒44 ассистент дирижёра Нью-Йоркского филармонического симфонического оркестра, в 1945‒48 главный дирижёр Центрального оркестра Нью-Йорк Сити. Дирижировал всеми ведущими оркестрами мира. Участвовал как дирижёр в фестивалях современной музыки (Прага, Амстердам), исполнял сочинения американских композиторов. В 1958‒69 главный дирижёр Нью-Йоркской филармонии. Гастролировал в СССР (1959). Выступает с исполнением своих произведений как пианист и дирижёр. Б. ‒ автор балетов, симфоний («Иеремия», 1942, «Эпоха тревоги», 1949), мьюзиклов для театров Бродвея (в т. ч. «Вестсайдская история», 1957), вокальных циклов, церковной музыки, инструментальных пьес, песен, музыки для кино.

    Лит.: Ewen D., Leonard Bernstein, А biography for Young People, 2 ed., N. Y., 1967; Briggs J., Leonard Bernstein, the man, his work and his world, Cleveland ‒ N. Y., 1961.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Энциклопедия Кольера

    (Bernstein, Leonard)

    (1918-1990), американский дирижер, композитор, просветитель. Родился 25 августа 1918 в Лоренсе (шт. Массачусетс). Окончил Гарвардский университет (1939) и Институт музыки Кертиса (1941), совершенствовался в дирижерском искусстве у Сергея Кусевицкого и был его ассистентом на музыкальном фестивале в Танглвуде в 1942. Занимая в 1943-1944 должность ассистента дирижера в симфоническом оркестре Нью-Йоркской филармонии, Бернстайн, самый молодой из дирижеров, работавших с этим оркестром, привлек всеобщее внимание, с блеском заменив маститого Бруно Вальтера на концерте 14 ноября 1943. Выступал с Нью-Йоркским симфоническим оркестром (1943-1947), Палестинским Еврейским симфоническим оркестром (1947) и с Нью-Йоркским филармоническим оркестром (1949-1950). Как композитор Бернстайн отдал дань и классике, и современности. В 1944 он написал музыку к балету Невлюбляющийся (Fancy Free); позже на этой основе был создан мюзикл Увольнение в город (On the Town). Среди прочих "бродвейских" сочинений Бернстайна - мюзиклы Питер Пэн (Peter Pan, 1950), Чудесный город (Wonderful Town, 1953), Кандид (Candide, 1956), Вестсайдская история (West Side Story, 1957; существует популярная киноверсия этого мюзикла), а также Месса (Mass, 1971), театральное представление с пением и балетом. К классическим жанрам в творчестве композитора принадлежат, в частности, Первая симфония Иеремия (Jeremiah, 1942), Вторая симфония Век тревог (The Age of Anxiety, 1949); оперы Волнения на Таити (Trouble in Tahiti, 1952) и Тихое местечко (A Quiet Place; премьера окончательной редакции - в 1984); Третья симфония Каддиш (Kaddish, 1963), Чичестерские псалмы для хора и оркестра (Chichester Psalms, 1965). Среди литературных работ Бернстайна - книги Радость музыки (The Joy of Music, 1959) и Бесконечное разнообразие музыки (The Infinite Variety of Music, 1966). Умер Бернстайн в Нью-Йорке 14 октября 1990.

    ЛИТЕРАТУРА

    Бернстайн Л. Музыка - всем. М., 1978

  3. Источник: Энциклопедия Кольера



  4. Энциклопедический словарь

    Бе́рнстайн Леонард

    (Bernstein) (1918—1990), американский дирижёр, пианист и композитор. Дирижировал многими оркестрами, в 1958—1969 главный дирижёр Нью-Йоркского филармонического оркестра. Первый исполнитель многих сочинений современных американских композиторов, в том числе собственной музыки. Балеты, симфонии, мюзиклы («Вестсайдская история», 1957, и др.), музыка для кино и др.

    * * *

    БЕРНСТАЙН Леонард

    БЕ́РНСТАЙН (Bernstein) Леонард (1918—90), американский дирижер, пианист и композитор. Дирижировал многими оркестрами, в 1958—69 главный дирижер Нью-Йоркского филармонического оркестра. Первый исполнитель многих сочинений современных американских композиторов, в т. ч. собственной музыки. Балеты, симфонии, мюзиклы(см. МЮЗИКЛ) («Вестсайдская история», 1957, и др.), музыка для кино и др.

  5. Источник: Энциклопедический словарь



  6. Музыкальный словарь

    ( р. 25 VIII 1918, Лоренс, Массачусетс)

    Ну разве нет в нем тайны?

    Он так горит на эстраде,

    так отдается музыке!

    Оркестры его обожают.

    Р. Челетти

    Деятельность Л. Бернстайна поражает прежде всего своим разнообразием: талантливый композитор, известный всему миру как автор мюзикла "Вестсайдская история", крупнейший дирижер XX в. (его называют в числе наиболее достойных преемников Г. Караяна), яркий музыкальный писатель и лектор, умеющий найти общий язык с широчайшим кругом слушателей, пианист и педагог.

    Стать музыкантом Бернстайну было предначертано судьбой, и он упорно шел по избранному пути, невзирая на препятствия, порой очень значительные. Когда мальчику было 11 лет, он начал брать уроки музыки и уже через месяц решил, что будет музыкантом. Но отец, считавший музыку пустой забавой, не стал оплачивать уроки, и мальчик стал сам зарабатывать деньги на учение.

    В 17 лет Бернстайн поступил в Гарвардский университет, где обучался искусству сочинения музыки, игре на фортепиано, слушал лекции по история музыки, филологии и философии. Окончив университет в 1939 г., он продолжил обучение - теперь уже в Музыкальном институте Кёртис в Филадельфии (1939-41). Событием в жизни Бернстайна стала встреча с крупнейшим дирижером, выходцем из России, С. Кусевицким. Стажировка под его руководством в Беркширском музыкальном центре (Танглвуд) положила начало теплым дружеским отношениям между ними. Бернстайн стал ассистентом Кусевицкого, а вскоре - помощником дирижера Нью-Йоркского филармонического оркестра (1943-44). До этого, не имея постоянного заработка, он жил на средства от случайных уроков, концертных выступлений, таперской работы.

    Счастливый случай ускорил начало блистательной дирижерской карьеры Бернстайна. Всемирно известный Б. Вальтер, который должен был выступать с Нью-Йоркским оркестром, внезапно заболел. Постоянный дирижер оркестра А. Родзинский отдыхал за городом (было воскресенье), и ничего не оставалось, как поручить концерт начинающему ассистенту. Всю ночь проведя за изучением сложнейших партитур, Бернстайн на другой день, без единой репетиции, появился перед публикой. Это был триумф молодого дирижера и сенсация в музыкальном мире.

    Отныне перед Бернстайном открылись крупнейшие концертные залы Америки и Европы. В 1945 г. он сменил Л. Стоковского на посту главного дирижера Нью-Йоркского городского симфонического оркестра, дирижировал оркестрами Лондона, Вены, Милана. Бернстайн покорил слушателей стихийным темпераментом, романтическим воодушевлением, глубиной проникновения в музыку. Артистизм музыканта поистине не знает предела: одним своим шуточным произведением он дирижировал... "без рук", управляя оркестром только мимикой лица и взглядами. Более 10 лет (1958-69) Бернстайн занимал должность главного дирижера Нью-Йоркского филармонического оркестра, пока не принял решение отдавать больше времени и сил сочинению музыки.

    Произведения Бернстайна начали исполняться почти одновременно с его дирижерским дебютом (вокальный цикл "Ненавижу музыку", симфония "Иеремия" на текст из Библии для голоса с оркестром, балет "Невлюбляющийся"). В молодые годы Бернстайн отдает предпочтение театральной музыке. Он - автор оперы "Волнения на Таити" (1952), двух балетов; но наибольший успех сопутствовал его четырем мюзиклам, написанным для театров Бродвея. Премьера первого из них ("В городе") состоялась в 1944 г., и многие его номера сразу приобрели популярность "боевиков". Жанр мюзикла Бернстайна восходит к самым корням американской музыкальной культуры: ковбойским и негритянским песням, мексиканским танцам, острым ритмам джаза. В "Чудесном городе" (1952), выдержавшем в течение одного сезона более полутысячи спектаклей, чувствуется опора на суинг - стиль джаза 30-х гг. Но мюзикл - не чисто развлекательное шоу. В "Кандиде" (1956) композитор обратился к сюжету Вольтера, а "Вестсайдская история" (1957) - не что иное, как трагическая история Ромео и Джульетты, перенесенная в Америку с ее расовыми столкновениями. Своим драматизмом этот мюзикл приближается к опере.

    Бернстайн пишет духовную музыку для хора и оркестра (оратория Кадиш, Чичестерские псалмы), симфонии (Вторая, Возраст тревог - 1949; Третья, посвящена 75-летию Бостонского оркестра - 1957), Серенаду для струнного оркестра и ударных по диалогу Платона "Симпозиум" (1954, серия застольных тостов, восхваляющих любовь), музыку к кинофильмам.

    С 1951 г., когда умер Кусевицкий, Бернстайн взял его класс в Танглвуде и начал преподавать в университете города Вельтем (штат Массачусетс), читать лекции в Гарварде. С помощью телевидения аудитория Бернстайна - педагога и просветителя - превзошла рамки любого университета. И в лекциях, и в своих книгах "Радость музыки" (1959) и "Бесконечное разнообразие музыки" (1966) Бернстайн стремится заразить людей своей любовью к музыке, пытливым интересом к ней.

    В 1971 г. к торжественному открытию Центра искусств им. Дж. Кеннеди в Вашингтоне Бернстайн создает Мессу, вызвавшую весьма разноречивые отклики критиков. Многих смущало совмещение традиционных религиозных песнопений с элементами эффектных бродвейских шоу (в исполнении Мессы участвуют танцоры), песенками в стиле джаза и рок-музыки. Так или иначе, здесь проявилась широта музыкальных интересов Бернстайна, его всеядность и полное отсутствие догматизма. Бернстайн не раз бывал в СССР. Во время гастролей 1988 г. (в канун своего 70-летия) он дирижировал Международным оркестром Музыкального фестиваля земли Шлезвиг-Гольштейн (ФРГ), состоящим из молодых музыкантов. "Для меня вообще важно обращение к теме молодежи и общение с нею", - сказал композитор. - "Это одно из самых главных дел в нашей жизни, потому что молодежь - наше будущее. Мне нравится передавать им свои знания и чувства, учить их".

  7. Источник: Музыкальный словарь