«Советы народного хозяйства»

Советы народного хозяйства в словарях и энциклопедиях

Значение слова «Советы народного хозяйства»

Источники

    Большая Советская энциклопедия

    совнархозы (СНХ), государственные органы территориального управления промышленностью и строительством в СССР (1917—32, 1957—65).

    В конце декабря 1917 — январе 1918, вслед за образованием Высшего совета народного хозяйства (См. Высший Совет народного хозяйства) (ВСНХ), начали создаваться местные СНХ — губернские, районные (областные), уездные. Районные СНХ объединяли по несколько губерний (Северный промышленный район — 8 губерний, Московский — 11, Уральский — 8 и т.д.). Согласно «Положению о районных (областных) и местных советах народного хозяйства» (утверждено ВСНХ 23 декабря 1917), СНХ создавались «как местные учреждения по организации и регулированию производства, руководимые Высшим Советом Народного Хозяйства и действующие под общим контролем соответствующего Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов». Местные СНХ наделялись основными функциями: решение вопросов принципиальных и общих для всего экономического района, руководство низшими органами рабочего контроля, выяснение потребностей района в топливе, сырье, полуфабрикатах, орудиях производства, рабочей силе, средствах транспорта, продовольствии, выработке планов распределения заказов и т.д. СНХ начинали работу в обстановке хозяйственной разрухи, вызванной империалистической войной, саботажа капиталистов и чиновников, парализовавшего работу многих предприятий и учреждений. В этих условиях ВСНХ и местные СНХ выполняли историческую задачу собирания и возрождения национализированной промышленности. По мере увеличения числа национализированных предприятий расширялся круг деятельности СНХ. С мая 1918 по января 1920 состоялись три Всероссийских съезда СНХ, на которых выступал В. И. Ленин.

    С расширением хозяйственного строительства и накоплением опыта совершенствовалась система государственного управления экономикой. В апреле 1920 был образован Совет труда и обороны (СТО), а в феврале 1921 — Госплан. В 1922, в связи с образованием СССР, ВСНХ присвоены права объединённого наркомата. В непосредственном ведении ВСНХ СССР оставлены предприятия союзного значения. В августе 1926 в ВСНХ были созданы главные управления по отраслям (главки). По мере успехов социалистической индустриализации руководить разросшимися отраслями промышленности главкам ВСНХ становилось всё труднее. ЦИК и СНК СССР 5 января 1932 преобразовали ВСНХ СССР в общесоюзный наркомат — Наркомтяжпром, выделив из его ведения лёгкую и лесную промышленность и образовав Наркомлегпром и Наркомлеспром. С дальнейшим развитием промышленности и созданием новых отраслей производства происходило разукрупнение промышленных наркоматов (с марта 1946 — министерств). К 1957 имелось 37 союзных и союзно-республиканских министерств по промышленности и строительству.

    Сложившиеся в СССР формы хозяйственного руководства промышленностью в виде специализированных министерств и ведомств по важнейшим отраслям позволили сконцентрировать усилия партии и государства на создании решающих отраслей тяжёлой индустрии, подготовке высококвалифицированных инженерно-технических кадров, экономистов и организаторов производства. К 1957 объём промышленной продукции в СССР увеличился в сравнении с довоенным 1940 почти в 4 раза. Число промышленных предприятий превысило 200 тыс., строек — 100 тыс. Руководство из центра таким числом предприятий усложнялось. Кроме того, в работе министерств имелись серьёзные недостатки; ведомственные барьеры мешали специализации и кооперированию предприятий, не позволяли в должной мере использовать местную инициативу. В поисках путей совершенствования системы управления промышленностью и строительством Февральский пленум ЦК КПСС (1957) принял постановление о переходе к территориальному принципу управления по экономическим административным районам и об образовании совнархозов. В 1957 было образовано 105 экономических административных районов, в том числе в РСФСР — 70, в УССР — 11, в Казахской ССР — 9, в Узбекской ССР — 4, в остальных 11 союзных республиках — по одному. 25 общесоюзных и союзно-республиканских министерств было упразднено.

    Структура СНХ определялась спецификой экономического района, но организационные принципы оставались едиными: каждый СНХ имел отраслевые и функциональные управления и отделы. Отраслевые объединяли однородные предприятия (например, металлургические, топливные, машиностроительные, пищевые и т.д.); при них создавались технические советы, функциональные управления или отделы (планово-экономические, технические, материально-технического снабжения, капитальных вложений, финансовые, труда и зарплаты, кадров и др.), которые осуществляли работу по координации, планированию, контролю исполнения.

    С образованием СНХ экономических административных районов возросла ответственность местных партийных и советских органов за руководство хозяйством. Положительной стороной работы СНХ было объединение в ряде случаев родственных предприятий, создание межотраслевых предприятий по ремонту оборудования, производству заготовок, инструмента и т.п. Но с течением времени стали выявляться крупные недостатки в территориальной системе управления. С ликвидацией министерств нарушилось централизованное руководство отраслью промышленности как единым целым в производственно-техническом отношении. СНХ были не в состоянии обеспечить единство технической политики, комплексно решать научно-технические проблемы развития отраслей. Попыткой устранить обнаружившиеся недостатки явилось образование республиканских СНХ в РСФСР, УССР и Казахской ССР (1960), укрупнение СНХ (1962), организация СНХ СССР (1962) и ВСНХ СССР (1963—65), создание Государственных комитетов по некоторым отраслям промышленности. Однако эти организационные мероприятия не ликвидировали противоречия между основной тенденцией отраслевого развития современной промышленности и системой территориального управления ею. Как отмечалось в Отчётном докладе ЦК 23-му съезду КПСС (март 1966), в работе промышленности стали наблюдаться такие отрицательные явления, как замедление темпов роста промышленности и производительности труда, снижение эффективности использования производственных фондов и капитальных вложений. «Территориальная система управления промышленностью привела к тому, что руководство отраслями промышленности оказалось раздробленным по многочисленным экономическим районам; нарушалось единство технической политики, научно-исследовательские организации оказались оторванными от производства, что тормозило разработку и внедрение новой техники» (XXIII съезд КПСС. Стенографический отчёт, 1966, с. 54).

    Сентябрьский пленум ЦК КПСС (1965), рассмотревший вопросы улучшения управления промышленностью, совершенствования планирования и усиления экономического стимулирования промышленного производства, потребовал привести формы управления, планирования и стимулирования в промышленности в соответствие с современными технико-экономическими условиями и уровнем развития производительных сил страны. Была подчёркнута важность сочетания централизованного отраслевого управления с местной хозяйственной инициативой. Пленум ЦК КПСС признал необходимым образовать союзно-республиканские и общесоюзные министерства. Законом, принятым Верховным Советом СССР 2 октября 1965, ВСНХ СССР, СНХ СССР, республиканские СНХ и СНХ экономических районов были упразднены и образованы промышленные министерства.

    Лит.: Ленин В. И., Речь на I съезде Советов народного хозяйства 26 мая 1918 г., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 36; его же, Речь на II Всероссийском съезде Советов народного хозяйства 25 декабря 1918 г., там же, т. 37; его же, Речь на III Всероссийском съезде Советов народного хозяйства 27 января 1920 г., там же, т. 40; Куйбышев В. В., Система промышленного управления, М. — Л., 1927; О дальнейшем совершенствовании организации управления промышленностью и строительством. Постановление Пленума ЦК КПСС от 14 февраля 1957 г., М., 1957; Об улучшении управления промышленностью, совершенствовании планирования и усилении экономического стимулирования промышленного производства. Постановление Пленума ЦК КПСС от 29 сентября 1965 года, в кн.: КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов, т. 8, М., 1972; Брежнев Л. И., Ленинским курсом. Речи и статьи, т. 1, М., 1973, с. 207—10, 300—17; Косыгин А. Н., Избр. речи и статьи, М., 1974, с. 259—98.

    С. P. Гершберг.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Советская историческая энциклопедия

    (Совнархозы) - органы управления пром-стью в СССР. С. н. х. начали создаваться в дек. 1917. Уже летом 1918 они существовали во всех губерниях и уездах Сов. России; существовали также областные С. н. х. (Уральский, Московский, Сев. р-на и др.), к-рые охватывали территории неск. губерний. С. н. х. имели двойное подчинение: Высшему совету народного хозяйства (ВСНХ) и местным Советам. Во главе совнархозов Коммунистич. партия поставила А. Ф. Артема, И. Ф. Арманд, В. В. Куйбышева, Я. Э. Рудзутака, М. В. Фрунзе и др. видных деятелей. С. н. х. осуществляли функции руководства пром-стью, в нек-рых губерниях и уездах они на первых порах ведали прод. снабжением, транспортом, лесозаготовками, проведением землеустроит. работ и т. д. Разнообразие в функциях определяло и разницу в структуре С. н. х.: наряду с функциональными и отраслевыми пром. отделами в их состав нередко входили отделы финансов, продовольствия, гужевого транспорта и т. п. С. н. х. развернули большую работу по реорганизации пром-сти на социалистич. началах, по предотвращению экономич. катастрофы. Но в деятельности нек-рых совнархозов сказывались элементы местничества, попытки удовлетворить нужды "своего" р-на в ущерб общенар. интересам. В годы гражд. войны подавляющее большинство ф-к и з-дов было подчинено непосредственно отраслевым главкам и центрам ВСНХ; в губерниях создавались местные отделы главков, подведомств. центр. органам. В ведении С. н. х. остались лишь небольшие предприятия местной пром-сти. Подавляющее большинство уездных С. н. х. в 1919 было ликвидировано и их место заняли отделы местного х-ва исполкомов уездных Советов. Задачи воен. мобилизации экономики вызвали появление в структуре губ. С. н. х. отделов воен. заготовок. В деятельности С. н. х. в те годы преобладали адм. методы.

    Окончание войны и переход к восстановлению х-ва на основе новой экономической политики потребовали изменения организац. форм управления пром-стыо. При сохранении в составе ВСНХ РСФСР, Украины и Белоруссии отраслевых органов управления ф-ками и з-дами были значительно расширены права местных С. н. х. В сер. 1920 стали возникать новые областные хоз. органы - Промбюро, объединившие деятельность С. н. х. неск. губерний. Всего было создано 7 Промбюро (Северо-Западное, Юго-Восточное, Украинское, Уральское, Сибирское, Киргизское и Дальневосточное). Большинство их просуществовало до 1928. Для координации деятельности всех местных органов по восстановлению х-ва в 1921 были организованы экономич. совещания. Создание трестов в пром-сти, перевод их на хозрасчет и предоставление самостоятельности в решении мн. производств. вопросов изменили функции и объем деятельности С. н. х. Они превратились в органы, планирующие и контролирующие работу местных трестов. В связи с этим были ликвидированы мн. отраслевые отделы С. н. х.; вместо них, как правило, создавался один производственно-технич. отдел. Вместе с тем было сокращено число губ. С. н. х. В губерниях со слабо развитой пром-стью С. н. х. были слиты с пром.-коммунальными отделами губисполкомов в отделы местного х-ва. В РСФСР в 1924 осталось 13 губсовнархозов. Реформы в области управления пром-стью были направлены на развитие принципа демократич. централизма при условии сохранения отраслевых органов в качестве ведущих. Отраслевые директораты Центр. управления гос. пром-сти ВСНХ СССР руководили трестами и предприятиями союзного значения. ВСНХ союзных республик непосредственно управляли только предприятиями респ. значения и координировали развитие всей пром-сти в рамках республики. Губ. С. н. х., помимо координирующих функций, осуществляли руководство местными трестами.

    С началом социалистич. индустриализации усиливается отраслевой принцип построения хоз. аппарата. Это было связано с необходимостью направления сил и средств на создание новых отраслей пром-сти, с технич. реконструкцией всех предприятий той или др. отрасли, независимо от их подчиненности. Эти причины вызвали сужение функций обл. и окружных С. н. х., созданных в кон. 20-х гг. после проведения адм.-терр. реформ вместо губ. С. и. х. Постановления ЦИК и СНК СССР от 5 янв. и 27 марта 1932 юридически оформили переход к отраслевой системе управления пром-стью. Вместо ВСНХ СССР были созданы отраслевые пром. наркоматы, а ВСНХ союзных республик, обл. и краевые С. н. х. преобразованы в наркоматы и управления легкой пром-сти.

    В 1957 в СССР вновь были созданы С. н. х. Их положительная роль на этом этапе - развитие районной специализации и кооперирования пром-сти, мобилизация значит. скрытых резервов. Однако вскоре стали проявляться недостатки С. н. х. Отсутствие отраслевых органов управления наносило ущерб делу технич. прогресса, получили развитие местнические тенденции. Это сказалось на темпах пром. развития. Сентябрьский (1965) пленум ЦК КПСС принял решение о ликвидации С. н. х. и переходе к отраслевой системе управления пром-стью. Кроме того, он указал на необходимость осуществления руководства х-вом таким образом, чтобы обеспечить эффективное решение межотраслевых и терр. проблем, комбинирование произ-ва, комплексное развитие х-ва р-нов, рациональное использование сырьевых, энергетич., трудовых ресурсов.

    Лит.: Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 36, с. 377-86 (т. 27, с. 372-79), т. 37, с. 394-401 (т. 28, с. 352-358), т. 43, с. 266-91 (т. 32, с. 353-75); Национализация пром-сти в СССР. 1917-1920 гг. Сб. док-тов и мат-лов, М., 1954; Советы нар. х-ва и плановые органы в центре и на местах (1917-1932). Сб. док-тов, М., 1957; Венедиктов А. В., Орг-ция гос. пром-сти в СССР, т. 1-2, Л., 1957-1961; Нелидов Б. Б., История гос. учреждений СССР. 1917-1936 гг., М., 1962; Самохвалов Ф. В., Советы нар. х-ва в 1917-1932 гг., М., 1964; Дробижев В. З., Медведев А. Б., Из истории совнархозов (1917-1918), М., 1964; Дробижев В. З., Гл. штаб социалистич. пром-сти. (Очерки истории ВСНХ. 1917-1932 гг.), М., 1966.

    В. З. Дробижев, А. А. Нелидов. Москва.

  3. Источник: Советская историческая энциклопедия