Словарь Брокгауза и Ефрона

    талантливое польское семейство музыкантов. Старший брат, Карл К. (1815-1867), скрипач, написал 4 квартета, 2 квинтета, секстет, дуэты, вариации и пр. Антон К., блестящий пианист, род. в 1817 г. Концертировал с огромным успехом в России, Америке, Испании, Турции, Египте. В 1857 г. основал в Петербурге школу фортепианной игры. Написал около 150 пьес: фантазий, вариаций, этюдов, по преимуществу салонного характера. Аполлинарий К. (1823-1879), отличный скрипач, старавшийся подражать Паганини. Концертировал в Петербурге, Москве и других городах России. В 1853 г. был приглашен в Петербург солистом императорского двора и театров; в 1861 г. занял место директора варшавской консерватории. Написал несколько сочинений для скрипки и фортепиано, озаглавленных "музыкальные поэмы"; его фантазия на мотивы из "Лючии" имела в свое время большой успех. См. Justin Dupuy, "Notice sur Apollinaire de Kontski" (1847).

    Н. С.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    (Kątski)

    семья польских музыкантов. Антон К. [27.10.1817, Краков, — 25.11(7.12).1899, Иваничи, близ станции Окуловка, ныне Новгородской области, СССР], пианист, педагог и композитор. Начал выступать с 6 лет. В 1829—30 учился в Москве у Дж. Филда, в 1853—67 преподавал в Петербурге фортепьянную игру. Много гастролировал, был первым пианистом, который совершил кругосветное путешествие (в возрасте 80 лет), выступая с концертами в 1896—98 в Австралии, Японии, Китае, а также в городах Сибири. Игра К. отличалась блестящей техникой и элегантностью салонного склада (в репертуаре, кроме произведений классиков и ранних романтиков, — салонные пьесы и танцы, в том числе собственные сочинения, например популярное «Пробуждение льва»). Автор оперы, оперетты, около 400 фортепьянных сочинений, а также фортепианные школы и сборники упражнений. Аполлинарий К. (23.10.1825, Краков, — 29.6.1879, Варшава), скрипач, композитор и педагог. Брат Антона К. Игре на скрипке учился у брата — Кароля К. (1815—67). Впервые выступил в 4-летнем возрасте в Петербурге и Варшаве. Гастролировал во многих европейских странах. В 1838 играл в Париже для Н. Паганини. С 1850 неоднократно концертировал в России; в 1853—60 придворный солист в Петербурге. Игра К. — видного представителя польской скрипичной школы отличалась элегантностью, блеском, певучестью звука. Написал много скрипичных пьес салонного стиля. В 1861 К. основал в Варшаве музыкальный институт, был его директором и профессором (1861—79).

    Лит.: Грум-Гржимайло Т., Братья Контские и полемика о музыкально-исполнительских стилях, в кн.: Вопросы музыкально-исполнительского искусства, в. 4, М., 1967.

    И. Л. Золотова, И. М. Ямпольский.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Энциклопедический словарь

    Ко́нтские

    (Kątski), польские музыканты, братья. Антоний (1817—1889), пианист. Преподавал игру на фортепьяно в Петербурге. Исполнял виртуозные салонные фортепьянные пьесы, в т. ч. собственные («Пробуждение льва» и др.). Аполлинарий (1825—1879), скрипач. Придворный музыкант в Петербурге (1853—60). Руководитель и профессор основанного им в 1861 в Варшаве Музыкального института.

    * * *

    КОНТСКИЕ

    КО́НТСКИЕ (Katski), польские музыканты, братья:

    1) Антоний (1817—89), пианист. Преподавал игру на фортепьяно в Санкт-Петербурге. Исполнял виртуозные салонные фортепьянные пьесы, в т. ч. собственные («Пробуждение льва» и др.).

    2) Аполлинарий (1825—79), скрипач. Придворный музыкант в Санкт-Петербурге (1853—60). Руководитель и профессор основанного им в 1861 в Варшаве Музыкального института.

  5. Источник: Энциклопедический словарь