Большая Советская энциклопедия

    (Quevedo у Villegas)

    Франсиско (26.9.1580, Мадрид, — 8.9.1645, Вильянуэва-де-лос-Инфантес), испанский писатель. Принадлежал к знатному дворянскому роду. За свои взгляды и сатирические произведения подвергался преследованиям со стороны властей и инквизиции, в 1639—43 находился в заключении. В мировоззрении и творчестве К.-и-В. ярко отразились кризис ренессансного гуманизма и черты культуры Барокко. Борьба против схоластики и защита материализма Эпикура сочетались у него с проповедью стоической философии, критика испанского государства и общества — с идеалом «народной монархии» и «раннехристианского гуманизма» (трактат «Политика бога, правление Христа и тирания Сатаны», ч. 1—2, опубликован 1626—39), обличение социальных пороков — с отрицанием ренессансного идеала гармоничного человека и пессимизмом. В сатирических стихах, плутовском романе «История жизни пройдохи по имени дон Паблос» (до 1609, опубликован 1626, рус. пер. 1950), цикле социально-политических памфлетов «Сновидения» (написаны 1607—23, опубликованы 1627), сборнике новелл «Час воздаяния, или Разумная Фортуна» (1635, опубликован 1650) и др. К.-и-В. создал сатирико-бытовую панораму Испании 17 в.

    Соч.: Obras completas, v. 1—2, Madrid, 1958—60; в рус. пер.— Избранное. [Вступ. ст. З. Плавскина], Л., 1971.

    Лит.: Кржевский Б. А., Ф. Кеведо о Московской Руси XVII в., в его кн.: Статьи о зарубежной литературе, М.—Л., 1960; Lirá О., Visión política de Quevedo, Madrid, 1948; Bellini G., Quevedo satírico. Mil., [1961].

    З. И. Плавскин.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Современная энциклопедия

    КЕВЕДО-И-ВИЛЬЕГАС (Quevedo y Villegas) Франсиско (1580 - 1645), испанский писатель. Сатирическая панорама Испании 17 в. в плутовском романе "История жизни пройдохи по имени дон Паблос" (1626), цикле социально-политических памфлетов "Сновидения" (1627), сборник новелл "Час воздаяния, или Разумная Фортуна" (опубликован в 1650), стихах, отразивших глубоко пессимистическое мироощущение автора.

  3. Источник: Современная энциклопедия. 2000.



  4. Литературная энциклопедия

    Кеве́до-и-Вилье́гас

    (Quevedo y Villegas) Франсиско (1580, Мадрид – 1645, Вильянуэва-де-лос-Инфантес), испанский писатель-романист, поэт, философ, критик, богослов, переводчик, драматург, а также придворный дипломат, министр, участник заговоров.

    Ф. Кеведо-и-Вильегас

    Ф. Кеведо-и-Вильегас

    Получил прекрасное разностороннее образование в ун-те Алкаладе Энарис. Его сатирические стихи быстро распространялись при королевском дворе, к которому он был близок. В 1639 г. Кеведо, которому приписали сочинение сатиры против могущественного герцога Оливареса, был арестован, лишён имущества и заключён в тюрьму, где провёл 4 года (писателя выпустили, когда выяснилось, что автором сатиры был не он). Множество произведений писателя подверглось цензуре инквизиции. Слава Кеведо основана на прозаических сатирах, в которых он бичует пороки общества. В бытовой сатире, перерастающей в социально-философскую и политическую, Кеведо создаёт картину общественных нравов Испании. От нравственно-бытовой сатиры (памфлеты «Родословная дураков», 1597; «Происхождение и объяснение Глупости», 1598) он перешёл к острому социально-политическому сатирическому показу действительности (цикл «Сновидения», 1607—23, опубл. в 1627). Любимая форма Кеведо – сатира; но он писал также эпиграммы, сонеты, романсы, «летрильи» (приветствия, письма в стихах). Кеведо критиковал «гонгоризм» (тёмный, непонятный поэтический язык, связанный в испанской литературе с именем Гонгоры), однако сам был представителем близкого к этому течению «концептизма»: его проза полна туманных и вычурных выражений. К самым известным произведениям Кеведо относятся летрилья «Всемогущий кабальеро дон Динеро» (1605), сонет «О плохом правлении Филиппа IV» (1625). Плутовской роман «История жизни пройдохи по имени дон Паблос, пример бродяг и зерцало мошенников» (1606—09, опубл. в 1626), отличающийся живостью описаний и правдивостью картины нравов, написан в форме автобиографии плута, чьи приключения изображаются на фоне разложения нравов общества. Роман Кеведо, в котором проявились демократизм и тенденция к реалистическому отражению действительности, стал памятником не только испанской, но и всемирной литературы.

  5. Источник: Литературная энциклопедия



  6. Философская энциклопедия

    КЕВЕ́ДО-И-ВИЛЬЕ́ГАС

    (Quevedo y Villegas), Франсиско де (26 сент. 1580 – 8 сент. 1645) – прогрессивный исп. мыслитель, писатель и филолог. Происходил из аристократич. семьи. Подвергался преследованиям со стороны церковников и феодалов, был заключен в монастырь (1643).

    Встав на защиту материалистич. философии Эпикура ("В защиту Эпикура" – "Defensa de Epicura"), К.-и-В. не мирился с догмами ср.-век. схоластики и отстаивал права разума на познание мира. Идеалист и гуманист в воззрениях на общество, К. считал, что в основе обществ. отношений должен лежать принцип справедливости и высокой нравственности и что обличением пороков и перевоспитанием людей можно устранить обществ. несправедливость. В сатирич. произведении "Видения" ("Sueños"), над к-рым он работал с 1606 и к-рое было впервые, хотя и неполностью, издано в 1627, в романе "История жизни пройдохи по имени дон Паблос, пример бродяг и зерцало мошенников" ("Historia de la vida del Buscón llamado don Pablos...", 1626; рус. пер. 1950 со вступ. статьей К. Н. Державина), в трактате "Политика господа, христово правление и тирания сатаны" ("Política de Dios, Gobierno de Cristo, Tirania de Satanas", 1626) и сборнике сатирич. новелл "Час воздаяния, или Разумная фортуна" ("La Ноrа de todos y la fartuna con seso", 1636) К.-и-В. подверг суровой критике современный ему обществ. строй Испании, дворян, духовенство и купцов, а также сформулировал свои политич. идеалы. В полемике с Макиавелли К.-и-В. выдвигал утопию нар. монархии, где народ не подвергался бы жестокой эксплуатации и пользовался всеми благами. К.-и-В. сочувственно излагал "Утопию" Мора. Творчество К.-и-В. отражало интересы и настроения прогрессивных кругов исп. общества, выступавших против феод. гнета и засилия церкви. Оно содействовало освобождению умов от духовного гнета католицизма и расчищало путь развитию науки и просвещения.

    Соч.: Obras completas, v. 1–3, Madrid, 1941–52.

    Лит.: Морозов П. О., Испанский Вольтер, "Вестник Европы", 1883, кн. 12; Astrаnа Marin L., Ideario de don Francisco de Quevedo, Madrid, 1940; Fernández S. E., Ideas sociales y politicas en el "Infierno" de Dante y en los "Sueños" de Quevedo, México, 1950.

    Р. Мартинес. Москва.

  7. Источник: Философская энциклопедия