«Сегантини Джованни»

Сегантини Джованни в словарях и энциклопедиях

Значение слова «Сегантини Джованни»

Источники

    Большая Советская энциклопедия

    Сегантини (Segantini) Джованни (15.1.1858, Арко, Трентино-Альто-Адидже, ‒ 28.9.1899, Шафберг, близ г. Понтрезина, Швейцария), итальянский живописец. С 1876 учился в АХ в Милане. С 1885 работал в Швейцарии. Испытал влияние Ж. Ф. Милле. Пользуясь техникой дивизионизма (но сохраняя чёткую объёмность форм), С. поэтически, иногда несколько сентиментально передавал сцены сельского труда и быта, наделяя их социально-утопическим смыслом, писал величественные пейзажи предгорий Альп («Две матери», Галерея современного искусства, Милан, «Пахота в Энгадине», см. илл., оба произведения ‒ 1890; «Альпийский триптих», 1896‒99, Музей Сегантини, Санкт-Мориц). Поздние работы С. отмечены влиянием символизма.

    Лит.: Barbantini N., G. Segantini, Venezia, [1945].

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Энциклопедический словарь

    Сеганти́ни Джованни

    (Segantini) (1858—1899), итальянский живописец. Пользуясь техникой раздельного точечного мазка (см. Дивизионизм), писал поэтические сцены патриархальной крестьянской жизни («Пахота в Энгадине», 1890). В поздних аллегорических картинах обратился к содержательным и пластическим решениям в духе символизма.

    * * *

    СЕГАНТИНИ Джованни

    СЕГАНТИ́НИ (Segantini) Джованни (15 января 1858, Арко, близ Трентино, Южный Тироль, Швейцария — 28 сентября 1899, Шафберг, близ Понтрезины, Швейцария), итальянский живописец, увлекался эстетикой символизма(см. СИМВОЛИЗМ), работал в живописной манере, получившей название дивизионизм(см. ДИВИЗИОНИЗМ).

    Первый период (1870—80-е)

    В 1876 из Швейцарии с семьей переселился в Милан. Начал заниматься в Академии художеств Брера, но вскоре оставил занятия, будучи не удовлетворен системой преподавания. Работал самостоятельно, писал пейзажи в окрестностях Милана. Большое значение в его формировании как профессионального художника сыграла встреча в 1879 с братьями В. и А. Грубичи, познакомившими его с европейским искусством. По репродукциям, привезенным Витторио Грубичи из Парижа, изучал произведения Ф. Милле(см. МИЛЛЕ Жан Франсуа). Его внимание привлекло также творчество Дж. Фаттори, крупного живописца-вериста, главы объединения мастеров Флоренции «Скуола Маккьяйоли».

    В 1880-е гг. начинает создавать первые самостоятельные полотна на сюжеты из жизни крестьян и пастухов альпийских горных селений Брианца (1882—86), Савоньино (1887—94) и Малойя (1895—99).

    Картины, написанные в Брианца «Благословление овец», «Стрижка овец» (обе — 1882—86, Сент-Мориц, Музей Сегантини), «Аве Мария на закате» (1886. Базель, Художественный музей), «На пастбище» (1886, Рим, Национальная галерея современного искусства) написаны в традиции итальянского веризма(см. ВЕРИЗМ) второй половины века, с присущей мастерам этого направления правдивым наблюдением натуры, интересом к решению пленэрных задач.

    Второй период (1890-е)

    В 1890-е гг. под влиянием статей братьев Грубичи и живописца Г. Превиатти о дивизионизме, под впечатлением увиденных в Париже в 1898 произведений дивизионистов Сегантини начинает работать в новой манере. Он выставляется вместе с Г. Превиатти, В. Грубичи, Дж. Пелицца да Вильпедо, Э. Лонгони, А. Морбелли, которых объединило увлечение дивизионизмом. Живописные традиции мастеров ломбардской школы (так называемой «Скапильятуры») он соединяет с теорией спектрального разложения цвета, которой руководствовались французские мастера. Живописная структура его пейзажей и композиций на сюжеты из жизни жителей альпийских селений строится на сочетании экспрессивных коротких лучеобразных и удлиненных, уподобленных большой запятой мазков. В палитре художника преобладают зеленые, фиолетовые, желтые и серо-голубые цвета, рождающие ощущение искусственного освещения и декоративности, в отличие от его произведений 1880, строившихся на воспроизведении реальных светоцветовых эффектов. В подобной манере написаны полотна, созданные в Савоньино «Сбор сена» (1889—1890. Сент-Мориц, Музей Сегантини; «Две матери». 1889. Милан, Галерея современного искусства), «Пахота» (1893, Мюнхен, Новая Пинакотека), «Альпы в мае» (1891. Цюрих, частное собрание).

    Работая с 1895 в селении Малойя, Сегантини пишет виды лугов в различное время года, заснеженные склоны горы Энгадин, поражающие космическим размахом и величием природы Альп («Проявление весны», Сан-Франциско, Художественная галерея; «Пастбища весной», Лукарно, галерея Фишер).

    Под влиянием эстетики символизма, следя за дискуссиями о нем, Сегантини в 1890-е гг. создает картины, полные таинственного, загадочного содержания, литературных и религиозных ассоциаций («Ангел жизни», 1894, Рим, Национальная галерея современного искусства; «Горе, поддерживаемое верой», Гамбург, Кунстхалле; «Любовь у источника жизни», 1896, Милан, Галерея современного искусства). В период увлечения японским искусством, индийским эпосом и буддийской философией были написаны картины символистского содержания «Нирвана сладострастных» (1891. Ливерпул, Художественная галерея), «Нирвана для плохих матерей» (1890-е гг. Вена, Художественно-исторический музей).

    Характерное для художника-символиста увлечение музыкой (Сегантини сам являлся автором музыки к двум балетам), идея соединения в своем искусстве музыки и живописи проявились в посвященном композитору Г. Доницетти(см. ДОНИЦЕТТИ Гаэтано) полотне «Музыкальная аллегория» (1896, Сент-Мориц, музей Сегантини).

    Программным для творчества художника явился и его «Альпийский триптих» (1896—1899. Лукарно, галерея Фишер). В нем художник выразил унаследованную символистами от романтиков идею общих для человека и природы жизненных циклов. Весенний альпийский вид символизирует пробуждение природы и человека, а изображение зимнего и осеннего пейзажей — заключительные аккорды жизненного цикла. Написанные каждый в определенной колористической гамме, они приведены к красочной гармонии, в которой выразительные средства живописи и музыки должны были составлять единство.

    В 1890-е гг. Сегантини увлекают и проблемы близкие эстетике стиля модерн. Он посвящает проблеме синтеза различных видов искусства ряд теоретических статей в 1891—1893 гг. Эта волновавшая его тема звучит и в письмах художника (опубликованы в 1870 Л. Витали). Художественное воплощение эти идеи находят в созданных для павильона Парижской выставки 1900 эскизах больших панно (до 19,5 м) с видами горы Энгадин в различное время года (Сент-Мориц, музей Сегантини). Над ними предполагалось разместить медальоны с изображением альпийских растений и птиц в духе флореальных мотивов, ценимых мастерами модерна(см. МОДЕРН).

    Глубокое постижение внутреннего мира моделей характерно для портретов художника («Автопортрет», 1883—84. Сент-Мориц, Музей Сегантини; «Настоятель Карло Рота», Милан, Центральный госпиталь; «Витторно Грубичи», 1890, Лейпциг, Музей изобразительных искусств), исполненных в манере лучеобразного динамичного мазка.

    При жизни Дж. Сегантини была написана «Автобиография», изданная в 1910. Живописные поиски художника оказали влияние на мастеров итальянского авангарда 1910-х гг. — Балла, Боччони, Карра, Северини, составивших первое поколение итальянских футуристов.

  3. Источник: Энциклопедический словарь