Большая Советская энциклопедия

    Авраам Галеви, рабби (известен также под именем Равад — рабби Авраам бен Дауд) (р. около 1100, Толедо, — умер около 1180, Кордова), еврейский философ и теолог; сторонник аристотелизма, последователь философов Фараби и Ибн Сины (См. Ибн Сина). Выступал против неоплатонизма средневекового еврейского философа Ибн Гебироля (См. Ибн Гебироль). Основное сочинение И. Д. «Возвышенное убеждение» (1168), написанное по-арабски, сохранилось лишь в двух переводах на иврит. Синтезируя представления раввинистической иудаистской теологии с идеями Аристотеля, И. Д., очевидно, первым в еврейской философии утверждал, что бог есть лишь первопричина бытия. Свобода воли — способ реализации одной из возможностей действия, которые оставлены богом неопределёнными, чтобы человек мог проявить свою энергию. Дар пророчества — высший этап развития человеческого интеллекта. Учение И. Д. оказало определённое влияние на последующее развитие философии в средние века.

    Лит.: Guttmann J., Die Religions-philosophie des Abraham ibn Daud aus Toledo, Gött., 1879; Husik I., A history of mediaeval Jewish philosophy, N. Y., 1958.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Философская энциклопедия

    ИБН ДАУД

    Авраам (р. ок. 1100 – ум. ок. 1180) – евр. философ и историк. Род. в Толедо, умер в Кордове (Испания). В своем гл. произв. "Возвышенная вера" ("Аль-акидах аль-рафиях") И. Д., выражая прогрессивные тенденции своего времени, ополчился против неоплатонизма Ибн Гебироля, защищая аристотелизм, усвоенный им в изложении Ибн Сины. Философские взгляды И. Д. противоречивы: материалистич. положения в них сочетаются с признанием религ. догматов. Он отвергал идею антропоморфного бога, но отстаивал библейский миф о сотворении мира из ничего. Стремясь примирить т.н. "Моисеев закон" с перипатетич. философией, И. Д. искал смысл в заповедях торы и отрицал те предписания иудаизма, в к-рых не находил разумной основы. Отдав предпочтение аристотелизму в истолковании природы, он, однако, утверждал, что в вопросах этики решающее значение имеют принципы иудаизма. И. Д. отрицал фатализм и разработал учение о свободе человеч. воли, согласно к-рому реально существующее множество возможностей определяет собой многообразие волевых актов. Оказал большое влияние на последующих прогрессивных мыслителей средневековья, в частности на Маймонида.

    Лит.: История философии, т. 1, [М.], 1940, с. 454; Guttmann J., Die Religionsphilosophie des Abraham ibn Daud aus Toledo, Gott., 1879.

    M. Беленький. Москва.

  3. Источник: Философская энциклопедия