Большая Советская энциклопедия

    школа средневековой схоластической философии в г. Шартр. В 1-й половине 12 в. переживала высший расцвет и была международным центром платонической философии с натурфилософским уклоном. Среди учителей Ш. ш. выделялись Бернард Шартрский, Гильберт Порретанский, Тьерри Шартрский; к Ш. ш. примыкали Вильгельм Конхесский (Гильом из Конша), Иоанн Солсберийский, Бернард Сильвестр, Алан Лилльский и др. Философия Ш. ш. представляет необычное явление в панораме средневековой схоластики. Восторг перед природой как творческой силой, присущий мыслителям Ш. ш., приближал их к Пантеизму,несовместимому с христианской ортодоксией, и побуждал их прибегать к художественным формам изложения, далёким от схоластической строгости и сухости. Идеи Ш. ш. нашли наиболее яркое выражение в двух памятниках философской поэзии — поэме Бернарда Сильвестра «О целокупности мира» и поэме Алана Лилльского «Плач Природы».

    Лит.: Clerval A., Les ecoles de Chartres au Moyen âge, P., 1895; Licbeschütz Н., Kosmologische Motive in der Bildungswelt der Frühscholastik, в кн.: Vorträge der Bibl. Warburg, 1923/24, Lpz.- B., 1926, S. 83-148; Parent J. M., La doctrine de la création dans l'École de Chartres (au 12 siécle), P.— Ottawa, 1938.

    С. С. Аверинцев.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Большой энциклопедический словарь

    ШАРТРСКАЯ ШКОЛА средневековой схоластической философии 11-12 вв. Расцвет - 1-я половина 12 в.; центр платонической философии с натурфилософским уклоном. Главные представители: бр. Бернард и Тьерри Шартрские - Жильбер Порретанский; к Шартрской школе примыкали Гильом из Конша, Иоанн Солсберийский и др. Восторг перед творческой силой природы приближал мыслителей Шартрской школы к пантеизму и побуждал их прибегать к художественным формам изложения (философские поэмы "О целокупности мира" Бернарда Сильвестра и "Плач природы" Алана Лилльского).

  3. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  4. Философская энциклопедия

    ШАРТРСКАЯ ШКОЛА

    школа ср.-век. схоластич. философии при Шартрском соборе, виднейший центр «франц. возрождения» 12 в. Основанная в 990 учёным епископом Фульбером по прозвищу «Сократ» (ум. 1028), чьим учителем и покровителем был философ и математик Герберт из Орийака (ок. 945—1003; с 999 — папа Сильвестр II), школа с самого начала получила гуманитарное и энциклопедич. направление. Через Фуль-бера, знатока права, математики, логики, медицины, она приобрела переводы логич. соч. Аристотеля, греч. и араб. соч. по математике, естествознанию. Ш. ш. начинает соперничать с Парижем в последние годы епископства Ива Шартрского (1090—1116). Исквом преподавания прославился Бернард Шартрский (ум. до ИЗО), магистр школы в 1114—26 и её канцлер в 1119—24; он отстаивал абс. примат нравственности над учёностью («без этики нет философа»); философия его сохранилась только по упоминаниям в «Металогике» Иоанна Солсберийского. Учениками Бернарда были Гильом из Конша (1080—1154, деятель Ш. ш. с 1120), учитель Иоанна Солсберийского, и Жильбер Порретанский (1076—1154, магистр и канцлер в 1124—37, с1141 преподавал в Париже). В 1115—50 в школе учил, с1141 был канцлером Тьерри (Теодорик) Шартрский, с которым связан расцвет Ш. ш.

    Если гл. парижские школы оставались оплотом логики, а сен-викторская школа — центром догматич. мистицизма, то Ш. ш. явилась центром метафизич., космо-логич. и естеств.-науч. «платонизма», точнее говоря — синтеза Платона (известного в основном по «Тимею»и комм. к нему Халкидия) и Аристотеля (известного по «Физике», «О душе», почти всем логич. трактатам). Духовным «патроном» школы был Боэций, предметом подражания служил Марциан Капелла, почитался Иоанн Скот Эриугена и его перевод соч. Псевдо-Дионисия Ареопагита. Ш. ш., допускавшая игру поэтич. образа и филос. построения, интегрировала христ. и внехри-стианские антич., араб., «еретич.» источники. Трактат Аделарда из Бата «О тождественном и различном» (1108—09) как бы задал тон платонич. настроениям Ш. ш. Утверждался союз мудрости и красноречия, в образцовом тексте видели «образ всех искусств», цветущее поле «грамматики (т. е. языка) и поэзии», пронизанное «золотыми стрелами логики», украшенное «серебром риторики». В свою очередь, в синтезе искусств видели модель космоса, а в космосе, по «Тимею»,— цельное, просвеченное гармонией (а потому поддающееся науч. исследованию), одухотворённое и осмысленное существо, тело «мировой души». Как природа прячет свою суть в одеждах чувств. мира, так смысл таится в аллегориях, символах и образах (теория «облачений» — involucre или integumenta). От каждого слова Платона или Боэция заранее ждали таинств. глубины. Но вкус к символу, «фабуле» уживался с рационализмом, логикой и даже «геометричностью» развёртывавших смысл толкований; «платонизм» восполнялся аристотелевской позитивностью не только в проблеме универсалий, решённой в плане «реалистич. номинализма» (идеи реальны в уме бога, где они нераздельно слиты с этим умом и с богом), но и во всём филос. стиле.

    Комментарий — осн. форма творчества философов Ш. ш.; «цветом философии» считался «Тимей», комментировались гл. обр. «О Троице» и др. соч. Боэция. Тьерри, получивший прозвище «осёл» за выносливость в учёной работе, первым в Европе прокомментировал «Топику» и «Софистич. опровержения» Аристотеля. «Философия мира» (или «Сноп филос. колосьев») Гильо-ма из Конша написана по типу компиляций Исидора и Беды; Гильом полагает в основе мировой природы неощутимые, «понимаемые лишь через дробление разумом», т. е. умопостигаемые атомы, однако не со-веч-ные богу. Жильбер Порретанский допустил в своих комментариях больше авторской «независимости», часто обходясь без ссылок на авторитеты. Духовную связь с Ш. ш. обнаруживает Бернар из Тура (Бернард Сильвестр, ум. ок. 1167) в поэтико-филос. трактате «О совокупности мира» («Космография», между1143 и 1148), посвящённом Тьерри; эта аллегорич. драма в прозе и стихах вплотную подводит к универсализму и возвеличению человека у Алана Лилльского и к поэтич. платонизму «Романа о розе». Отмечено воздействие Ш. ш. на естествознание 13 в., но ещё более важной представляется недавно установленная зависимость Николая Кузанского от Ш. ш. (так, идея бога как максимума и одновременно минимума принадлежит Тьерри) и её подспудное влияние на философию раннего Возрождения, особенно Северного.

    Wetherbee W., Platonism and poetry in the twelfth century. The literary influence of the School of Chartres, Princeton,1972; Historia filozofii oredniowiecznej, Warsz., 1979.

    В. В. Бибихин.

  5. Источник: Философская энциклопедия



  6. Энциклопедический словарь

    ша́ртрская шко́ла

    средневековой схоластической философии XI—XII вв. Расцвет — первая половина XII в.; центр платонической философии с натурфилософским уклоном. Главные представители: братья Бернар и Тьерри Шартрские (Bernardus, Theodoricus Carnotensis), Жильбер Порретанский (Gislebertus Porretanus); к Шартрской школе примыкали Гильом из Конша (Guilelmus Conchesius), Иоанн Солсберийский (Johannes Saresberiensis) и др. Восторг перед творческой силой природы приближал мыслителей Шартрской школы к пантеизму и побуждал их прибегать к художественным формам изложения (философские поэмы «О целокупности мира» Бернарда Сильвестра и «Плач природы» Алана Лилльского).

    * * *

    ШАРТРСКАЯ ШКОЛА

    ША́РТРСКАЯ ШКО́ЛА средневековой схоластической философии 11—12 вв. Расцвет — 1-я половина 12 в.; центр платонической философии с натурфилософским уклоном. Главные представители: бр. Бернард(см. БЕРНАРД ШАРТРСКИЙ)и Тьерри Шартрские(см. ТЬЕРРИ Шартрский), Жильбер Порретанский(см. ЖИЛЬБЕР ПОРРЕТАНСКИЙ); к Шартрской школе примыкали Гильом из Конша(см. ГИЛЬОМ из Конша), Иоанн Солсберийский(см. ИОАНН СОЛСБЕРИЙСКИЙ)и др. Восторг перед творческой силой природы приближал мыслителей Шартрской школы к пантеизму и побуждал их прибегать к художественным формам изложения (философские поэмы «О целокупности мира» Бернарда Сильвестра и «Плач природы» Алана Лилльского).

  7. Источник: Энциклопедический словарь



  8. Большой Энциклопедический словарь

    ШАРТРСКАЯ ШКОЛА
    ШАРТРСКАЯ ШКОЛА средневековой схоластической философии 11-12 вв. Расцвет - 1-я половина 12 в.; центр платонической философии с натурфилософским уклоном. Главные представители: бр. Бернард и Тьерри Шартрские - Жильбер Порретанский; к Шартрской школе примыкали Гильом из Конша, Иоанн Солсберийский и др. Восторг перед творческой силой природы приближал мыслителей Шартрской школы к пантеизму и побуждал их прибегать к художественным формам изложения (философские поэмы "О целокупности мира" Бернарда Сильвестра и "Плач природы" Алана Лилльского).

    Большой Энциклопедический словарь. 2000.

  9. Источник: