Словарь Брокгауза и Ефрона

    имеет предметом объект торговли — товар, понимаемый как удобоперемещаемая (движимая) ценность, идущая по направлению от производителя к потребителю. Товар может быть передан потребителю или непосредственно, или через посредство ряда лиц или учреждений. Всем участникам товарообмена необходимо основательно знать товар, с которым они имеют дело: и производителю, и посреднику, и потребителю. Такое знание дает товароведение; оно рассматривает происхождение товаров, свойства их, способы различения одних товаров от других, а также различные их сорта и потребительное их значение. С производством товаров знакомят, главным образом, технология механическая и химическая, частное земледелие, зоотехния, сведения из области ремесленной и кустарной промышленности. Технология, напр., прядильных материалов указывает различие между хлопковой пряжею: мюльной, ватерной, гребенной, вигонью и пр.; она дает надлежащий критерий для оценки пряжи и устанавливает пределы тех требований, которые могут быть предъявляемы к пряже согласно современному состоянию техники. Знание происхождения сварочного и литого железа рельефно выясняет основную разницу в их свойствах. Чтобы понять различие в свойствах крымского южнобережного вина и вин других винодельных районов России, необходимо знать разницу в методах культуры винограда на южном берегу Крыма и в других районах. Так как товароведение весьма тесно связано с технологией, то в одних коммерческих училищах России читается курс "товароведения с технологией", а в других технология выделена в отдельный учебный предмет; но она во всяком случае сохраняет здесь служебный для товароведения характер. Т. приходится делать постоянные экскурсии и в другие области знания, особенно в область растениеводства и животноводства. Знакомя с содержанием азотистых веществ в пшенице, приходится останавливаться на культуре ее; выясняя свойства и качества различных шерстей, необходимо опираться на данные из области овцеводства и т. д. Далее, для надлежащей характеристики как значения товаров, так и их свойств в Т. приходится останавливаться на вопросах географических. Так, напр., южнорусское льняное семя содержит более масла, чем северное; юго-восточная русская пшеница более тверда и богаче азотом, чем западная; чаи ассамский, китайский, цейлонский специально характеризуются самым их происхождением. География товаров нередко входит в состав так называемой "коммерческой географии", но в последней вопросы рассматриваются с иных точек зрения, чем это нужно для познания товаров. Для выяснения значения изучаемого товара или одного сорта сравнительно с другими в Т. приходится также иметь дело и с статистическим материалом. Для характеристики, напр., русского хлопка важно знать не только вообще состояние хлопководства в Средней Азии, но и производство в отдельности хлопка бухарского, хивинского, из американских семян и пр. Чтобы определить значение тех или других сортов русской пшеницы для международного рынка и для нашего мукомольного дела, необходимо не только знать производство пшеницы, экспорт ее вообще и перевозку к мукомольным центрам, но и характеризовать это производство, вывоз и внутреннюю перевозку с точки зрения свойств пшеницы, ее твердости, мягкости и пр. Итак, Т. дает свои специальные запросы статистике и нередко само для себя вырабатывает статистический материал, потому что курсы статистики не имеют в виду нужд Т. К области знаний, на которые опирается Т., относятся также некоторые исторические данные и законодательные справки. Так, напр., история русского овцеводства хорошо характеризует современный шерстяной рыночный товар. История бумаги выясняет значение суррогатов тряпья. Законодательные справки знакомят с требованиями, которые предъявляет закон к тому или другому товару, напр. к экспортному льну, маргарину, чаю, а также к чистоте товара, к отсутствию фальсификации. Изучать отличительные признаки и свойства товаров можно либо поверхностно, с внешней стороны, как это и делают многие учебники, или же более рационально. В последнем случае необходимы научные знания из области механики, физики, химии, минералогии, ботаники и зоологии. Выясняя, напр., одно из главных свойств ткани — прочность, важно остановиться на понятии о крепости и растяжимости ткани. Вопросы о большей или меньшей теплопроводности ткани, об определении качеств товара по удельному весу, по температуре плавления или кипения, связаны с физическими законами и методами. С химией изучающему товары приходится считаться на каждом шагу, идет ли дело о составе товара, или о химической характеристике сортов, или о фальсификации. Химические методы исследования товаров весьма распространены и многочисленны и во многих случаях представляются единственными, дающими точную экспертизу товара. Наконец, минералогия, ботаника и зоология с микроскопией дают прочный базис при исследовании не только сырых материалов, но и продуктов их переработки. Внешнее описание свойств товара, его сортов, применения, происхождения, если оно дано в справочной книге, бесспорно полезно, но вряд ли оно должно являться предметом преподавания в школе; оно может только напрасно отягощать память учащихся, не сообщая им ни развития, ни обобщающего знания. Вот почему скучным кратким немецким курсам "Allgemeine Waarenkunde", представляющим собою, в сущности, справочные книги, не место в школе. Школьное преподавание Т. уместно лишь рядом с научным изучением природы. Чем научная подготовка выше, тем шире и глубже может быть обработан курс Т. Если научный базис необходим для рационального Т., то, с своей стороны, Т. дополняет и делает жизненнее научные познания учащегося; оно показывает ему, что наука не только имеет высокое развивающее значение, но необходима на каждом шагу для понимания окружающих нас жизненных фактов. Если Т. покажет учащемуся, что понятие об удельном весе имеет применение при оценке очень многих товаров, что центробежная сила утилизируется для исследования молока, что геометрический вопрос о минимуме поверхности при относительно максимальном объеме имеет важное значение в суждении о качестве хлебного зерна (содержание оболочек) и т. д., то научные познания приобретают для учащегося новую ценность. Из всего вышесказанного проистекает необходимость практических занятий по Т. в лаборатории. Такие лабораторные занятия по Т. введены автором настоящей статьи в 1881 г. в Московском коммерческом училище, а затем в Александровском коммерческом училище в Москве; подобные же занятия давно ведутся проф. П. П. Петровым в Практической академии коммерческих наук. Наблюдения вполне подтверждают важное значение таких занятий (см. брошюру "Описание практических работ по Т., производимых учащимися в лаборатории Моск. комм. уч.", сост. проф. Я. Никитинским и лаборантом Вл. Вильямсом, Москва, 1900). Предмет Т. сам по себе весьма обширен ввиду огромного разнообразия товаров, но нет никакой нужды особенно расширять объем его; выгоднее выбрать ограниченное число групп товаров (причем можно принимать во внимание местные условия) и осветить эти группы надлежащим образом. Таким образом явится возможность на соответственном числе примеров выяснить научные приемы изучения товаров, и тогда интересующиеся могут с остальными товарами справиться сами, когда это им понадобится. Курса Т., который сколько-нибудь удовлетворял бы вышепоставленным основаниям, нет; на русском языке не существует и вообще никакого курса Т., так как единственная имеющаяся книга г. Борщова не подходит под это понятие. На Втором съезде деятелей по техническому и профессиональному образованию было предложено коллегиальное составление руководства по Т. преподавателями его; это предложение было принято съездом, но не осуществилось.

    Я. Никитинский.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    научная дисциплина, изучающая потребительские свойства товаров; их классификацию и кодирование; стандартизацию (См. Стандартизация); факторы, обусловливающие качество товаров, контроль и оценку его; закономерности формирования ассортимента товаров и его структуру; условия сохранения качества товаров при их транспортировке, в потреблении и эксплуатации. Т. в социалистических странах ставит своей целью установить соответствие показателей потребительных свойств и выпускаемого ассортимента продукции требованиям потребителей в интересах наиболее полного удовлетворения их потребностей и осуществления обратной связи между потреблением и производством в части повышения качества и обновления ассортимента товаров.

    Т. возникло в 16 в. в связи с развитием внешнеторговых связей. Первая кафедра Т. (растительных и животных фармацевтических материалов) была учреждена в 1549 в Падуанском университете (Италия). В России одним из первых пособий по Т. была «Торговая книга» (1575). Как самостоятельная учебная дисциплина Т. начало вводиться в коммерческих средних и высших учебных заведениях в конце. 18 в. В некоторых странах (Великобритании, США) Т. изучается в расширенных курсах технологии различных групп товаров. Основоположниками научного Т. в России были М. Я. Киттары (1825—80), П. П. Петров (1850—1928), Я. Я. Никитинский (1854—1924). Под редакцией последних в 1906—08 вышел учебник по Т. «Руководство по товароведению с необходимыми сведениями из технологии», в котором рассматривались строение, состав, свойства и технология переработки сырья и материалов, используемых в промышленном производстве.

    В 20 в. содержание Т. в разных странах дифференцировалось. В СССР наиболее широкое развитие получило Т. товаров народного потребления. Оно непрерывно расширялось за счёт изучения новых групп товаров (швейных изделий, трикотажа, товаров культурно-бытового назначения и хозяйственного обихода). Изучение строения и свойств материалов выделилось в самостоятельную научную дисциплины — материаловедение (по отраслям промышленности). Центральной задачей Т. стало качество товаров и все вопросы, связанные с ним. Ведущее место в развитии Т. современного периода занимают Ф. В. Церевитинов (1874—1947), В. С. Смирнов (1881—1958), Н. И. Козин (1887—1975), — А. А. Колесник (р. 1905), Б. Ф. Церевитинов (р. 1905) и др.

    Т. подразделяется на ряд учебных дисциплин в зависимости от профиля специальностей: Т. материалов, машин, оборудования; Т. промышленных товаров народного потребления, пищевых продуктов и т.д. Для определения показателей качества товаров в Т. применяются инструментальные, органолептические, расчётные и др. методы. При изучении природы товаров, их строения, свойств, процессов, происходящих в них, Т. использует достижения многих наук: физики, химии, биологии и т.д. При изучении процессов формирования ассортимента товаров Т. учитывает закономерности развития общественного производства и распределения. В социалистических странах Т. является основной профилирующей дисциплиной при подготовке товароведов в высших и средних специальных учебных заведениях (торгово-экономических институтах и техникумах, институтах народного хозяйства, университетах), специалистов массовых профессий для торговли в профессиональных училищах и школах, преподаётся при подготовке экономистов для торговли, материально-технического снабжения, изучается также студентами полиграфических, лесотехнических, медицинских и некоторых др. учебных заведений.

    Лит.: Маркс К., Капитал, т. 1, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 23; его же, Замечания на книгу А. Вагнера «Учебник политической экономии», там же, т. 19; Классен Н. А., Методика и дидактика товароведения, Л., 1928; Товарный словарь, т. 1—9, М., 1956—61; Московский институт народного хозяйства им. Г. В. Плеханова. 50 лет института, М., 1957; Введение в товароведение промышленных товаров, М., 1975.

    В. Г. Зайцев.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Словарь форм слова

    1. товарове́дение;
    2. товарове́дения;
    3. товарове́дения;
    4. товарове́дений;
    5. товарове́дению;
    6. товарове́дениям;
    7. товарове́дение;
    8. товарове́дения;
    9. товарове́дением;
    10. товарове́дениями;
    11. товарове́дении;
    12. товарове́дениях.
  5. Источник: Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку»



  6. Толковый словарь Ожегова

    ТОВАРОВЕ́ДЕНИЕ, -я, ср. Отрасль знаний о товаре как предмете торговли, о его свойствах, сортах, потребительном значении.

    | прил. товароведческий, -ая, -ое.

  7. Источник: Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992.



  8. Малый академический словарь

    , ср.

    Наука, изучающая товар как предмет торговли, его свойства, сорта и потребительное значение.

  9. Источник: Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР. Евгеньева А. П.. 1957—1984.



  10. Толковый словарь Ушакова

    ТОВАРОВЕ́ДЕНИЕ, товароведения, мн. нет, ср. Наука о товаре как предмете торговли, о происхождении и технологии товаров, их свойствах, их различных сортах и потребительном их значении.

  11. Источник: Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.



  12. Толковый словарь Ефремовой

    ср.

    Научная дисциплина, изучающая товар как предмет торговли, происхождение и технологию товара, его свойства, сорта и потребительное значение.

  13. Источник: Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.



  14. Большой энциклопедический словарь

    ТОВАРОВЕДЕНИЕ - прикладная экономическая дисциплина, изучающая полезные свойства продуктов труда, классификацию, стандартизацию, закономерности формирования ассортимента товаров и его структуру, факторы, обусловливающие качество товаров, способы его контроля и оценки, условия сохранения товаров при их транспортировке и хранении.

  15. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  16. Большой англо-русский и русско-английский словарь

    ср. commodity research

  17. Источник: Большой англо-русский и русско-английский словарь



  18. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь

    с

    Warenkunde f

  19. Источник: Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь



  20. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь

    товароведение с Warenkunde f

  21. Источник: Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь



  22. Большой французско-русский и русско-французский словарь

    с.

    connaissance f des marchandises

  23. Источник: Большой французско-русский и русско-французский словарь



  24. Большой испано-русский и русско-испанский словарь

    с.

    peritaje mercantil

  25. Источник: Большой испано-русский и русско-испанский словарь



  26. Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь

    с.

    merceologia f

  27. Источник: Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь



  28. Энциклопедический словарь

    ТОВАРОВЕ́ДЕНИЕ -я; ср. Отрасль науки, изучающая товар как предмет торговли, его свойства, сорта и потребительное значение. // Учебный предмет, излагающий эту отрасль науки. Читать лекции по товароведению.

    Товарове́дческий (см.).

    * * *

    товарове́дение

    прикладная экономическая дисциплина, изучающая полезные свойства продуктов труда, классификацию, стандартизацию, закономерности формирования ассортимента товаров и его структуру, факторы, обусловливающие качество товаров, способы его контроля и оценки, условия сохранения товаров при их транспортировке и хранении.

    * * *

    ТОВАРОВЕДЕНИЕ

    ТОВАРОВЕ́ДЕНИЕ, прикладная экономическая дисциплина, изучающая полезные свойства продуктов труда, классификацию, стандартизацию, закономерности формирования ассортимента товаров и его структуру, факторы, обусловливающие качество товаров, способы его контроля и оценки, условия сохранения товаров при их транспортировке и хранении.

  29. Источник: Энциклопедический словарь



  30. Dictionnaire technique russo-italien

    с.

    merceologia f

  31. Источник: Dictionnaire technique russo-italien



  32. Русско-шведский бизнес-словарь

  33. Источник:



  34. Большой Энциклопедический словарь

    ТОВАРОВЕДЕНИЕ
    ТОВАРОВЕДЕНИЕ - прикладная экономическая дисциплина, изучающая полезные свойства продуктов труда, классификацию, стандартизацию, закономерности формирования ассортимента товаров и его структуру, факторы, обусловливающие качество товаров, способы его контроля и оценки, условия сохранения товаров при их транспортировке и хранении.

    Большой Энциклопедический словарь. 2000.

  35. Источник: