Большая Советская энциклопедия

    Марат (Marat) Жан Поль (24.5.1743, Будри, Швейцария, ‒ 13.7.1793, Париж), деятель Великой французской революции, учёный, публицист. Поселился во Франции шестнадцати лет, до 1765 изучал естественные и философские науки в Бордо, Париже. Испытал идейное воздействие просветителей, главным образом ‒ Ж. Ж. Руссо и Ш. Л. Монтескье. В 1765 переехал в Великобританию, где занимался естественными науками и медициной, имел врачебную практику. В 1769 вышла книга М. «Об одной глазной болезни», затем были опубликованы другие его работы по медицине и физике. В 1775 Эдинбургский университет присудил М. учёную степень доктора медицины. В том же году в Амстердаме появилась научно-философская работа М. «О человеке...», встреченная отрицательно Вольтером и Д. Дидро за её антиматериалистическую направленность. В 1774 было издано анонимно (на английском языке) первое политическое сочинение М. «Цепи рабства», трактующее вопросы борьбы с феодально-абсолютистским строем, доказывающее неизбежность революции и ставящее конкретные вопросы революционной борьбы. Эти передовые идеи развиты М. в изданном в 1780 в Невшателе политико-юридическом произведении «План уголовного законодательства». С 1776 М. жил в Париже, где снискал известность врачебной практикой, а также научными исследованиями по физике.

    С началом революции М. оставил научные занятия, посвятив себя служению восставшему народу. В брошюрах 1789 «Дар отечеству» и «Дополнения» он развивал мысль о необходимости объединения всех общественных прогрессивных сил для борьбы против абсолютизма. С сентября 1789 издавал газету «Друг народа», получившую популярность как боевой орган революционной демократии. На страницах газеты последовательно отстаивал задачи развития революции, срывая маски с тех, кто под прикрытием лживых и лицемерных фраз стремился затормозить её дальнейший ход. М. предсказывал измену революции со стороны Ж. Неккера, О. Мирабо, затем М. Ж. Лафайета и вёл против них непримиримую борьбу в ту пору, когда они ещё были в зените славы. С такой же решительностью позднее он обличал двоедушие и половинчатость политики жирондистов, приведшие их, в конце концов, на позиции, враждебные революции. Преследования властей, травля со стороны политических противников вынудили М. в январе 1790 уехать в Великобританию; вернувшись в мае того же года, скрывался, издавал газету в подполье (в декабре 1791 ‒ апреле 1792 он снова находился в Великобритании).

    Уделяя преимущественное внимание политическим вопросам, М. разрабатывал также и социальные проблемы революции, твёрдо и последовательно защищая интересы народа и его беднейших слоев. Этим он завоевал огромную популярность в массах. В 1792 был избран в Конвент. Стремясь к консолидации всех революционных сил для победы над интервентами, М. переименовал газету «Друг народа» в «Газету Французской республики» («Journal de la République française»), провозгласив в ней новый курс ‒ забвение партийных разногласий и объединение всех сил во имя спасения республики. Однако жирондисты не приняли его предложения. В апреле 1793 М. (вопреки праву неприкосновенности его как депутата), согласно постановлению Конвента, которого добились жирондисты, был арестован и предан суду Революционного трибунала; однако был оправдан и с триумфом возвращен народом в Конвент. М. и М. Робеспьер, возглавлявшие якобинцев, руководили подготовкой народного восстания 31 мая ‒ 2 июня 1793, свергнувшего власть Жиронды. Тяжёлая болезнь помешала М. активно участвовать в деятельности Конвента после установления якобинской диктатуры. Однако больной М. продолжал выпускать свою газету. Был убит Ш. Корде. Похороны М. превратились в грандиозную политическую манифестацию.

    Соч.: Les pamphlets. P., 1911; в русском переводе ‒ Избранные произведения, т. 1‒3, М., 1956; Письма 1776‒1793, М., 1923.

    Лит.: Фридлянд Ц., Ж. П. Марат и гражданская война XVIII в., 2 изд., М., 1959; Манфред А. З., Марат, М., 1962; Chevremont F., J. P. Marat, v. 1‒2, P., 1880; Massin J., Marat, P., 1960.

    А. З. Манфред.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Энциклопедия Кольера

    (Marat, Jean-Paul)

    ЖАН ПОЛЬ МАРАТ

    ЖАН ПОЛЬ МАРАТ

    (1743-1793), известный деятель Великой французской революции. Родился в Будри близ Невшателя (Швейцария) 24 мая 1743. Его отец, фамилия которого была Мара (он сам добавил конечное "т" к своей фамилии), был вынужден бежать из Сардинии после своего перехода в протестантство. Марат приехал во Францию в возрасте 16 лет для изучения медицины. В 1765 он отправился в Англию, где приобрел немалую известность как лечащий врач. Марат страстно хотел стать писателем. На собственный счет и ценой суровых лишений он опубликовал эссе О человеке (Essai sur l'homme), вызвавшее саркастический отклик Вольтера, и панораму социальной истории Цепи рабства (Les Chanes de l'esclavage). В 1777 Марат вернулся в Париж. Он стал врачом личной охраны графа д'Артуа, благодаря чему получал достаточно средств и свободного времени. Марат заинтересовался физикой и снискал некоторую известность в научных кругах. Академия наук отнеслась к нему скептически, и он бросился в жестокую полемику с академиками. Желчный характер Марата, по всей вероятности, стал причиной трудностей в исполнении его обязанностей по службе, и в 1783 граф д'Артуа решил с ним расстаться. С созывом Генеральных штатов Марат страстно окунулся в политическую борьбу. Его мечтой было выпускать собственноручную газету, и он смог договориться о ее издании. Так появилась газета "Друг народа" ("L'Ami du peuple"), ставшая очень популярной. Непримиримая критика Маратом нового правления послужила поводом для возбуждения против него судебного иска, и он был вынужден скрываться вплоть до падения монархии 10 августа 1792. Репутация несгибаемого защитника принципов революции обеспечила ему место в Конвенте. Жирондисты, которых поддерживало большинство Конвента и двойственную политику которых разоблачал Марат, с самого начала выступали против него. Марат умел защищаться, но после нескольких неудачных попыток жирондисты нашли предлог обвинить его в последствиях предательства генерала Шарля Дюмурье. Марат постоянно предупреждал правительство (в том числе Робеспьера) относительно действий этого генерала. Как председатель Якобинского клуба он подписал обращение защитить Францию от Дюмурье и его сторонников в Конвенте. Это обращение было сочтено "подстрекательским" и наносящим ущерб безопасности государства. Марат был арестован и препровожден в Революционный трибунал, но оправдан 24 апреля 1793. Он возвратился в Конвент с триумфом и занял свое депутатское место.

    2 июня настал час ареста жирондистских лидеров, а 13 июля 1793 Марат был убит Шарлоттой Корде.

    ЛИТЕРАТУРА

    Марат Ж.-П. Избранные произведения. М., 1956 Фридлянд Ц. Ж.П.Марат и гражданская война XVIII в. М., 1959 Манфред А. Марат. М., 1962

  3. Источник: Энциклопедия Кольера



  4. Энциклопедический словарь

    Мара́т Жан Поль

    (Marat) (1743—1793), один из вождей якобинцев, врач. С сентября 1789 издавал газету «Друг народа». Вместе с М. Робеспьером руководил подготовкой народного восстания 31 мая — 2 июня 1793, отнявшего власть у жирондистов. Убит Ш. Корде.

    * * *

    МАРАТ Жан Поль

    МАРА́Т (Marat) Жан Поль (1743—93), один из вождей якобинцев. С сентября 1789 издавал газету «Друг народа». Вместе с М. Робеспьером руководил подготовкой восстания 31 мая — 2 июня 1793, отнявшего власть у жирондистов. Убит Ш. Корде(см. КОРДЕ Д`Армон Шарлотта де).

    * * *

    МАРА́Т (Marat) Жан Поль (24 мая 1743, Будри близ Невшателя, Швейцария — 13 июля 1793, Париж), радикальный политический деятель эпохи Великой Французской революции(см. ВЕЛИКАЯ ФРАНЦУЗСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ), один из вождей якобинцев(см. ЯКОБИНЦЫ).

    Начало пути

    Родители Марата (отец — сардинец, мать — уроженка Лангедока) покинули лоно Католической Церкви, перешли в кальвинизм и поселились в Швейцарии за три года до его рождения. Решив стать врачом, Марат учился в Тулузе, Бордо, Париже, затем в Голландии и Англии. В 1773 в Лондоне он издал «Философский опыт о Человеке» (A philosophical Essay on Man), а в 1774 опубликовал политический трактат «Цепи рабства» (The Chains of Slavery), в котором утверждал, что монархи ведут народы к рабству, развращая их и искореняя самую мысль о свободе. Труды Марата были замечены Вольтером(см. ВОЛЬТЕР), впрочем, весьма скептически отозвавшемся о философских потугах начинающего автора.

    Уязвленный Марат воздерживается от дальнейших попыток добиться признания как теоретик и переключает свое внимание на больных, уделяя также много времени прикладным физическим (особенно оптическим) экспериментам. В 1776 он возвращается во Францию и получает место врача гвардейцев графа д"Артуа (впоследствии Карл X(см. КАРЛ X)). Однако его медицинская практика была весьма скудной, а физические опыты не получили признания королевской Академии наук. Тогда Марат вновь обращается к социальным проблемам: он участвует в конкурсе Бернского экономического общества 1777 на лучший проект реформы уголовного права и публикует в 1782 в Невшателе свой «План уголовного законодательства».

    Революция

    В сентябре 1789 Марат начинает выпускать знаменитую газету «Друг народа» (Ami du Peuple), прославившуюся скандальными разоблачениями всех и вся. Призывы к насилию, апокалиптические предсказания снискали ему популярность в низах общества, а также ненависть многочисленных врагов. Марат неоднократно вынужден был прерывать издание газеты, прятаться по подвалам, а после расстрела 17 июля 1791 на Марсовом поле массовой манифестации, требовавшей отречения Людовика ХVI(см. ЛЮДОВИК XVI Бурбон), искать прибежища в Англии. Вернувшись во Францию, он возобновил издание «Друга народа» в апреле 1792. Падение монархии 10 августа 1792 и последовавшее вслед за ним наступление прусско-австрийских войск благоприятствовали успеху воинственной пропаганды Марата. Именно на «Друге народа» лежит значительная доля ответственности за массовые избиения заключенных в парижских тюрьмах в начале сентября 1792. Марат стал апостолом грядущего террора.

    Избранный депутатом Конвента, Марат примкнул к монтаньярам, выделяясь даже среди них своим радикализмом, неистовым темпераментом и самим внешним видом — горящими глазами, повязанным на голове платком, широко распахнутым воротом рубашки. Он голосует за смертную казнь короля, предупреждает о предательстве генерала Дюмурье(см. ДЮМУРЬЕ Шарль Франсуа), ведет бешеную кампанию против друзей изменника — жирондистов(см. ЖИРОНДИСТЫ), которым удается добиться декрета о его аресте. Оправданный Революционным трибуналом 24 апреля 1793, Марат триумфально возвращается в Конвент(см. КОНВЕНТ), сопровождаемый многочисленной толпой приверженцев, и продолжает громить оппонентов, готовя падение жиронды(см. ЖИРОНДА). Демагогическая риторика и требования новых жертв Маратом и Робеспьером подготовили очередное восстание парижан 31 мая — 2 июня 1793, в результате которого к власти пришли монтаньяры. Однако Марату не суждено было насладиться плодами этой победы.

    Гибель Марата

    Марат страдал неизлечимой кожной болезнью, которой заразился еще в юные годы, когда выхаживал английских нищих и бродяг; по другим сведениям, это заболевание было нервным и носило психосоматический характер. Чтобы унять нестерпимый зуд, он часто и подолгу принимал ванны; в этом положении он писал и даже беседовал с посетителями. Именно в ванной он и нашел свою смерть 13 июля 1793: его заколола Шарлотта Корде(см. КОРДЕ Д`Армон Шарлотта де), которую «друг народа» решился принять, поверив, что она явилась к нему с новыми сенсационными разоблачениями врагов революции. Обстоятельства его гибели вдохновили Ж. Л. Давида(см. ДАВИД Луи) на знаменитую картину «Смерть Марата» (1793).

    Младший брат Марата эмигрировал в Россию, служил преподавателем в Лицее под фамилией Будри в то время, когда там учился А. С. Пушкин.

  5. Источник: Энциклопедический словарь