Словарь Брокгауза и Ефрона

    Франциск [Георгий] — русский ученый начала XVI в., медик (д-р лекарских наук), типографщик (в Праге и в Вильне) и переводчик Библии на русский язык. Родился в Полоцке, в купеческой семье. Имя Франциска он получил, по всей вероятности, в Краковском университете. Продолжал образование в Болонье. В Праге в 1517—19 гг. С. трудился над печатанием русских книг. В Вильне он напечатал церковнославянский Апостол (март 1525) и церковнославянскую "Малую подорожную книжицу" (около того же времени: полная псалтирь, часословец и святцы). Все издания С. снабжены предисловиями и краткими послесловиями. Пражские издания напечатаны в 4-ю долю листа, с миниатюрами на библейские сюжеты, с заставками, красивыми заглавными буквами и другими украшениями. Виленские издания, в 8-ю долю и в 12-ю, представляют меньше украшений. Шрифты и типографские украшения С. отличаются красотой и связаны с типографскими изданиями Нюрнберга, славившимися в XVI веке. Несвижские издания 1562 г. носят на себе следы влияния шрифтов С., равно как и первопечатные моск. издания 1564 г. Весьма вероятно, что он перевел Библию, как он сам определял, на "русский язык". Перевод этот сохранился в рукописях, а часть его была напечатана, причем некоторые книги остались в церковнославянском тексте (Псалтирь, Апостол), другие исправлены по чешским первопечатным библиям, особенно по изданию 1506 г. (Венеция). В XVI и XVII вв. переводы и издания С. нашли многих подражателей. Даже Острожская Библия 1581 г., утвердившая церковнославянский текст Библии в Юго-Зап. Руси, следует в некоторых местах труду С. Переложением библейских книг с церковнославянского, чешского и латинского текстов на русский язык С. положил основание литературному языку Юго-Западной Руси. Форма языка С. смешанная, невыработанная, но в нем отражаются элементы белорусского наречия. Все издания С. назначены для православных русских людей. В Германии ходили рассказы об отношениях С. к Лютеру. При одном из изданий библейских книг С. приложен его портрет во весь рост, воспроизведенный в известном издании Д. А. Ровинского по истории русской иконографии. См. П. В. Владимиров, "Доктор Франциск С., его переводы, издания и язык" (1888).

    П. Владимиров.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    Франциск (до 1490, Полоцк, — до 1541, Прага), белорусский первопечатник и просветитель. В 1504 учился в Краковском университете, где получил степень бакалавра философии. В 1512 С. в Падуанском университете сдал экзамен на степень доктора медицины. Издательская деятельность С. началась в Праге. В 1517 он выпустил «Псалтырь» на славянском языке (известны 2 экз.; хранятся в Историческом музее в Москве и Публичной библиотеке им. Салтыкова-Щедрина в Ленинграде). За 1517—19 С. издал в Праге 19 отдельных книг Библии; в одной из них помещен титульный лист ко всем книгам — первый титульный лист славянской книги кирилловского шрифта. Пражские издания С. отличаются высокими художественными достоинствами (много иллюстраций, заставок, инициалов, выполненных в технике гравюры на дереве); в 2 изданиях С. поместил свой портрет (см. рис.). В начале 20-х гг. С., переехал в Вильнюс, где основал первую на территории СССР типографию. В 1522 С. выпустил «Малую подорожную книжицу», а в 1525 — «Апостол» на славянском языке. В своих изданиях С. помещал написанные им предисловия, послесловия, примечания, глоссы (См. Глосса). Гуманистические идеи С. оказали влияние на общественно-политическую жизнь восточно-славянских народов. Он выступал сторонником широкого просвещения народа, веротерпимости, социального равенства. С именем С. связано становление белорус. литературного языка и развитие белорусской письменности. Последние годы жизни провёл в Праге в должности личного врача и садовника короля Фердинанда.

    Соч.: Скарына Ф., Прадмова i пасляслоуi, Miнск, 1969.

    Лит.: Владимиров П. В., Доктор Франциск Скорина, его переводы, печатные издания и язык, СПБ, 1888; Чатырохсотлецьце беларускага друку, Менск, 1926; 450 год беларускага кшгадрукавання, Мiнск, 1968; Немировский Е. Л., Белорусский первопечатник Франциск Скорина, «Полиграфия», 1967, № 8; Гравюры Францыска Скарыны, [сост. Л. Баразна], Miнск, 1972; Каталог белорусских изданий кирилловского шрифта XVI—XVII вв., [сост. В. И. Лукьяненко], Л., 1973.

    Е. Л. Немировский.

    Портрет Ф. Скорины. Гравюра на дереве. 1517.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  5. Источник: Энциклопедия Брокгауза и Ефрона



  6. Философская энциклопедия

    СКОРИНА́

    Георгий (Франциск) (р. около 1490 – ум. после 1541) – белорус. просветитель, основатель книгопечатания в Белоруссии и Литве. Род. в Полоцке в купеч. семье, учился в Краковском ун-те (1504–06), позже – в Падуанском ун-те. Издал на белорус. яз. "Библию русску", "Пражскую псалтырь", "Апостол" и др. С. воплотил в себе двойств. характер раннего просветительства: элементы нового, рационалистич. мышления сочетались у него с религиозно-схоластич. мировоззрением, пафос опытного исследования природы – с пиететом по отношению к Библии. В социальной сфере С. непоследовательно утверждал равенство людей перед законом, мечтал о всеобщем экономическом равенстве, признавая вместе с тем основы феодального порядка. С. возлагал надежды на конечную победу духа и человеколюбия над злом.

    Лит.: Владимиров П. В., Доктор Ф. Скорина. Его переводы, печатные издания и язык, [СПБ], 1888; Алексютовiч Μ. Α., Скарына, яго дзэйнасць i свэтапогляд, Miнск, 1958; История БССР, т. 1, Минск, 1961; Из истории филос. и обществ.-политич. мысли Белоруссии, Минск. 1962.

  7. Источник: Философская энциклопедия



  8. Новейший философский словарь

    СКОРИНА Франциск (Франтишак) (1490/?/ - 1551/?/) - белорусский первопечатник, мыслитель-гуманист эпохи Возрождения. Родился в Полоцке, учился здесь же, затем в Краковском и Падуанском ун-тах. Бакалавр философии, доктор медицины, имел также степень доктора вольных наук. В Праге создал первую белорусскую типографию. Перевел, прокомментировал, а в 1517-1519 издал 23 книги Библии. Около 1521 создал новую типографию в Вильне, где издал «Малую подорожную книжицу» (ок. 1522), а в 1525 опубликовал «Апостол». Около 1535 уехал в Прагу. Рассматривал Библию как итог многовекового опыта человечества и средство приобщения людей к знаниям. Анализ взглядов С. позволяет предполагать, что он исходил из возможности прямого и интимного диалога человека с Богом посредством Библии. Мировоззрение С. представляет собой синтез христианских, античных и гуманистических идей Возрождения, отличается веротерпимостью. В центре его внимания - проблемы человека (смысл жизни, духовность, добро и т.д.). Этика С. ориентирует на общественно значимую земную жизнь, морально-интеллектуальное усовершенствование, служение добру. Служение Богу проявляется через служение людям. Одной из основных добродетелей человека считал стремление к интеллектуально-творческому самовыявлению, что возможно при синтезе библейской и философской мудрости. Гуманистически переосмыслил евангельское понятие «любви к ближнему». Понимал любовь как принцип взаимоотношений между людьми, универсальный закон частного и общественного бытия. Любовь же, по С, обосновывается верой. С. стремился найти универсальный (независимый от конфессиональной и социальной принадлежности) рациональный моральный принцип, позволяющий регулировать общественную жизнь. Одна из его лейтмотивных тем - соотношение индивидуального и общего добра (»посполитое доброе»), отдавал приоритет последнему, так как от человека требуется научиться «вкупе жити» и бескорыстно служить «пожитку по-сполитому». В этом же ключе рассматривал свою собственную деятельность. Вторая лейтмотивная тема - патриотизм. С. - основоположник национально-патриотической традиции в истории белорусской культуры и общественно-философской мысли. Политический идеал С. - светская, гуманная и мощная монархическая власть. По его мнению, правитель должен быть набожным, мудрым, образованным, добродеятельным, внимательным и справедливым по отношению к своим подданным. Принцип его правления - следование законам. Общество основывается на мире и соглашении людей, что предполагает следование принципам справедливости. Последняя достигается при следовании людей категорическому императиву, данному от Бога: «то чи-нити иным всем, что самому любо ест от иных всех, и того не чинити иным, чего сам не хощеши от иных иметь».

  9. Источник: Новейший философский словарь



  10. Советская историческая энциклопедия

    Франциск (Георгий) (ок. 1490 - около 1541) - великий белорус. просветитель, ученый, основатель белорус. книгопечатания. Род. в Полоцке в купеч. семье, в 1504-06 учился в Краковском ун-те. В Падуанском ун-те в Италии С. присудили степень доктора "лекарских наук". В 1517-20 жил в Праге, где издал переведенную им на белорус. язык "Библию русску", "Псалтырь" и др. Издат. деятельность С. возобновил в Вильно (Вильнюсе), где напечатал "Апостол", "Малую подорожную книжицу", "Псалтырь" и др. Эти издания отличаются красотой оформления (гравюры, заставки, концовки с элементами белорус. орнамента). С. сопровождал их предисловиями, послесловиями, примечаниями, комментариями, в к-рых старался дать читателям начатки науч. знаний по истории, географии, астрономии, естествознанию. Он осуждал гнет феодалов, имуществ. неравенство, выступал сторонником равенства и свободы всех людей, "общего имения всем", был патриотом своей родины, ставил целью просвещение "своей братии Руси". Деятельность С. сыграла огромную роль в развитии белорус. культуры, во взаимном обогащении белорус. и рус. культур. Издат. деятельность С. оказала влияние на последующее белорус. и рус. книгопечатание, на культуру слав. народов.

    Лит.: Владимиров П. В., Доктор Франциск Скорина, его переводы, печатные издания и язык, СПБ, 1888; Алексютовiч M. A., Скарына, яго дзейнасць i светапогляд, Мiнск, 1958.

    В. И. Буганов. Москва.

  11. Источник: Советская историческая энциклопедия