Большая Советская энциклопедия

    Рока (псевдоним; настоящее имя — Кэндзиро) (25.10.1868, префектура Кумамото, — 18.9.1927, близ Токио), японский писатель. Первое крупное произведение — роман «Лучше не жить» (1899, рус. пер. 1905) о судьбе женщины из аристократической семьи, погибающей под бременем феодальных устоев. В романе «Куросиво» (1902, рус. пер. 1957) обличает бюрократической верхушку капиталистической Японии. Т. увлекался идеями Л. Н. Толстого, в 1906 посетил Ясную Поляну. В сборниках эссе «Природа и человек» (1900) и «Бормотание земляного червя» (1913) противопоставил городу идеализированную деревню. В романе «Чёрные глаза и карие глаза» (1914) рисует чистую юношескую любовь. Автор романов «Новая весна» (1918) и «Фудзи» (1925—28).

    Соч. в рус. пер.: Природа и человек, в сборнике: Восточный альманах, в. 1, М., 1958; Японский паломник, Воспоминания Токутоми Рока, в кн.: Литературное наследство, т. 75, кн. 2, М., 1965.

    Лит.: История современной японской литературы, пер. с япон., М., 1961; Григорьева Т., Логунова В., Японская литература, М., 1964; Конрад Н. И., Японская литература, М., 1974.

    Н. Г. Иваненко.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Литературная энциклопедия

    Токутоми

    ТОКУТОМИ Кэндзёро, литературное имя Рока (1868—1927) — один из крупнейших японских писателей. Т. родился в небогатой помещичьей семье, детство провел в деревне, в полупатриархальной обстановке. С 1878 по 1887 учился в колледже в Киото. Там он познакомился с основными началами буржуазного либерализма и христианской этикой. В 1889 Т. переехал в Токио, где под влиянием начавшегося еще раньше демократического (Минкен ундо) либерального движения вступил в политическое и лит-ное содружество Мин’ся, куда входили передовые общественные деятели молодой японской буржуазии, отстаивавшей необходимость введения в Японии буржуазно-демократического строя. Перу Т. принадлежат биографии Гладстона, Дж. Брайта, Кобдена и др. С введением в Японии конституции прусского образца в 1889 и отхода буржуазии от либерального движения Т. переключился на литературную деятельность, знакомился с русскими классиками — в 1895 перевел «Тараса Бульбу» Гоголя, а в 1897 выпустил биографию Л. Толстого. В своем первом художественном романе «Лучше не жить» (Хототогису), вышедшем в 1898, Т. впервые ставит проблему столкновения старой феодальной морали с новыми понятиями и воззрениями, возникшими в результате развития капиталистической Японии. В дальнейших своих произведениях, в частности в романе «Черное течение» (Куросиво, 1902), Т. расширяет свою обличительную критику существующего строя, но при этом он исходит уже не из буржуазного либерализма, а из крестьянского народничества, обвиняя правящую клику господствующих классов в том, что ее благополучие зиждется на беспощадной эксплоатации и разорении крестьянских масс. Одновременно с этим он рисует продажность и разложение высшего чиновничества и аристократии. Появление этого романа было крупнейшим политическим событием, поскольку политическая острота его усиливалась тем, что в нем были выведены все виднейшие политические деятели того времени. Затем Т. окончательно порывает с либерализмом. В 1906 он посетил Иерусалим и Ясную Поляну. В формировании последующих его взглядов встреча с Л. Толстым произвела решающее впечатление. Возвратясь в Японию, он поселился в деревне, сам начал обрабатывать землю, а его идеалом становится крестьянский труд, к-рый он рассматривал как нечто извечное, отрицая значение «фабрик, заводов, банков, прилавка». Теперь он уже не критикует и не призывает к перестройке существующего строя. Любование природой в духе старых китайских и японских поэтов пронизывает все его последующие произведения. Однако как художник Т. никогда не терял чувства реальности, он видел фальшь своего положения, иронически называя себя «любительствующим мужичком» (Битэки-хякусё), и только это сознание заставило его вернуться обратно в город. После кругосветного путешествия в 1919—1920 Т. окончательно впадает в христианскую мистику. В последние годы своей жизни (1925—1927) писал большой роман «Фудзи». Этим заканчивается серия его автобиографических романов, где отражена жизнь молодого человека с его надеждами и разочарованиями в условиях буржуазно-помещичьей Японии. К этим романам относятся «Воспоминания» (Омоидэ-ноки, 1900), «Паразит» (Ядориги, 1909), «Глаза карие, глаза черные» (Курой мэ то тяиро-но мэ, 1914) и «Фудзи».

  3. Источник: Литературная энциклопедия