Большая Советская энциклопедия

    (Wild)

    Джон (р. 10.4.1902, Чикаго), американский философ-идеалист, профессор Гарвардского (с 1946) и Йельского (с 1963) университетов. В 1947 организовал «Ассоциацию реалистической философии», деятельность которой была направлена на обновление схоластики. Свою первоначальную философскую концепцию У. разрабатывал в русле Неореализма и критического реализма (См. Критический реализм). В 50-е гг. под влиянием идей феноменологии (См. Феноменология) и Экзистенциализма У. обращается к онтологии, выдвигает программу соединения реализма и экзистенциализма.

    Соч.: Introduction of realistic philosophy, N. Y., 1948; Return to reason, Chi., 1953; The challenge of existentialism, Bloomington, 1955; Existence and the world of freedom, Englewood Cliffs, [1963].

    Лит.: Богомолов А. С., Буржуазная философия США XX века, М., 1974; Reck A., The new American philosophers, N. Y., 1970.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Философская энциклопедия

    УА́ЙЛД

    (Wild), Джон (p. 10 апр. 1902) – амер. философ, проф. Гарвардского и Иельского ун-тов. Филос. взгляды У. претерпели эволюцию. В 1947 он создает Ассоциацию реалистич. философии (Association of realistic philosophy), в 1953 под редакцией У. выходит коллективная работа членов ассоциации – "Возвращение к разуму" ("Return to reason", N. Y., 1953). Свою филос. доктрину в этот период У. рассматривает как дальнейшее развитие реалистич. концепций в амер. философии – неореализма и критического реализма, несмотря на серьезные к ним поправки. Согласно У., эти школы свели философию к теории познания, но с упразднением онтологии гносеология лишалась объекта, процесс познания к-рого она была призвана объяснить, и тем самым превращалась в систему бессодержат. категорий. В неореализме, признавшем имманентность объекта субъекту, знание становилось равным объекту. В критич. реализме непосредств. объект познания сводился к содержанию сознания субъекта; действительность же оказывалась за пределами возможности адекватного познания, а переход от субъекта к объекту – неосуществимым. Поэтому У. обращается к разработке онтологии (см. "Введение в реалистическую философию"– "Introduction to realistic philosophy", N. Y., 1948). Он развивает принципы объективного идеализма в аристотелевско-томистском духе: "первопричина" – идеальное начало – определяет собой бытие и развитие действительности, сама оставаясь неизменной. Процесс дознания рассматривается У. в виде интенциональной связи субъекта с объектом. Поскольку У. в традициях томистской гносеологии наделяет действительность идеальным содержанием, то оказывается, что субъект в процессе познания познает не нечто противоположное сознанию, а духовную природу бытия; т.о., по У., гарантируется возможность перехода от субъекта к объекту, т.е. адекватность познават. процесса. В работах последних лет – "Вызов экзистенциализма" ("The challenge of existentialism", Bloomington, 1955) и др. – У. все больше склоняется к экзистенциализму, декларируя необходимость синтеза этой философии со своей реалистич. теорией.

    Соч.: George Berkeley, Camb., 1936; Plato's theory of man, L., 1946; Plato's modern enemies and the theory of natural law, [Chi., 1953]; Human freedom and social order, Durham, 1959.

    Лит.: Ермоленко Д. В., Совр. бурж. философия США, М., 1965, с. 275–76; Григорян А. Г., Экзистенциализм в США, в сб.: Совр. экзистенциализм, М., 1966.

    Д. Луканов. Горький.

  3. Источник: Философская энциклопедия