Словарь Брокгауза и Ефрона

    (дополнение к статье Верещагин, живописец)

    знаменитый живописец, погиб в Порт-Артуре на броненосце "Петропавловск" при его взрыве, 31 марта 1904 г.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    Верещагин Василий Васильевич [14(26).10.1842, Череповец Новгородской губернии, ‒ 31.3(13.4).1904, Порт-Артур, погиб при взрыве броненосца «Петропавловск»], русский живописец-баталист. Учился в петербургской АХ (1860‒63) у А. Т. Маркова, Ф. А. Моллера, А. Е. Бейдемана, а также в мастерской Ж. Л. Жерома в Париже (1864‒1865). Много путешествовал по России и странам Западной Европы, а также по Сирии, Палестине, Индии, Японии, США. Участвовал в завоевании Средней Азии, в русско-турецкой (1877‒78) и русско-японской (1904‒05) войнах. Свои картины В. писал, главным образом, на основе зарисовок и этюдов с натуры, выполненных во время событий, участником которых был он сам, либо во время путешествий. Стремясь наиболее полно отобразить исторические события, В. объединял свои картины в тематические серии [«Туркестанская» серия (1871‒74), «Балканская» серия (1877‒78 и 1880-е гг.), серия на тему Отечественной войны 1812 (1887‒1904) и др.]. По демократической направленности своего творчества В. был близок к передвижникам. В его работах впервые в русском батальном жанре романтическое изображение военной схватки уступило место философски глубоким размышлениям о войне, в результате чего в трактовке В. батальный жанр превратился в батально-исторический. Отказавшись от ложной героизации, условности и парадности академической батальной живописи, В. с глубоким драматизмом показывал жестокие и кровавые будни войны, несущей неисчислимые страдания народам [«После неудачи (Побежденные)», 1868, Русский музей, Ленинград; «После атаки. Перевязочный пункт под Плевной», 1881, Третьяковская галерея]. Ради того, чтобы увидеть и правдиво запечатлеть самую неприкрашенную картину войны, В. неоднократно шёл на опасные боевые операции. Однако художник не понимал истинной, социальной природы войны. Не зная верных методов борьбы с ней, В. порой обличал её с позиций пацифизма. Но в своих лучших произведениях он с демократических позиций подверг резкой критике захватнические войны. Огромной заслугой В. является то, что он впервые в истории батальной живописи показал в своих полных патриотического пафоса картинах солдат как главную силу военных событий, солдатские мужество и тяжёлый труд (триптих «На Шипке всё спокойно!», 1878‒79, местонахождение неизвестно). Выступая против завоевательных войн («Апофеоз войны», 1871‒72, Третьяковская галерея), обличая феодальное варварство, религиозный фанатизм («Торжествуют», 1872, там же), колониализм («Подавление индийского восстания англичанами», около 1884), В. показывал и мужество, и нравственную силу народа, сражающегося с захватчиками (картина из серии об Отечественной войне 1812 «Не замай ‒ дай подойти!», 1887‒95, Исторический музей, Москва). В. много работал в области этнографически-бытовой и пейзажной живописи («Всадник-воин в Джайпуре», после 1874‒76, Третьяковская галерея; «Зырянин», 1893‒94, Русский музей; «В горах Алатау», 1869‒70, «Мавзолей Тадж-Махал в Агре», 1874‒76, ‒ обе в Третьяковской галерее). В произведениях В. документальная точность изображения сочетается с тщательно разработанной композицией, точным рисунком, яркой красочностью живописных решений. Условные приёмы академической живописи, постепенно преодолевавшиеся В. на протяжении творческого пути, уступали место поискам правдивого изображения предметного мира в условиях естественной световоздушной среды.

    Стремясь пропагандировать своими произведениями антимилитаристские идеи, В. устраивал выставки своих картин в городах Европы и Америки. В. выступал и как писатель-публицист. Творчество В., встретившее горячее одобрение мировой демократической общественности, подвергалось постоянным нападкам со стороны реакционных кругов России и др. стран.

    Соч.: На войне в Азии и Европе. Воспоминания, М., 1894; Переписка В. В. Верещагина и В. В. Стасова, М., 1950.

    Лит.: Лебедев А. К., В. В. Верещагин, М., 1958 (в кн. перечень лит. работ В. и его произв., хранящихся в музеях СССР, а также подробная библ.).

    В. М. Датунов.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Большой энциклопедический словарь

    ВЕРЕЩАГИН Василий Васильевич (1842-1904) - российский живописец. Был близок к передвижникам. В правдивых батальных картинах на темы войны в Туркестане (1871-74), Отечественной войны 1812 (1887-1904) показал народные массы как главную силу военных событий, с демократических позиций обличал завоевательные войны. Погиб при взрыве броненосца "Петропавловск" в Порт-Артуре.ВЕРЕЩАГИН Василий Васильевич ВЕРЕЩАГИН Глеб Юрьевич (1889-1944) - российский гидробиолог, озеровед. Основные труды по ледовому режиму, динамике и морфологии берегов, гидробиологии Байкала. Автор теории морского происхождения байкальской фауны и флоры.

  5. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  6. Энциклопедический словарь

    Вереща́гин Василий Васильевич

    (1842—1904), российский живописец. Был близок к передвижникам. В батальных картинах на темы войны в Туркестане (1871—74), на Балканах (конец 1870-х — начало 80-х гг.), Отечественной войны 1812 (1887—1904) с глубоким драматизмом запечатлел жестокие будни войны. Погиб во время русско-японской войны 1904—05 при взрыве броненосца «Петропавловск» в Порт-Артуре.

    * * *

    ВЕРЕЩАГИН Василий Васильевич

    ВЕРЕЩА́ГИН Василий Васильевич (1842—1904), русский живописец. Был близок к передвижникам. В правдивых батальных картинах на темы войны в Туркестане (1871—74), Отечественной войны 1812 (1887—1904) показал народные массы как главную силу военных событий, с демократических позиций обличал завоевательные войны. Погиб при взрыве броненосца «Петропавловск» в Порт-Артуре.

    * * *

    ВЕРЕЩА́ГИН Василий Васильевич [14 (26) октября 1842, Череповец — 31 марта (13 апреля) 1904, Порт-Артур, ныне Люйшань], русский художник. Крупнейший мастер батального жанра(см. БАТАЛЬНЫЙ ЖАНР) в русской живописи 19 в.

    Годы учения

    Выходец из семьи помещика, в 1850—60 учился в петербургском Кадетском корпусе, окончив его в чине флотского гардемарина. Плавал в 1858—59 на фрегате «Камчатка» и других кораблях в Данию, Францию, Англию. Отказавшись от карьеры морского офицера, в 1860 поступил в петербургскую Академию художеств, но, неудовлетворенный консервативной системой преподавания, оставил ее в 1863. Приехав в Париж в 1864, пользуется советами Ж.-Л. Жерома, посещая его мастерскую в Школе изящных искусств. С большой симпатией относится к Товариществу передвижных художественных выставок(см. ТОВАРИЩЕСТВО ПЕРЕДВИЖНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ВЫСТАВОК), участвуя в их экспозициях.

    Путешествия

    Неутомимый путешественник, Верещагин ездил по России, на Кавказ, в Крым, на Дунай, в Зап. Европу, дважды посетил Туркестан (1867—68, 1869—70); участвуя в колониальных походах русских войск, дважды был в Индии (1874—76, 1882). В 1877—78 участвовал в русско-турецкой войне на Балканах, в 1884 посетил Сирию и Палестину, в 1888—89 (а также 1902) США, в 1901 — Филиппины, в 1902 — Кубу, в 1903 — Японию. Путевые впечатления легли в основу бесчисленных этюдов и картин, которые слагались обычно у Верещагина в большие циклы.

    «Туркестанская серия»

    Пейзажам и жанровым картинам художника свойственна этнографическая точность наблюдений, романтический восторг перед многообразной красотой мироздания и быта населяющих его народов. Напротив, батальные композиции Верещагина выделяются своим жестким критическим реализмом, что отвечает общей тенденции изоискусства 2-й половины 19 в., которое все решительнее переходит от бравурных, классицистско-романтических «триумфов победителей» к натуралистически откровенным образам трагической «изнанки войны». Так, знаменитая «туркестанская серия» Верещагина (1869—73), будучи живописной летописью российского завоевания Средней Азии, не лишена пропагандистских имперских амбиций (тем более, что художник не прочь подчеркнуть доблесть русских и, напротив, «варварство» и «садистическую жестокость» противника); но в целом картины, сам их желтовато-коричневый колорит, впитавший в себя дыхание пустыни, пронизаны чувством безысходности и бренности. Известнейшее полотно серии, «Апофеоз войны» (1870—71, Третьяковская галерея), — с грудой черепов на фоне пустынных, безжизненных горизонтов, — снабжено красноречивой надписью на раме: «Посвящается всем великим завоевателям: прошедшим, настоящим и будущим».

    «Индийская» и «балканская» серии

    Вслед за путешествием по Индии Верещагин (в основном в 1876) создает «индийскую серию» — с красочными этнографическими мотивами, а также разоблачительными (в контексте российско-английского геополитического соперничества) сюжетами английской колониальной экспансии. В 1878—80 пишется «балканская серия», посвященная русско-турецкой войне. Симпатии к болгарскому народу, страдающему под игом Османской империи, не мешают художнику изображать поля сражений без всякого героико-патетического глянца, во всем их смертоносном ужасе. Особенно сильное впечатление на современников произвела картина «Побежденные. Панихида» (1878—79, там же), где под пасмурным небом расстилается целое поле трупов, присыпанных лишь тонким слоем земли.

    «Наполеон в России»

    Из последующих серий художника наибольшей популярностью пользовался цикл «Наполеон в России» (1899—1900), на темы Отечественной войны 1812 года, где, несмотря на высокое мастерство картинной режиссуры, верх все же берут бравурные эффекты своего рода «исторической оперы». В 1880-е гг. Верещагин не раз обращался к евангельским мотивам, трактуя и их с жестоким натурализмом, игнорирующим все привычные каноны (картины на тему Голгофы(см. ГОЛГОФА)).

    Общественный резонанс

    В 1870—90-е гг. выставки Верещагина в России и за ее пределами вызывают бурный общественный резонанс. На определенный период он становится самым популярным русским художником за рубежом, оказывая большое влияние на развитие международного пацифистского движения. В России о нем восторженно отзываются такие выдающиеся представители либеральной интеллигенции, как критик В. В. Стасов(см. СТАСОВ Владимир Васильевич) и писатель В. М. Гаршин(см. ГАРШИН Всеволод Михайлович). Последний находит в его образах грозное пророчество, считая, что изображенные здесь ужасы «вспомянутся чрез много лет/ В день грозных бед!» («На первой выставке картин Верещагина», 1874).

    Остро чувствуя своим темпераментом художника-публициста напряженный пульс времени, мастер вновь и вновь устремляется в горячие точки планеты и гибнет во время русско-японской войны, в Порт-Артуре, при взрыве броненосца «Петропавловск».

    В Череповце существует дом-музей Верещагина.

  7. Источник: Энциклопедический словарь



  8. Лермонтовская энциклопедия

    ВЕРЕЩ́́АГИН Василий Васильевич (1842—1904), рус. художник. В историю иск-ва вошел как баталист и автор картин из жизни Востока. В 1862 выполнил две илл. к «Княжне Мери» и «Демону» — для альбома «Сев. сияние», состоящего из историч. очерков и лит.-критич. статей, а также гравюр, выполненных лейпцигской фирмой А. Ф. Брокгауз с картин и рисунков рус. художников (СПБ, изд. В. Е. Генкеля, 1862—65). Здесь помещена только одна илл. В. — «Княжна Мери» (карандаш, белила; эскиз — ГТГ, окончат. вариант — ГРМ). Илл. к «Демону» не была опубл. и судьба ее неизвестна. Илл. к «Княжне Мери» приписывалась др. исполнителям: в ГТГ она считалась работой М. А. Зичи, в ГРМ — В. П. Верещагина (однофамильца). Авторство В. установлено на основании обнаруженных воспоминаний художника (Сидоров, с. 206—08; здесь же об илл. к «Демону»).Илл. к «Княжне Мери» отличается жизненной достоверностью и мастерством исполнения. Это первое отражение образов повести в изобразит. иск-ве; впервые опубл. вне лит. текста, она впоследствии включалась в издания «Героя...».Лит.: Пахомов (2), с. 105, 232.

  9. Источник: Лермонтовская энциклопедия



  10. Большой Энциклопедический словарь

  11. Источник: