«Жертвоприношение»

Жертвоприношение в словарях и энциклопедиях

Значение слова «Жертвоприношение»

Источники

    Большая Советская энциклопедия

    существенная часть религиозного культа; заключается в приношении даров различным духам, обожествленным предметам, богам, святым и прочее. Происхождение Ж. объяснялось учёными по-разному: одни связывали его возникновение с обычаем кормления умерших (австралийский этнограф Б. Спенсер), другие с традициями задабривания и умилостивления духов (английский этнограф Э. Тайлор), совместных родовых трапез (шотландский учёный Р. Смит), с верой в колдовскую силу жертвенного животного и пр. Ж. — очень сложное явление, и корни его разнообразны. Древнейшие формы Ж.: кормление покойников и кормление фетишей (см. Фетишизм), умилостивительное и искупительное Ж., жертва первинок (обрядовое снятие Табу, наложенного временно на продукты собирательства или земледелия, на приплод стад и др.). С зарождением общественного неравенства, в рабовладельческих, феодальных и капиталистических обществах профессиональные служители культа требовали от верующих всё более обильных жертв духам и богам; отсюда обычаи «вкладов», пожертвований и пожалований (в древности в пользу храмов, позднее — церкви, монастырей); из них составились огромные владения, служившие, например, в средневековой Европе и на Руси основой экономического могущества церкви. В истории всех религий известны самые разнообразные формы Ж. — от простейших и невинных («брызгание» или «возлияние» в честь духов и богов перед едой и питьем) до кровавых и жестоких человеческих Ж. у ряда древних народов и «гекатомб» (заклание 100 быков) в античном мире. Особо изуверскими формами Ж. были принесение в жертву богам детей (Древняя Финикия, Карфаген), религиозное самоубийство (Индия, Япония), самооскопление (культ Кибелы в Малой Азии, скопцы в царской России). Разновидностью Ж. можно считать посвящение духам живых животных (Сибирь), монашество, религиозный аскетизм, посты и др. Смягчённые формы Ж. — символические жертвы из бумаги (Китай), приношение вставных предметови др. Пережитки Ж. в той или иной форме сохранились и в современных религиях: возжигание свечей и лампад, освящение пищи и др.

    Лит.: Токарев С. А., Ранние формы религии и их развитие, М., 1964; его же, Религия в истории народов мира, М., 1964; Каждан А. П., Религия и атеизм в древнем мире, М., 1957; Фрэзер Д., Золотая ветвь, пер. с англ., в. 1—4, М., 1928; Штернберг Л. Я., Первобытная религия в свете этнографии, Л., 1936.

    С. Л. Токарев.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Словарь форм слова

    1. же́ртвоприноше́ние;
    2. же́ртвоприноше́ния;
    3. же́ртвоприноше́ния;
    4. же́ртвоприноше́ний;
    5. же́ртвоприноше́нию;
    6. же́ртвоприноше́ниям;
    7. же́ртвоприноше́ние;
    8. же́ртвоприноше́ния;
    9. же́ртвоприноше́нием;
    10. же́ртвоприноше́ниями;
    11. же́ртвоприноше́нии;
    12. же́ртвоприноше́ниях.
  3. Источник: Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку»



  4. Толковый словарь Ожегова

    ЖЕРТВОПРИНОШЕ́НИЕ, -я, ср. Обряд принесения жертвы божеству. Совершать ж.

  5. Источник: Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992.



  6. Малый академический словарь

    , ср.

    1.

    Обряд принесения жертвы (в 1 знач.).

    Совершать жертвоприношение.

    2.

    Тот, кто (или то, что) приносится в жертву.

    Я верю: здесь был грозный храм, Где крови жаждущим богам Дымились жертвоприношенья. Пушкин, Чаадаеву.

  7. Источник: Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР. Евгеньева А. П.. 1957—1984.



  8. Толковый словарь Ушакова

    ЖЕРТВОПРИНОШЕ́НИЕ, жертвоприношения, ср. (книжн.). Обряд принесения жертвы божеству. Совершать жертвоприношение.

  9. Источник: Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.



  10. Толковый словарь Ефремовой

    ср.

    1.

    Часть религиозного культа и обрядности, заключающаяся в приношении даров богам и духам с целью умилостивить.

    2.

    Тот, кто или то, что приносится в жертву в процессе такого обряда.

  11. Источник: Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.



  12. Большой энциклопедический словарь

    ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ - часть религиозного культа, приношение богам, духам даров, заклание животных (иногда людей) и др.

  13. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  14. Современная энциклопедия

    ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ, форма религиозного культа, принесение божеству даров, обладающих реальной или символической ценностью для жертвующего, в том числе заклание животных (иногда людей). Смысл жертвоприношения в установлении или укреплении связи общины или личности с божеством, искуплении грехов, очищении от скверны, выражении покорности, благодарности и умилостивлении Бога. Жертвоприношение восходит к глубокой древности. В христианстве самопожертвование Иисуса Христа - искупительная жертва за грехи мира. В форме евхаристии (вкушение тела и крови Христа) жертвоприношение - главное таинство и основа христианского культа.

  15. Источник: Современная энциклопедия. 2000.



  16. Сексологическая энциклопедия

    ритуал различных религиозных культов, заключающийся в приношении богам даров, заклании животных (иногда людей) в капищах, святилищах и др. В древности объектом Ж. являлась также девственность. см.: проституция культовая.

  17. Источник: Сексологическая энциклопедия



  18. Большой англо-русский и русско-английский словарь

    ср. offering, sacrifice, oblationс. sacrifice, offering;
    рел. oblation.

  19. Источник: Большой англо-русский и русско-английский словарь



  20. Большой французско-русский и русско-французский словарь

    с.

    sacrifice m

    совершать жертвоприношение — faire un sacrifice

  21. Источник: Большой французско-русский и русско-французский словарь



  22. Большой испано-русский и русско-испанский словарь

    с.

    1)(обряд) sacrificio m, holocausto m

    2)(жертва) víctima f

  23. Источник: Большой испано-русский и русско-испанский словарь



  24. Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь

    с.

    sacrificio m, immolazione f

  25. Источник: Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь



  26. Философская энциклопедия

    ЖЕРТВОПРИНОШЕ́НИЕ

    существенный элемент религ. культа, заключающийся в приношении даров вымышленным сверхъестественным существам: духам умерших предков, богам, обожествл. предметам и т.д. Возникнув вместе с религией как элемент религ. культа, Ж. отразили слабость и зависимость человека от стихийных сил природы и общества. Формы и размеры Ж. исторически менялись; они разнообразны, начиная от простейших (напр., брызгание или возлияние вина) вплоть до массовых кровавых Ж. животных и людей. Формы Ж. тесно связаны с различными формами культа, к-рые складывались в конкретных история, условиях на определ. ступенях обществ, развития. К числу древнейших форм Ж. относятся: "жертва-общение" – тотемич. трапеза, ритуальное поедание тотема, напр. при церемонии "интичиума" (Центр. Австралия); "жертва-дар", первоначально в виде "кормления" умерших как часть погребального культа, надмогильные дары умершим оружие, утварь и пр.) и т.д. Одна из ранних форм Ж. – принесение в жертву первинок (первые плоды, первый молодняк стад и пр.) – была по существу обрядом снятия табу, как часть системы регулирования обществ, потребления. Благодарственное Ж. вначале было просто охотничьим празднеством после удачного промысла. По мере разложения родового строя и расслоения общины, с выделением профессионалов-шаманов и жрецов, формы Ж. становятся все более тяжелыми и обременительными для людей; шаманский культ требует постоянных кровавых Ж. якобы для того, чтобы откупиться от злых и жадных духов. Патриархально-родовой культ предков и особенно племенной культ вождей (Африка, Полинезия и др.) породили жестокие формы Ж.: умершим вождям и царькам приносили обильные человеч. жертвы (Африка); в Центр. Америке массовые человеч. Ж. совершались в честь воинств. богов. В смягченной форме та же идея жестокости духов и богов сказалась в обычаях самоистязания (напр., у индейцев Сев. Америки), самоуродования, самооскопления и др. видах религ.-изуверского аскетизма. Вместе с тем у мн. народов выработался более практич. взгляд на Ж. как на своего рода материальную сделку с божеством: в обмен за жертву молящийся требует от бога тех или иных благ (религии Др. Индии, Рима).

    В развитии и усложнении Ж. большую роль играло своекорыстное вымогательство жрецов; за счет пожертвований богатели и росли храмы и святилища. С развитием экономики и культуры Ж. сокращались и упрощались. Местами они становились чисто символическими (напр., в Китае принесение в жертву предметов, животных, денег заменялось вырезанными бумажками с надписями). Особую форму Ж. у скотоводч. народов (напр., в Сибири) составляло посвящение в жертву духам живых животных: их отпускали на волю или переставали ими пользоваться. С этим же связан древний обычай посвящать богу живых людей ("назореи" у древних евреев), отсюда монашество в христианстве, исламе. В христианской религии формально отменены все Ж. (т. к. Христос якобы принес себя добровольно в искупительную жертву за всех людей) и заменены "бескровной жертвой": христианское "таинство причащения" – отголосок древнего богоядения. Но фактически Ж. остаются, особенно в католицизме и православии, где за счет обильных пожертвований верующих создавались колоссальные богатства монастырей и церквей. Одна из своеобразных форм христианского Ж. – жертвы "ex voto" (по обету): вотивные изображения частей тела, к-рые верующие вешают к иконам в благодарность за "чудесное" исцеление.

    Лит.: Спенсер Г., Основания социологии, Соч., т. 1, СПБ, 1898; Фрэзер Дж., Золотая ветвь, вып. 1–4, М., 1928; Τэйлор Э., Первобытная культура, пер. с англ., М., 1939; Smith W. R., Lectures on the religion of the Semites, L., 1907.

    С. Токарев. Москва.

  27. Источник: Философская энциклопедия



  28. Энциклопедический словарь

    ЖЕРТВОПРИНОШЕ́НИЕ -я; ср. Обряд принесения жертвы (1 зн.). Совершать ж.

    * * *

    жертвоприноше́ние

    часть религиозного культа, приношение богам, духам даров, заклание животных (иногда людей) и др.

    * * *

    ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ

    ЖЕРТВОПРИНОШЕ́НИЕ, часть религиозного культа, приношение богам, духам даров, заклание животных (иногда людей) и др.

  29. Источник: Энциклопедический словарь



  30. Советская историческая энциклопедия

    один из наиболее древних религ. обрядов, заключающийся в приношении даров духам умерших предков, обожествленным предметам, богам и т. д. Ж. появились в эпоху первобытнообщинного строя, когда охотники начали оставлять в местах отправления культа лучшую часть добычи для духов - покровителей промысла. С выделением особых служителей культа - жрецов (см. Жречество) жертвенные дары (пища, движимое имущество, земли и пр.) стали поступать им, поэтому жрецы особенно поддерживали веру в магич. силу Ж. Обряд Ж. принимал подчас дикие, изуверские формы: ритуальный каннибализм у нек-рых народов, человеч. Ж. у ацтеков (Америка), принесение в жертву девственности в культе Ваала и Астарты в др.-финикийской религии, оскопление в христ. скопческой секте и т. п. Во всех религиях сохранились в той или иной форме пережитки Ж. - возжигание свечей и лампад, освящение плодов и др. пищи, поминание родителей на могилах и пр. Поддерживая подобные суеверные обряды, церковь не только укрепляла свое влияние на верующих, но и накапливала огромные богатства из земельных и др. "пожертвований богу".

  31. Источник: Советская историческая энциклопедия



  32. Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

    ж’ертвопринош’ение — как дар Господу приносилось людьми уже в глубочайшей древности. Каин принес от произведений земли (Быт.4:3 ), а Авель — от стад (Быт.4:4 ). Ной принес первое всесожжение (Быт.8:20 ), а Иаков — возлияние (Быт.35:14 ). Все народы приносили жертвы своим богам, и в Египте, где евреи жили долгое время, также приносилось множество жертв. Там приносились домашние и дикие животные, хлебные приношения и возлияния, и особенно много цветов (это последнее особенно распространилось по миру и сохранилось до сих пор). В Египте не было всесожжений и на жертвы никогда не возлагалось рук и поэтому там, очевидно, не было понятия о заместительной жертве и о полной отдаче Богу. Моисей, по-видимому, со всем народом впервые принес жертвоприношение на Синае (Исх.10:25 -26; Чис.28:6 ), после чего жертвоприношения стали частью богослужения евреев. Следует отметить, что Закон не требует жертв (Лев.1:2; Иер.7:22 -23) и Господу более угодны правда, милосердие и Боговедение (Прит.21:3; Ос.6:6; Мат.9:13; Мар.12:33 ), но Закон упорядочивает это служение и очень строго относится к его нарушениям (ибо лучше не приносить жертв совсем, чем делать это с нарушениями или приносить бесам — см. в конце). Жертвы должны были приноситься в свое время (Чис.28:2 ) и уже на Синае была установлена обязательная ежедневная жертва утром и вечером, которая называлась постоянное приношение.

    Постоянное приношение состояло из одного агнца, хлебного приношения (ХП) и возлияния (В). В Приложении 5 показаны и другие регулярные обязательные жертвоприношения, которые приносились в праздничные дни после постоянного приношения. Все жертвы приносились как жертвы всесожжения, а козлы — как жертвы за грех. Кроме этих регулярных, приносимых во все праздничные дни жертв, Законом определялись также различные добровольные и специальные жертвоприношения (Чис.29:39 ), которые могли приноситься в любой день. Рассмотрим их по порядку.

    Жертва всесожжения (Лев.1; Лев.6:9 -13; Лев.7:8 ) — наиболее часто приносимая добровольная жертва, символизирующая собой полную отдачу Господу. Именно в жертву всесожжения Авраам был готов принести Исаака. Жертвенным животным (обязательно мужского пола) могли быть телец, овен, агнец (из овец или коз), горлица или молодой голубь. Приносящий возлагал руки на голову животного, потом его сам закалывал (птице голову сворачивал священник), животное рассекал, отделял кожу (у птицы отделялись перья и зоб) и священник сжигал жертву на жертвеннике. Вместе с жертвой всесожжения приносились хлебное приношение и возлияние. Жертву всесожжения полагалось приносить почти во всех случаях, когда приносилась жертва за грех.

    Жертва мирная (Лев.3; Лев.7:11 -21,29-36; Лев.19:5 -8; Лев.22:29 -30) — особая жертва, выражающая радость примирения с Богом, благодарность и готовность служить Ему. Подразделялась на жертвы: благодарности (Лев.7:12 ), по обету или от усердия (Лев.7:16 ) и особую жертву — жертву посвящения (Лев.8:22 -29). Жертвенным животным могли служить тельцы, овцы (обоих полов) и козы. Приносящий жертву возлагал руки на ее голову и заколал ее у дверей скинии (Лев.3:2 ). Весь жир и почки сжигались на жертвеннике, грудь (потрясания) и правое плечо (возношения) отдавались священнику (в случае жертвы посвящения — Моисею) как их доля, остальное съедал приносящий со своей семьей и друзьями, радуясь пред Господом. Жертву благодарности и посвящения можно было есть только в день приношения (Лев.7:15; Лев.22:29 -30), жертвы по обету или от усердия — также и на следующий день (Лев.7:16 ). После этого все оставшееся сжигалось. С мирной жертвой должны были приноситься также пресные хлебы, мука с елеем или кислые хлебы и все это принадлежало священнику. В мирной жертве обычно принимало участие большое количество людей. Нечистый не имел права даже касаться ее (Лев.7:20 -21).

    Жертва за грех и жертва повинности (Лев.4-Лев.6:7,25-30; Лев.7:1 -7) — это жертвы во очищение греха (вины, нечистоты). Жертва за грех приносилась с каждым праздничным жертвоприношением, кроме субботнего, а также, как и жертва повинности, при обнаружении какого-либо соделанного невольного греха, открытого со временем. Следует подчеркнуть, что только невольный грех можно было очистить жертвой (Лев.4:27 ) (см. умышленно), совершивший же преступление «дерзкою рукою» должен был быть истреблен из народа (Чис.15:27 -31). Глубочайшее значение жертвы за грех заключается в том, что через нее человек осознавал свою врожденную порочность и греховность пред Богом, которые нуждаются в искуплении, притом в искуплении вечном, которого не могла дать кровь козлов и тельцов (Евр.10:1 -4,11). Жертвенным животным для жертвы за грех могли быть телец, козел (за начальствующего в народе, в праздничных жертвоприношениях и большинстве специальных случаев) и коза и овца (за человека из народа). Согрешивший каким-либо невольным поступком и исповедавшийся в нем приходил с жертвой повинности (Лев.5; Лев.6:1 -7; Лев.7:1 -7). Приносить в эту жертву можно было овна или овцу, голубей или даже только муку без елея и ливана. Жертва повинности, как и жертва за грех, принадлежала священнику (Лев.7:7; Лев.10:16 -17), за исключением тельца, который сжигался вне стана (Лев.4). Кровь жертв за грех кропилась на жертвенник, алтарь курения, однажды в год вносилась за завесу, а оставшееся от кропления выливалось к подножию жертвенника. Жертва за грех также приносилась при посвящении священников (Лев.8:14 -17) и очищении (Лев.9:6 -11,15-16), после родов (Лев.12:8 ), в случае исцеления от проказы (но не для получения исцеления) (Лев.14:10 -32), при очищении от нечистоты (Лев.15:15,30), в случае прелюбодеяния с рабой (Лев.19:20 -22), в назорействе (Чис.6:10 -12,14), при посвящении левитов (Чис.8:8,12), за ошибку общества (Чис.15:22 -26), за ошибку отдельного человека (Чис.15:27 -29), для очищения в пути (рыжая телица) (Чис.19:9 ).

    Кроме перечисленных видов жертв в Законе упоминаются: специальная жертва — овен посвящения (Лев.8:22 -36) и приношения: хлебное, ревнования (Чис.5:15 ), десятина и возлияние.

    Все приносимое и посвящаемое — все жертвы Господу разрешалось есть только у скинии (храма) (Лев.17:8 -9) и ни в коем случае не дома (Втор.12:17 -18,26). Все первородное должно посвящаться в дар Господу (Втор.15:19 -20). Только кровь жертвы всесожжения сжигалась на жертвеннике, кровь же остальных жертв выливалась к его подножию (Втор.12:27 ).

    Все жертвы (кроме постоянного вечернего приношения) приносились утром (Лев.9:15 -17; 4Цар.3:20 ).

    Все жертвенные животные должны были быть без единого порока (Лев.22:18 -22) и не должны были приниматься из рук иноземцев (Лев.22:24 -25). Только в жертву усердия допускалось приносить животное (агнца), отличающееся непропорциональностью размеров отдельных членов (Лев.22:23 ).

    Жертвы не по Закону, как и все служение язычников, являются приношением бесам (Лев.17:1 -9; Втор.32:15 -17; 1Кор.10:20 ). (см. тж возношение, потрясание, праздники)

  33. Источник: Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.



  34. Энциклопедия кино

    «ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ», Швеция-Франция-Великобритания, АРГОС-ФИЛЬМ С.А./ШВЕДСКИЙ КИНОИНСТИТУТ, 1986, цв., 153 мин.

    Философская притча.

    «Посвящается сыну Андрею с любовью и верой» — А.Тарковский «Я хотел показать, что человек может восстановить свои связи с жизнью посредством обновления тех оснований, на которых зиждется его душа. Жертвоприношение — это то, что каждое поколение должно совершить по отношению к своим детям: принести себяв жертву.» — Андрей ТарковскийВ фильме «Конец света» — третья мировая война — уже произошел, и герой, которого играет шведский актер Эрланд Йозефсон, молит бога о том, чтобы все снова стало как было, и за это обещает принести в жертву все, что любил в этой жизни. А когда санитары его увозят в психиатрическую лечебницу, где его ждет блаженство и несчастье безумия, сын, лишенный дара речи, начинает говорить: «В начале было слово»...» — А.Шемякин (Информация N4, М.)Кроме произведений Баха в фильме использована шведская и японская народная музыка.

    В ролях: Эрланд Йозефсон, Сьюзен Флитвуд, Аллан Эдваль, Гудрун Гисладотир, Свен Вольтер, Филиппа Францен, Томми Чэлквист.

    Режиссер: Андрей Тарковский (см. ТАРКОВСКИЙ Андрей Арсеньевич).

    Автор сценария: Андрей Тарковский (см. ТАРКОВСКИЙ Андрей Арсеньевич).

    Оператор: Свен Нюквист.

    Художник-постановщик: Анна Асп.

    Используемая музыка: И.-С. Бах.

    Звукорежиссер: Евгения Потоцкая (см. ПОТОЦКАЯ Евгения).

    Спец. Гран-при жюри, приз ФИПРЕССИ, приз экуменического жюри на МКФ в Канне—86;Главный приз (Ex Aequo) МКФ в Вальядолиде—86.

  35. Источник: Энциклопедия кино



  36. Реальный словарь классических древностей

    см. Гекатомба.

  37. Источник: Реальный словарь классических древностей



  38. Орфографический словарь-справочник

  39. Источник:



  40. Большой Энциклопедический словарь

  41. Источник: