Большая Советская энциклопедия

    (Riesman)

    Дейвид (р. 22.9.1909, Филадельфия), американский социолог. По образованию юрист, в 1937—1941 профессор университета г. Буффало, с 1949 — Чикагского, с 1958 — Гарвардского университетов. Приобрёл известность исследованием социальной психологии и культуры в США в 20 в. («Одинокая толпа», 1950, «Лица в толпе», 1952). По Р., произошёл переход от типа личности, «ориентированной изнутри», т. е. от активного субъекта конкурентной борьбы эпохи свободного предпринимательства, к личности, «ориентированной извне», т. е. полностью подчинённой бюрократической организации. Эта эволюция «социального характера», по Р., сопровождается возникновением апатии, пессимизма, цинизма, ощущения духовной опустошённости. Р. описывает кризис «американской деловитости» и распространение «потребительской психологии», поклонения идолам потребления и развлечения. Резко критикуя государственно-монополистическую бюрократию, Р. пытается представить происходящие процессы как всеобщие, будто бы связанные с усложнением промышленного производства и урбанизацией. Он не видит их обусловленности социально-классовой структурой США, идеализирует американский капитализм 19 в. Р. — автор многих работ, в которых с позиций буржуазного демократизма и абстрактного гуманизма подвергает критике милитаризм и антикоммунизм.

    Соч.: The lonely crowd, N. Y., 1950 (совместно с N. Glazer и R. Denney): Faces in the crowd, New Haven, 1952; Thorstein Veblen, N. Y., 1953: Individualism reconsidered, Glencoe, 1954; Constraint and variety in American education, [Lincoln, 1956]; Abundance for what?, Garden City, 1965; Conversations in Japan: modernization, politics and culture, L., 1967; The academic revolution, Garden City, 1968 (совместно с С. Jencks).

    Лит.: Андреева Г. М., Современная буржуазная эмпирическая социология, М., 1965: 3амошкин Ю. А., Кризис буржуазного индивидуализма и личность, М., 1966.

    Ю. А. Замошкин.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Философская энциклопедия

    РИСМЕН

    (Riesman) Дэвид (р. 1909) — амер. социолог, представитель психоаналитической ориентации в социологии и культурологии. В 1931 получил степень доктора биохимических наук. После трехлетнего обучения в Гарвардской школе права становится проф. юриспруденции. В 1937—1941 — проф. права в ун-те Буффало. В 1941 ведет исследовательский проект в Колумбийском ун-те и издает две работы: «Гражданские права в переходный период» и «Демократия и диффамация». С 1946 — проф. социальных наук Чикагского ун-та; возглавляет исследовательский проект по изучению массовых коммуникаций. В результате этой работы в 1950 появляется кн. «Одинокая толпа», принесшая ему широкую известность; она стала одним из наиболее доступных и популярных исследований, посвященных анализу отчуждения человека, потери им личностной автономии и ограничения свободы, характерных для современной культуры. Р. исследует влияние процесса модернизации на сознание и поведение современного человека и решает вопрос о судьбе человеческой индивидуальности в массовом обществе. С одной стороны, подобно К. Марксу и Т. Веблену, Р. пытается выявить взаимосвязь между экономическим развитием общества и происходящими в нем социально-культурными изменениями, с др. — подобно В. Райху и Э. Фромму, он придает большое значение изучению социального характера, трактуемого им как часть «характера», общего для окружения индивида, его «значимых других».

    Р. исследует природу и специфику социального характера, его типы в различных странах в разные исторические эпохи, причины его появления, процесс формирования и изменения типов социального характера; его связь с многообразными сторонами человеческой жизнедеятельности и социально-психологические последствия перехода к индустриальной и постиндустриальной культуре. Он пытается установить взаимосвязь между различными историческими эпохами и типами характера, выделяя при этом три главных исторических периода и соответствующие им типы общества: 1) с «высоким потенциалом прироста населения» (напр., средние века); 2) с «переходным ростом населения» (напр., Ренессанс — Реформация); 3) с «начинающимся спадом роста населения» (напр., современные индустриально развитые общества). Каждому из этих трех периодов соответствуют три типа социального характера: «ориентированный-на-традицию», «ориентированный-на-себя» и «ориенти-рованный-на-другого». В обществе «высокого потенциала прироста населения» индивид характеризуется высокой степенью конформности, приверженностью традиции и подчинением властным структурам, занимает четко определенное место в обществе, играет строго фиксированную социальную роль; социальная мобильность и индивидуальность здесь минимальны.

    Когда непосредственные связи с ориентированным-на-традицию рвутся, когда меняется стабильное соотношение смертности и рождаемости и происходит бурный рост населения, мы говорим об обществе «переходного роста». Для него характерны резко возрастающая социальная мобильность, быстрое накопление капитала, экспансия и колонизация. Общество такого типа не может удовлетвориться само собой разумеющейся ориентацией-на-традицию, ему нужен совсем иной тип характера: предприимчивый, инициативный, любящий риск и все новое. Для этого необходимы индивидуальность, самостоятельность и творческое начало, а не точное следование предписаниям, традициям и ритуалам. И тогда особое значение приобретает ориентация-на-себя, означающая внутренний, а не внешний источник мотиваций, большую свободу выбора целей, разнообразие средств их достижения, меньший контроль семьи, клана и пр. Ориентация-на-себя, характерная для периода первоначального накопления капитала, означает, что человек воспринимает себя как индивида и осознает, что его судьба в его руках. Если ориентация-на-себя типична для «старого среднего класса», то ориентация-на-другого становится типичной для «нового среднего класса» в «обществе начинающегося спада роста населения». Ориентация-на-другого — тип характера, впервые появляющийся в среде высшего среднего класса современной индустриальной Америки. В настоящее время этот тип характера широко распространяется и в др. индустриально развитых странах, где имеются сходные с Америкой условия его возникновения, к которым Р. в первую очередь относит развитый капитализм, индустриализацию, урбанизацию. В этом обществе «образование, досуг, сфера обслуживания сочетаются с возрастающим потреблением информации и образов, в избытке предоставляемых новыми средствами массовой коммуникации». Меняются способы и средства достижения целей, воспитания детей, отношений в семье и т.д.

    Мотивация поведения людей этих трех типов характера совершенно различна. У ориентированного-на-традицию человека — это страх быть опозоренным в случае несоответствия принятым в обществе нормам, выполнения которых от него ждут. У ориентиро-ванного-на-себя человека — мотивация внутренняя, своего рода «внутренний гироскоп», определяющий его поведение; поэтому зависимость от окружающих его людей кажется незначительной. И, наконец, ориентированный-на-другого человек зависим в своем поведении исключительно от др. людей. Главная тема «Одинокой толпы» и др. работ Р. — формирование современного массового общества и связанные с ним проблемы: человеческая автономия, отчуждение, массовые коммуникации и культура, семья, воспитание, социальная стратификация.

  3. Источник: Философская энциклопедия



  4. Новейший философский словарь

    РИСМЕН (Riesman) Дэвид (р. 1909) - американский социолог, юрист и социальный психолог. Доктор социальных наук. Профессор университетов в Буфалло (1937-1941), Чикаго (1946-1958) и Гарварде (с 1958). Под влиянием психоаналитических ориентаций осуществил цикл исследований общественной психики и культуры США. Разработал концепцию типов личности и социальных характеров (в том числе и их эволюции). Полагал, что основные типы характеров соответствуют трем типам общественного устройства. К основным относил три типа характеров: 1) традиционно-ориентированный (на следование своей группе), 2) изнутри-ориентированный (атомистический и динамический), 3) извне-ориентированный (подверженный внешним влияниям, стандартизации, бюрократизации и космополитическим ори-ентациям). Подробно исследовал «автономную личность» как выразителя позитивного социального характера, ориентированного на свободу, культуру и рациональные цели. Сотрудничал с Фроммом. Изучал явление отчуждения и содействовал осознанию важности и популяризации данной проблемы. Автор книг «Толпа одиноких: исследование изменений американского характера» (1950, совместно с Н. Глэйзером и Р. Денни), «Лица в толпе» (1952) и др.

  5. Источник: Новейший философский словарь



  6. Энциклопедия социологии

    Рисмен (Riesman) Давид (22.09. 1909, Филадельфия) - американский исследователь, представитель либерального крыла психоаналитической ориентации в социологии. Автор пользующихся широкой известностью социологических и социально-психологических работ. Значительное внимание уделял анализу "социальных характеров", что, подобно Райху и Фромму, считал одним из ключевых пунктов, позволяющих понять социальную реальность и социальные процессы.

    Рисмен описывает три основных типа характеров, соответствующих трем типам общественного устройства. Первый тип - "традиционно-ориентированный", консервативный, приверженный обычаям и традициям, устоявшимся образцам поведения, конформный (Конформизм социальный) по отношению к сословию, касте, клану. Второй тип - "изнутри-ориентированная" личность - характерен для периода развития индустриального общества, которому свойственна социальная атомизация, обусловленная ослаблением силы традиций, внутригрупповой интеграции, контроля со стороны первичных групп, а также неразвитостью средств массовых коммуникаций. Поведение человека определяется здесь интернализованными в детстве принципами, личность становится динамичной, целеустремленной, предприимчивой, более открытой по отношению к нововведениям и переменам, хотя роль традиционных норм и ценностей остается еще достаточно значительной.

    Потребительское общество, где эта роль фундаментально ослабевает, формирует третий тип - "извне-ориентированную" личность. Ее поведение определяется не традициями и принципами, а "другими" - разного рода влияниями, системой связей, модой, авторитарной бюрократией и т. п. Человек такого типа становится космополитом и великим потребителем информации. У него отсутствует не только сильное "сверх-Я", т. е. интернализованная система норм, но и "сильное самостоятельное "Я". Он обезличен, стандартизован, является объектом манипулирования, жертвой отчуждения, чувствует себя дезориентированным, опустошенным, иногда апатичным либо циничным. У этого типа есть и позитивные качества: он хочет вновь обрести человеческое тепло, любить и быть любимым, ему претят обман и угнетение. Но подлинно позитивным "социальным характером", по Рисмену, является стоящая особняком в его типологии "автономная личность" - неконформная, имеющая ясные рациональные цели, не навязанные др. людьми, более независимая в отношении воздействий своей культурной среды.

    Все типы характеров, по Рисмену, в определенной степени сосуществуют и в современном обществе, удельный вес каждого из них зависит от экономических, социальных и демографических факторов, степени урбанизации и т.п. В свете психоаналитических принципов Рисмен рассматривает и др. проблемы - труда, игры, героизма, трусости, религии, свободы, власти, лидерства. "Изнутри-ориентированный" человек требует или осуществляет "позитивное лидерство", когда же лидером становится "извне-ориентированный" индивид, то он фактически не руководит, все идет само собой, подобно заранее заведенному механизму. Рисмен склонен к некоторой идеализации "классического" капитализма. Его социальный критицизм, иногда весьма острый, направлен против совр. бюрократизированного потребительского общества, которое представляется ему универсальным.

    Соч.: 1) The lonely crowd: a study of the changing American character. N. Y., 1950. 2) Faces in the crowd. N. Y., 1952.

  7. Источник: Энциклопедия социологии