Большая Советская энциклопедия

    (Goncourt)

    де, братья Эдмон (26.5.1822, Нанси, — 16.7.1896, Шанпросе) и Жюль (17.12.1830, Париж, — 20.6.1870, там же), французские писатели. Их творческое содружество — своеобразное явление в истории мировой литературы. В 50—60-е гг. братья Г. создали — при удивительно прочном слиянии двух разных писательских индивидуальностей — романы, пьесы, исследования по истории и искусству 18 в. и, наконец, «Дневник». В их произведениях переплелись реалистические и натуралистические принципы художественного отражения действительности. С традицией критического реализма связан их интерес к изображению современной жизни, стремление тщательно изучить её и передать в своих произведениях. В романе «Шарль Демайи» (1860) показана гибель таланта в мире продажной прессы; в «Рене Мопрен» (1864) психологический анализ способствует разоблачению буржуазной морали. Братья Г. вводили в сферу художественного изображения жизнь «социальных низов», рисовали духовный мир людей «бедных классов»: роман «Сестра Филомена» (1861) и лучший их роман «Жермини Ласерте» (1865). В программном предисловии к нему авторы требовали права на изображение трагедии простого человека. Однако, провозглашая лозунг «документально точного воспроизведения жизни» в романе, они приходили к пассивному наблюдению, к натуралистичному подчинению факту. Социальный пессимизм, аристократическая аполитичность уводили их от обществ. конфликтов эпохи. Подмена типического бытовым, социального — физиологическим, интерес к патологии, характерные для натурализма как метода, присущи и романам братьев Г. Натуралистические черты особенно отрицательно сказались в их последних совместных романах: «Манетт Саломон»(1867) и «Мадам Жервезэ» (1869).

    Основным художественным завоеванием братьев Г. явилось создание импрессионистической манеры письма, передающей тончайшие душевные состояния и субъективные ощущения. Мастерством живописной обрисовки, выразительностью стиля братья Г. обогатили традицию французской прозы. Однако нередко в их импрессионистических описаниях люди и предметы становятся лишь элементами зрительного впечатления.

    Отход от принципов реализма особенно ощутим в творчестве Эдмона Г. (после смерти Жюля Г.). В 70—80-е гг. он, помимо работ по японскому искусству («Утамаро...», 1891, и «Хокусаи», 1896), написал несколько романов, в которых проявились черты декаданса — асоциальность, распад характера, манерность стиля (роман «Шери», 1884). Лучшее его произведение — роман «Братья Земганно» (1879, рус. пер. 1936, 1959), посвящен судьбе братьев — артистов цирка.

    Братья Г. вели «Дневник», который до 1895 продолжал Эдмон; полностью был опубликован позднее (1956—58). В «Дневнике» нашли отражение (часто субъективное) литературная жизнь эпохи, эстетические взгляды братьев Г. и их современников.

    По завещанию Эдмона Г. его состояние перешло в фонд ежегодной литературной премии, которую присуждает Академия Гонкуров, существующая и в наши дни. Гонкуровская премия — одна из почётных литературных наград во Франции.

    Соч. в рус. пер.: Полн. собр. соч. Вступ. ст. В. Гофмана, т. 1—3, 6, М., 1911—12; Жермини Ласерте. Актриса. Отрывки из дневника. Ред. и вступ. ст. Н. Рыковой, Л., 1961; Дневник... Избранные страницы. [Вступ. ст. В. Шора], т. 1—2, М., 1964; Гонкур Э. де, Актриса (La Faustin). Вступ. очерк А. Эфроса, М., 1933; то же, Пенза, 1957.

    Лит.: История французской литературы, т. 3, М., 1959; Zola E., Les romanciers naturalistes, 2 éd., P., 1881; Billy A., Les frères Goncourt, P., 1954; Baldick R., The Goncourts, L., 1960 (имеется библ.).

    З. М. Потапова.

    Э. и Ж. де Гонкур. Литография П. Гаварни. 1853.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Современная энциклопедия

    ГОНКУР (Goncourt), французские писатели, братья: Эдмон (1822 - 96) и Жюль (1830 - 70). Романы из жизни разных слоев общества, в том числе "социальных низов" ("Жермини Ласерте", 1865, и др.). Известность приобрел "Дневник" (опубликован в 1887 - 96, полностью в 1956 - 58) - своеобразная летопись литературно-театральной жизни Парижа, отмеченная проницательностью авторских оценок, остроумием, интеллектуальной игрой. По завещанию Эдмона Гонкура (автора романа "Братья Земганно", 1879, "Актриса Фостен", 1882) в 1896 основана так называемая Гонкуровская академия, в 1903 учреждена ежегодная Гонкуровская премия (присуждаемая десятью видными литераторами), фонд которой составляет завещанный Эдмоном Гонкуром капитал.

  3. Источник: Современная энциклопедия. 2000.



  4. Литературная энциклопедия

    Гонку́р

    (goncourt) де, братья: Эдмон (1822, Нанси – 1896, Шанпросе) и Жюль (1830, Париж – 1870, там же), французские писатели и историки культуры. Писательское содружество братьев Гонкур – своеобразное явление в мировой литературе, основанное на слиянии двух различных творческих индивидуальностей. Гонкуры происходили из бедной провинциальной дворянской семьи, их отец был военным. В 1850-е гг. они создают ряд исторических и искусствоведческих исследований, посвящённых в основном эпохе барокко, – «История французского общества эпохи Революции» (1854), «История французского общества эпохи Директории» (1855), «История Марии-Антуанетты» (1858), серию очерков «Искусство XVIII века» (1859—75). С конца 1850-х гг. соавторы начали писать романы, отражающие современность, – «Сестра Филомена» (1861), «Рене Мопрен» (1864), «Жермини Ласерте» (1865), «Девка Элиза» (1877), «Актриса Фостен» (1882) и др. В это время складывается оригинальный метод Гонкуров – «натурализм нервов», с характерным акцентом на физиологическом начале и интересом к патологии в сочетании с импрессионистичностью стиля. Темы первых романов Гонкуров – история нравственного падения, болезни и гибели простой девушки («Жермини Ласерте», «Девка Элиза»), понимание таланта как почти физиологической аномалии, роковой для того, кто обладает даром («Шарль Демайи», 1860; «Актриса Фостен»). Гонкуры следуют принципу документально точного воспроизведения жизни, ищут обоснования судьбы человека в его наследственности и социальной среде. Их романы кон. 1860-х гг. «Манетт Саломон» (1867) и «Мадам Жервезэ» (1869) задуманы как «истории болезней». После смерти Жюля Эдмон Гонкур пишет трагический роман «Братья Земганно» (1879), содержащий автобиографические черты и проникнутый тоской по умершему брату; в 1884 г. публикует роман «Шери». Он также выпускает ряд работ о японском искусстве и актрисах 18 в. Братья Гонкур вели дневник, который после смерти Жюля продолжил Эдмон. В нём широко представлена литературная жизнь эпохи, даны портреты выдающихся современников. Братья активно участвовали в литературной жизни: знаменитые «четверги» у Гонкуров были местом встречи писателей, критиков, журналистов, художников. Эдмон Гонкур стал основателем ежегодной Гонкуровской премии, ставшей одной из крупнейших литературных наград Франции.

  5. Источник: Литературная энциклопедия



  6. Энциклопедия Кольера

    (Goncourt),

    ЭДМОН ДЕ ГОНКУР. Портрет работы Ж.Ф.Рафаэлли.

    ЭДМОН ДЕ ГОНКУР. Портрет работы Ж.Ф.Рафаэлли.

    братья Эдмон Луи Антуан (1822-1896) и Жюль Альфред Юо (1830-1870), французские писатели, составившие один из самых замечательных творческих союзов в истории литературы и прославившиеся как романисты, историки, художественные критики и мемуаристы. Их имя было присвоено Академии и премии, основателем которой стал старший из братьев. Эдмон родился 26 мая 1822 в Нанси, Жюль -17 декабря 1830 в Париже. В 1834 они потеряли отца, в 1848 - мать, оставившую состояние, что позволило им посвятить себя литературе, истории и искусству. Поначалу они решили испытать силы в качестве художников или драматургов, но все их попытки реализовать себя в живописи или на сцене окончились провалом. Также не имел успеха их первый роман В 18.. году (En 18..), опубликованный в 1851, в день декабрьского переворота Луи Наполеона. Хотя в художественной критике им недоставало чутья при оценке современников, они сумели восстановить репутацию А.Ватто, О.Фрагонара, Ф.Буше и других французских художников минувшего столетия в классической работе Искусство 18 века (L'Art du dix-huitime sicle, 1859-1875). В сфере истории они проявили интерес к той же эпохе, сосредоточившись не столько на политических, сколько на социальных ее аспектах, с большим успехом и очень искусно используя внешне заурядные документы, вроде театральных программок, выкроек одежды и ресторанных меню в работах История французского общества эпохи Революции (Histoire de la Socit francaise pendant la Rvolution, 1854) и Портреты восемнадцатого века (Portraits intimes du dix-huitime siecle, 1857-1858). Убежденные в том, что "документальной основой романа должна быть сама жизнь", Гонкуры брали сюжеты и характеры из своего окружения. Так, в книге Шарль Демайи (Charles Demailly, 1860) они вывели знакомую супружескую чету; в Сестре Филомене (Soeur Philomne, 1861) описывается история, произошедшая в больнице Руана и ставшая известной им в пересказе одного из друзей; героиня романа Рене Мопрен (Rene Mauperin, 1864) была подругой их детских игр; в Жермини Ласерте (Germinie Lacerteux, 1864), первом великом французском романе из жизни низшего класса, предвещавшем появление пролетарских книг Золя, говорится о распутной жизни, которую некогда вела экономка Гонкуров; Манетт Саломон (Manette Salomon, 1867) посвящена художникам и натурщицам, которых они лично знали, а в Мадам Жервезэ (Madame Gervaisais, 1869) повествуется об обращении, религиозном помешательстве и смерти их тетки. Когда Жюль скончался 20 июня 1870, Эмиль на несколько лет отошел от литературы, но затем вернулся к роману, издав книгу о проститутке Девка Элиза (La Fille Elisa, 1875). За ней последовали Братья Земганно (Les Frres Zemganno, 1879), история двух цирковых акробатов, в которых легко узнаются сами Гонкуры, и Актриса Фостен (La Faustin, 1882), основанная на обстоятельствах жизни актрисы Рашель (1821-1858). В конце жизни Эдмон занимался творчеством японских художников, опубликовав книги Утамаро (Outamaro, 1891) и Хокусай (Hokusa, 1896), и вносил дополнения в Записки Гонкуров (Journal des Goncours, 1887-1896; рус. перевод 1964 под названием Дневник) - одну из самых знаменитых хроник литературной жизни, которую братья начали в 1851, а Эдмон продолжал вплоть до своей кончины. Умер Эдмон Гонкур в Шанпрозе 16 июля 1896.

    ЛИТЕРАТУРА

    Гонкур Э. и Ж. Дневник (...), тт. 1-2. М., 1964 Гонкур Э. Жермини Ласерте. Братья Земганно. Актриса Фостен. М., 1972 Шор В. Гонкуры и импрессионисты. - В кн.: Импрессионисты, их современники, их соратники. М., 1976 Меньшиков Г.Ф. Братья Гонкуры. Жизнь, творчество, эстетические взгляды. Самарканд, 1985

  7. Источник: Энциклопедия Кольера



  8. Энциклопедический словарь

    Гонку́р

    (Goncourt), французские писатели, братья: Эдмон (1822—1896) и Жюль (1830—1870). В романах из жизни разных слоёв французского общества («Жермини Ласерте», 1865; «Рене Мопрен», 1864, и др.) сочетаются принципы реализма и натурализма. «Дневник» (полностью опубликован в 1956—1958) — летопись литературно-театральной жизни Парижа, отмеченная проницательностью авторских оценок, остроумием, интеллектуальной игрой. После смерти брата Эдмон написал романы «Братья Земганно» (1879), «Актриса Фостен» (1882) и др. По его завещанию в 1896 основана так называемая Гонкуровская академия.

    * * *

    ГОНКУР

    ГОНКУ́Р (Goncourt), французские писатели, братья: Эдмон Луи Антуан де (26 мая 1822, Нанси – 16 июля 1896, Шанпрозе); Жюль Альфред Юг де (17 декабря 1830, Париж – 20 июня 1870, там же).

    Творческий союз

    В 1834 братья потеряли отца, в 1848 — мать, оставившую скромное состояние, которое позволило им целиком посвятить свою жизнь творчеству. Сначала они решили испытать силы в качестве художников или драматургов, но все их попытки реализовать себя в живописи или на сцене окончились неудачно. Первый роман «В 18.. году» (1851), опубликованный в день декабрьского переворота Луи Наполеона(см. НАПОЛЕОН III), также не имел успеха. В том же году Гонкуры начали вести ежедневный дневник, составивший впоследствии более 20 томов и опубликованный полностью лишь в 1956—58 годах. Эта замечательная хроника содержит богатейший материал для изучения литературной жизни эпохи и эстетических воззрений авторов. Отойдя на время от романного творчества, братья обратились к историческим и искусствоведческим исследованиям: «История французского общества эпохи Революции» (1855), «История Марии-Антуанетты» (1858), «Камерные портреты XVIII века (1857—58), «Искусство XVIII века» (1859—1875), «Женщина и XVIII век» (1862). В этих работах они уделяли большое внимание быту, анализируя заурядные внешне документы типа театральных программок, выкроек одежды, ресторанных меню и т.п. Вновь обратившись к роману, они прибегли к сходным приемам и в изображении современной жизни. В программном предисловии к роману «Жермини Ласерте» (1864) авторы заявили о необходимости ввести в литературу беднейшие слои общества, показать их безрадостную жизнь. Впоследствии Гонкуры вошли в так называемую Меданскую группу писателей-натуралистов, признанным главой которой стал Эмиль Золя(см. ЗОЛЯ Эмиль). Когда Жюль умер от сифилиса, Эдмон на несколько лет отошел от литературы, но затем опубликовал роман о проститутке под названием «Девка Элиза» (1877). За ней последовали «Братья Земганно» (1879), история о двух цирковых акробатах, в которых современники узнавали самих Гонкуров, и «Актриса Фостен» (1882), основанная на фактах из жизни великой Рашель. В конце жизни Эдмон занимался творчеством японских художников, опубликовав посвященные им книги «Утамаро» (1891) и «Хокусай» (1896). Братья Гонкуры составляют один из знаменитейших творческих союзов в истории литературы. Их именем названа самая престижная литературная премия(см. ГОНКУРОВСКАЯ ПРЕМИЯ) Франции, основателем которой был старший из братьев.

    Творческий метод

    Считая, что «документальной основой романа должна быть жизнь», Гонкуры черпали сюжеты и заимствовали характеры из своего непосредственного окружения. В романе «Шарль Демайи» (1860) они изобразили знакомую супружескую чету. В «Сестре Филомене» (1861) описывается история, произошедшая в больнице Руана и ставшая известной им в пересказе одного из друзей. Героиня романа «Рене Мопрен» (1864) была подругой их детских игр. В «Жермини Ласерте» (1864), первом великом французском романе о низшем классе, предвещающем появление пролетарских книг Золя, повествуется о разгульной жизни, которую вела некогда экономка Гонкуров. «Манетт Саломон» (1867) посвящена художникам и натурщицам, которых они лично знали, а в «Мадам Жервезэ» (1869) описывается обращение, маниакальная религиозность и кончина их тетки. Но если воссоздаваемая обстановка была нарочито обыденной, то характеры являли собой пример необыкновенной патологии, которая описывалась очень тщательно, с учетом всех медицинских деталей. Отчасти это объясняется тем, что сами Гонкуры были легко возбудимыми неврастениками и страстно увлекались изучением болезней. В книгах, созданных после смерти брата, Эдмон обратился к поиску новых путей в развитии романа и постепенно сблизился с литературой декаданса(см. ДЕКАДЕНТСТВО).

  9. Источник: Энциклопедический словарь



  10. Сводная энциклопедия афоризмов

    Гонкур

    (Goncourt)Гонкур (Goncourt), братья Эдмон (1822 - 1896) и Жюль (1830 - 1870)

    Французские писатели.Афоризмы, цитаты
    • История - это роман, который был, роман - это история, которая могла бы быть.
    • Смех есть веселость ума, улыбка - веселость сердца.
    • Англичане коллективно, как народ, плуты, индивидуально честны. Наоборот, французы, честные как народ, индивидуально - плуты.
    • Смех - это физиономия ума.
    • Если Бог существует, то атеизм должен казаться ему меньшим оскорблением, чем религия.

  11. Источник: Сводная энциклопедия афоризмов