Большая Советская энциклопедия

    I

    Лемерсье́

    Ле Мерсье (Lemercier, Le Mercier) Жак (около 1585, Понтуаз, Иль-де-Франс, — 4.6.1654, Париж), французский архитектор. Учился в Риме (1607—13). С 1639 «первый архитектор короля». В постройках Л. (западный корпус с «Павильоном часов» и часть северного корпуса Лувра, с 1624; дворец Ришельё, т. н. Пале-Руайяль, 1629—36; здание Сорбонны, с 1629, с церковью, 1635—54; все — в Париже) традиции ренессанса соединяются с характерными чертами классицизма и итальянского барокко. Значительным этапом в развитии градостроительства явилось создание архитектором г. Ришельё (Пуату; с 1627) с симметричной планировкой улиц и парка.

    Лит.: Hautecoeur L., Histoire de l'architecture classique en France, t. I, P., 1965.

    Ж. Лемерсье. «Павильон часов» (центральная часть западного фасада Лувра). Начат в 1624.

    II

    Лемерсье́ (Lemercier)

    Луи Жан Непомюсен (21.4.1771, Париж, — 7.6.1840, там же), французский драматург. Член Французской академии с 1810. Во время Великой французской революции придерживался умеренно либеральных взглядов, разрабатывал главным образом моральные проблемы (комедия «Ловелас, или Кларисса Гарлоу», постановка 1792). В 1795 выступил с контрреволюционной комедией «Тартюф-революционер», направленной против якобинцев. В период Директории и Консульства Л. занимал буржуазно-охранительные позиции (трагедия «Агамемнон», постановка 1797, комедия «Пинто, или День заговора», 1800). Л. был противником и реакционного режима Реставрации: драмы «Безумие Карла VI» (1814) и «Мученики из Сули» (1825). Под влиянием романтизма Л. написал драму «Христофор Колумб» (1809) и драмы на сюжеты средневековой истории Франции: «Людовик Святой» (1818), «Кловис» (1820) и др. Л. — автор «Аналитического курса всеобщей истории литературы» (т. 1—4, 1817), в котором он отстаивал художественные принципы классицизма вопреки собственной драматургической практике.

    Лит.: История западно-европейского театра, т. 3, М., 1963; Обломиевский Д., Литература французской революции 1789—1794. Очерки, М., 1964; Souday P., Les romantiques a l'Académie, P., 1928; Rousseau L.-G., N. Lemercier et Napoléon Bonaparte, Mayenne, 1958.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Литературная энциклопедия

    Лемерсье

    ЛЕМЕРСЬЕ (Louis Jean Nepomucene Lemercier, 1771—1840) — французский писатель, типичный представитель периода, переходного от классицизма к романтизму. Р. в Париже, в буржуазной семье. Начало литературной известности Л. положила контрреволюционная комедия «Тартюф революционер» (1795), запрещенная к постановке даже термидорианской Директорией. За «Тартюфом» последовали трагедии в вольтеровском стиле, с примесью элементов мелодрамы (см.) — «Евфраимовский левит» (1795) и «Агамемнон» (1797). Последняя пьеса имела шумный успех. После этого триумфа Лемерсье в дальнейшем испытывает только полу-удачи, несмотря на редкое разнообразие его драматической продукции. Единственным исключением была его историческая комедия «Пинто, или день заговора» (1799), положившая начало новому жанру, впоследствии подхваченному Скрибом (см.). Особенности этого жанра: снижение исторической тематики до масштабов мещанского анекдота, мотивировка больших событий ничтожными причинами, внушение зрителю представления, что короли и принцы, возвеличиваемые трагедиями, на самом деле мыслят и чувствуют, как простые лавочники. Жанр этот знаменовал скептицизм, утомление и дезориентацию мелкого буржуа вследствие глубокого разочарования, которое торжество буржуазии принесло массам мелкой буржуазии. Герой пьесы — талантливый проходимец и ловкий политик Пинто — навеян Лемерсье образом Фигаро, предвещая в то же время образ Рюи-Блаза Гюго. Л. таким образом перекидывает мост от комедии XVIII века к романтической драме. В комедии «Христофор Колумб» (1809), рисующей излюбленный романтиками образ непризнанного гения, Лемерсье дерзнул отступить от классических «единств» (см.), чем вызвал кровопролитную схватку в рядах зрителей. В трагедии «Ричард III и Дженни Шор» (1816) Лемерсье подражал любимому романтиками Шекспиру, в «Fredegonde et Brunehaut» (1821) он на материале входившего в моду средневековья развернул романтическую историю служанки, ставшей королевой. Не брезгал Лемерсье даже сочинением мелодрам для бульварных театров («Les deux filles spectres» — «Две девушки-призраки», «Les serfs polonais» — «Польские рабы», «L’heroine de Montpellier» — «Героиня из Монпелье»), внося приемы этого «низменного» жанра в свои трагедии (особенно «Les martyrs de Souli» — «Мученики из Сули», 1825). Помимо драм Лемерсье сочинял также поэмы («Четыре превращения», «Гомер и Александр», «Меровинда» и др.); одна из них — эпико-сатирико-драматическая поэма «Panhypocrisiade» (или «Адская комедия XVI в.», 1819) — при грандиозности замысла и выполнения (она предвещает «Легенду веков») превзошла своей экстравагантностью самые необузданные проявления романтической фантазии. Но все эти новаторские попытки Л., пугавшие классиков-ригористов, разбивались об его консерватизм в вопросах языка и стиля. Раздраженный своим бессилием, Л. ненавидел молодое поколение романтиков, своих собственных продолжателей. Сам не без труда проникнув во Французскую академию (1810), он всемерно препятствовал избранию Гюго, который попал в Академию лишь после смерти Л. и на его место. Литературные воззрения Л. ясно выражаются в его лекциях, читанных в течение 7 лет в парижском Атенее и составивших 4-томный «Аналитический курс всеобщей литературы» (1817). Лемерсье стоит здесь на почве догматической поэтики эпигонов классицизма Бугура и Лагарпа (см.), ориентируется на опыт древних писателей и расписывается в полном подчинении классическим «правилам», отрицая расхождение собственной практики с этой теорией. Под этим «благонадежным» прикрытием он проводит однако теорию литературного прогресса и отстаивает права современных писателей на создание собственных правил, созвучных требованиям эпохи. Подобная противоречивость характеризует также политические воззрения Л. Перекликаясь с эмигрантами во время Революции, он становится ярым республиканцем в период Империи, возбуждает гнев Наполеона (с которым был близок во время консульства) выпадами против «кровавого насильника» в своих трагедиях, подвергшихся цензурному запрету. После реставрации Бурбонов Лемерсье держится в стороне от политики и занимается исключительно литературой, все более отступая на второй план перед молодой школой, отказывавшейся видеть своего предшественника в этом «двуликом Янусе, обращенном одним лицом к новому, а другим — к старому режиму».Библиография:

    I. Переписку Лемерсье частично издал M. Souriau, «Revue d’histoire litteraire de la France», 1909, и «Melanges Wilmotte», 1910.

    II. Ch. P., La verite sur Lemercier, 1827; Pongerville, Biographie de Lemercier, 1859; Lie Roy A., Un demi-romantique, «Revue Bleue», 1903; Souriau M., N. Lemercier et ses correspondants, 1908.

  3. Источник: Литературная энциклопедия