Большая Советская энциклопедия

    движения, проявляющиеся при различных (особенно эмоциональных) психических состояниях и служащие их внешним выражением. Самый значительный класс В. д. представлен в мимике (См. Мимика) и пантомиме (См. Пантомима). В более широком понимании В. д. включают все оттенки голоса и интонации, передающие эмоции, а также вегетативные реакции, сопровождающие эти эмоции, — сосудистые, дыхательные, секреторные.

    Практические представления о В. д. уже в древности использовались в актёрском и ораторском искусстве, а также в первых попытках построения физиогномики (См. Физиогномика). Подробные описания В. д. появились в 17 в., а систематическое исследование их началось в 18 в. (описание анатомических особенностей В. д., характерных для различных душевных состояний). Значительный этап в развитии научных представлений о В. д. составили работы английского ученого Ч. Белла, в которых была показана связь В. д. с функциями различных отделов нервной системы. Проблема происхождения В. д. была впервые поставлена Г. Спенсером, развита И. М. Сеченовым. Эта проблема получила свою всестороннюю разработку в трудах Ч. Дарвина, в сформулированных им трёх принципах: принципе полезных ассоциированных привычек (В. д. как продукт унаследованных ассоциаций между определёнными ощущениями и эмоциями и их внешним проявлением), принципе антитезы, действующем при противоположных эмоциях (например, напряжённая поза разгневанной собаки сменяется позой покорности и расслаблением мышц при встрече с хозяином), и принципе общего возбуждения нервной системы (В. д., связанные с бурными эмоциями или вспышками аффекта). Эволюционные идеи Дарвина были развиты русскими психологами (П. Ф. Лесгафтом, В. М. Бехтеревым и др.), подчеркнувшими, в частности, роль воспитания и среды в формировании В. д. ребёнка. Тем самым биологический аспект изучения В. д. был дополнен социальным.

    В 20 в. объектом исследования стали В. д. не только у человека и высших животных, но и у членистоногих, рыб, птиц (эти исследования особенно широко проводятся в рамках этологии (См. Этология)). Новые аспекты В. д. раскрыты в связи с развитием семиотики; в частности, в паралингвистике (См. Паралингвистика) изучаются функции ряда В. д. в процессе коммуникации.

    Лит.: Вудвортс Р., Экспериментальная психология, пер. с англ., М., 1950; Якобсон П. М., Психология чувств, 2 изд., М., 1958.

    С. Г. Геллерштейн.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Большой энциклопедический словарь

    ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ - выражают психические (особенно эмоциональные) состояния животных и человека, проявляются в мимике, пантомимике, интонации голоса, жестах и т. д.

  3. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  4. Психологический словарь

    Выразительные движения - проявление эмоциональных переживаний и намерений - индивида посредством мимики (выражение лица, улыбка, движения глаз - ), пантомимике (движения тела, осанка, жесты

  5. Источник: Психологический словарь



  6. Философская энциклопедия

    ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ДВИЖЕ́НИЯ

    движения, характерным образом проявляющиеся при различных психич. состояниях (особенно эмоциональных) и служащие внешним выражением этих состояний. Самый значит. класс В. д. представлен в мимике и пантомиме. В более широком понимании В. д. включают и все оттенки голоса и интонации, служащие для передачи чувств, а также сопровождающие эти чувства вегетативные реакции – сосудистые, дыхательные, секреторные и др.

    Язык В. д. издавна стал общепонятным языком, для к-рого не существовало преград и к-рый не нуждался в переводе на другой язык. Понимание скрывающихся за В. д. чувств, переживаний, мыслей и даже противоречий в душевном состоянии человека стало возможным только благодаря существованию относительно постоянной связи между переживанием и его внешним проявлением, т.е. благодаря характерности внешнего выражения каждого душевного состояния. Лучшие актеры всех времен и народов знали тайну мимики, жестов, движений тела, позы и умели с поразительным правдоподобием воплощать на сцене все богатство и многообразие человеч. переживаний. Не зная ничего о природе и происхождении В. д. и опираясь лишь на эмпирически найденные законы выражения чувств, они в совершенстве владели игрой мышц (в первую очередь лицевых) и передавали с тончайшими оттенками все свойственные человеку душевные состояния: тревогу, скорбь, гнев, страх, мужество, радость, раздумье, гордость, обиду, горечь, смущение, благодарность, искренность, лживость, хитрость, коварство, добродушие, беспечность, подозрительность, жестокость, сочувствие, жалость, благородство, насмешливость, недоверие, брезгливость, равнодушие, лицемерие, стыдливость, преданность, нетерпение, лесть, подобострастие, иронию, воодушевление, восторженность, любовь, ненависть и т.д.

    Внешнее выражение эмоций всегда приковывало к себе внимание художников, скульпторов и писателей, от наблюдательности к-рых не ускользнул ни один оттенок В. д. В основу первых, восходящих к глубокой древности попыток построения физиогномики (Аристотель, Гален и др.) были положены представления о специфич. и постоянном характере В. д., свойственных каждой эмоции. Ораторское иск-во древности опиралось на определ. сведения о выразит. роли жестов (трактат Квинтилиана – Quintilianus, Institutiones oratoriae, 1471, написанный в конце 1 в. н.э.). Подробные описания В. д. начали появляться в 17 в. (J. Bulwer, Pathomyotomia..., 1649; Ch. Le Brun, Conférences sur l'expression des passions, 1698).

    Первые попытки систематич. исследования В. д. относятся к 18 в. (J. С. Lavater, Physiognomische Fragmente, 1775–78; J. W. Goethe, Physiognomische Fragmente, Goethes sämtliche Werke, Bd 14, Lpz., [o. J.]; G. Ch. Lichtenberg, Über Physiognomik, 1778; J. J. Engel, Ideen zur einen Mimik, Tl 1–2, 1785–86). В этих исследованиях даны подробные описания анатомич. особенностей В. д., характерных для различных душевных состояний. Наиболее значит. этап в развитии науки о В. д. связан с именем Ч. Белла (Ch. Bell, Essays on the anatomy and philosophy of expression as connected with fine arts, 1806, 7 ed., L., 1877). Особый интерес представляют взгляды Белла на роль дыхания в мимич. движениях (им установлен факт непроизвольного сокращения мышц вокруг глаз при усиленных выдыхат. движениях). Белл вскрыл роль идеомоторики в В. д. и показал связь между В. д. и функциями различных отделов нервной системы. Труды Белла оказали заметное влияние на изучение В. д. Следы этого влияния можно видеть в соч. Т. Пидерита (Th. Piderit, Mimik und Phisiognomik, 1858 – с дополнениями и изменениями в последующем изд. 1867), Дюшенна, к-рому принадлежит заслуга в создании метода искусств. воспроизведения разнообразных мимич. движений посредством электрич. раздражения определ. лицевых мышц (G. В. Duchenne, Mécanisme de la physionomie humaine, 1862), Грасиоле (L. P. Gratiolet, De la physionomie et des mouvements d'expression, 1865). Все же ни один из них не дал ответа на вопрос о происхождении В. д. и о причинах относительного их постоянства во все времена и у всех народов. Вопрос этот впервые поставлен был на строго науч. почву и освещен с эволюц. т. зр. Спенсером (H. Spencer, Principles of psychology, 1855) и Сеченовым ("Физиология нервной системы", 1866). Но только Ч. Дарвин, опираясь на богатейший фактич. материал, вскрыл со всей необходимой полнотой и глубиной генезис В. д. и дал научное объяснение связи между определ. эмоциональными состояниями и внешним их проявлением – в мимич. и иных движениях, в реакциях вегетативной нервной системы и т.п., найдя, т.о., новое подтверждение справедливости своего учения о происхождении человека. Дарвин выдвинул три принципа, объясняющих происхождение В. д.: 1) принцип полезных ассоциированных привычек, 2) принцип антитезы, 3) принцип общего возбуждения нервной системы. В согласии с 1-м принципом многие В. д. представляют собой продукт унаследованных ассоциаций между определ. ощущениями и эмоциями, с одной стороны, и их внешним проявлением – с другой. Некогда эти внешние способы выражения были биологически полезны, закрепились наследств. путем и превратились в ассоциированные привычки, возникая при соответствующих эмоциях вне зависимости от их полезности. При противоположных эмоциях действует принцип антитезы (напр., напряженная поза разгневанной собаки сменяется позой покорности и расслаблением мышц при встрече с хозяином). 3-й принцип объясняет происхождение В. д., наблюдающихся гл. обр. при бурных эмоциях или вспышках аффекта (обилие жестов, неупорядоченность движений, учащенное дыхание, резкие сосудистые реакции и т.п.).

    Со времени появления труда Дарвина эволюц. принцип в трактовке проблемы В. д. прочно утвердился в психофизиологии. Видные психологи (Вундт, Рибо, Джемс, Болдуин и др.) оценили этот труд как выдающееся событие в развитии учения об эмоциях и их выражении. Передовые рус. ученые встретили учение Дарвина не только сочувственно, но творчески его углубили. П. Ф. Лесгафт ("О генетической связи между выражением лица и деятельностью мышц, окружающих органы высших чувств", 1879) дополнил его новыми данными о развитии В. д. в онтогенезе, подчеркнув роль воспитания и среды в формировании В. д. ребенка. Бехтерев ("Основы учения о функциях мозга", вып. 5, 1905), основываясь на теории Дарвина и опираясь на собств. эксперименты (1883–1884), дал новое освещение вопроса о локализации В. д. Л. Минор ("Об изменениях физиономии в нервных и душевных болезнях", 1893) подкрепил правильность установленных Дарвином принципов выражения эмоций данными о В. д. душевнобольных. Зоопсихологич. исследования, особенно обезьян, принесли ценные факты в подтверждение и развитие идей Дарвина о происхождении В. д. (H. H. Ладыгина-Котс, Дитя шимпанзе и дитя человека в их инстинктах, эмоциях, играх, привычках и выразительных движениях, 1935). Значительно расширился объект исследования В. д. (работы Лоренца, Тинбергена и др. о В. д. членистоногих, рыб, птиц). Воззрения Дарвина, в первую очередь принцип полезных ассоциированных привычек, органически входят в русло учения И. П. Павлова об условных рефлексах. 20 век принес в то же время много нового в понимание природы и происхождения В. д. Под давлением новых фактов и развития теоретич. мысли в области материалистич. философии и естествознания учение Дарвина о В. д. (особенно в той его части, к-рая касается В. д. человека) претерпело заметные изменения и получило дальнейшее развитие. Стало ясно, что концепция Дарвина, как чисто биологическая, вскрывает происхождение лишь огранич. группы В. д. Для понимания происхождения специфически человеч. эмоций со всем богатством их внешних проявлений учение Дарвина явно недостаточно, поскольку человеческие эмоции несут на себе печать социальной природы человека и творческого его труда на протяжении его многовековой истории. Принципы, установленные Дарвином, оказываются в этом смысле ограниченными в своем значении. Совр. психология, оснащенная тонкими методами изучения эмоций, накопляет богатый материал о В. д., их возникновении у детей, развитии в различных возрастах и в связи с условиями воспитания, о понимании языка В. д., многообразии оттенков выражения одних и тех же эмоций, о связи слова и жеста с мимикой, о воспитании способности выражения (в частности, у слепых и глухонемых), об управлении В. д. (см. сводку совр. состояния вопроса и соотв. литературу о В. д. в кн.: Р. Вудвортс, Экспериментальная психология, сокр. пер. с англ., М., 1950, и П. М. Якобсон, Психология чувств, 2 изд., М., 1958).

    С. Геллерштейн. Москва.

  7. Источник: Философская энциклопедия



  8. Энциклопедический словарь

    вырази́тельные движе́ния

    выражают психические (особенно эмоциональное) состояния животных и человека, проявляются в мимике, пантомимике, интонации голоса, жестах и т. д.

    * * *

    ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ

    ВЫРАЗИ́ТЕЛЬНЫЕ ДВИЖЕ́НИЯ, выражают психические (особенно эмоциональные) состояния животных и человека, проявляются в мимике, пантомимике, интонации голоса, жестах и т. д.

  9. Источник: Энциклопедический словарь



  10. Естествознание. Энциклопедический словарь

    выражают психич. (особенно эмоц.) состояния животных и человека, проявляются в мимике, пантомимике, интонации голоса, жестах и т. д.

  11. Источник: Естествознание. Энциклопедический словарь



  12. Большой Энциклопедический словарь

  13. Источник: