Словарь Брокгауза и Ефрона

    (Lakschmî) — в древнейшем периоде индийской религии соответствует русским народным представлениям о доле. В период средневековья индийской религии каждому из трех высших богов дается жена или шакти (сила). В этом периоде Л. или Шри (красота) получает место супруги бога Вишну (см.). По словам Вишну-Пураны (см. Вишну), Вишну — мышление, Шри — речь; он — понимание, она — познание; он — справедливость, она — благочестие; он — творец, она — творение; она — земля, он — ее носитель и т. д. В народных представлениях Л. является богиней счастья, радости, богатства и покровительницей жатвы. Легенды рассказывают о ее происхождении из моря, которое боги и демоны пахтали при помощи Вишну. Вслед за другими мифическими существами из моря вышла четырерукая Л., сияя красотой. Поэтому она иногда называется "дочерью молочного моря" (kschîrâbdhitanayâ). Л. упоминается также в легендах о Кришне (см.) и Раме. Богине Л. посвящена корова; символом ее служит цветок лотоса. Праздники ее справляются в период жатвы и сопровождаются иллюминацией.

    Вс. М.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    Шри (Прекрасная), в пантеоне индуизма богиня красоты, любви, счастья, богатства, супруга бога Вишнуи мать бога любви Камы. Согласно мифу, Л. появилась из пены молочного моря (когда его пахтали боги) сидящей на лотосе, и этот цветок индусы считают символом Л. Следуя за мужем в его земных воплощениях, она была Ситой — супругой Рамы (См. Рама) и Рукмини — возлюбленной Кришны (См. Кришна). Богине Л. в индуизме посвящен осенний праздник — дивали.

    Лакшми. Южноиндийская бронза. Музей Гиме. Париж.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Большой энциклопедический словарь

    ЛАКШМИ (Шри) - в брахманизме и индуизме богиня счастья и красоты, олицетворение творческой силы Вишну (шакти). Согласно мифу, появилась сидящей на лотосе при пахтанье богами океана.

  5. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  6. Сексологическая энциклопедия

    (Шри), в брахманизме и индуизме богиня счастья и красоты, олицетворение творческой силы Шакти. Согласно мифу, возникла при пахтании богами океана: появилась из морской пены, сидящей на лотосе.

  7. Источник: Сексологическая энциклопедия



  8. Энциклопедический словарь

    Ла́кшми

    (Шри), в брахманизме и индуизме богиня счастья и красоты, олицетворение творческой силы Вишну (шакти). Согласно мифу, появилась сидящей на лотосе при пахтанье богами океана.

    * * *

    ЛАКШМИ

    ЛА́КШМИ (Шри), в брахманизме и индуизме богиня счастья и красоты, олицетворение творческой силы Вишну (шакти(см. ШАКТИ) ). Согласно мифу, появилась сидящей на лотосе при пахтанье богами океана.

  9. Источник: Энциклопедический словарь



  10. Советская историческая энциклопедия

    Шри (Прекрасная), - богиня индусского пантеона. Л. - супруга бога Вишну, почитаемая как богиня красоты, любви, счастья, богатства и как мать бога любви Камы. Согласно мифу, появилась из пены молочного моря, когда его пахтали боги, готовя себе напиток бессмертия - амриту; Л. появилась из моря сидящей на лотосе, и этот цветок индусы считают символом Л. Следуя за мужем в его земных воплощениях, она была Ситой - супругой Рамы и Рукмини - возлюбленной Кришны. Богине Л. в индуизме посвящен осенний праздник - дивали, во время к-рого индусы украшают себя и свое жилище, а ночью иллюминируют его светильниками.

    А. М. Осипов. Москва.

  11. Источник: Советская историческая энциклопедия



  12. Словарь индуизма

    богиня богатства и процветания, супруга (шакти) бога Вишну, сопровождающая его повсюду, в т. ч. в разл. его аватарах (Рукмини как супруга Кришны, Сита как супруга Рамы). Имеется несколько легенд о ее происхождении: она родилась из Молочного океана во время его пахтания богами и асурами; была дочерью святого мудреца древности Бхригу; явилась как одна из трансцендентных форм праматери бы бытия Майи; возникла как третья часть женской сущности, порожденной слиянным теджасом Брахмы, Вишну и Шивы. В иконографич. Традиции представляется как спутница Вишну, возлежащего на змее Ананте или летящего на Гаруде; изолированно изображается сидящей или стоящей в цветке лотоса; символич. спутниками Л. являются также пара слонов. Одним из наиб, магически благоприятных образов является Дипалакшми ("Лакшми со светильником"). В шиваитской мифологии Л. представляется иногда одним из воплощений Дурги. В празднично-обрядовой практике почитанию Л. отводятся особые дни во время наваратри и дивали.

    Н. Краснодембская

  13. Источник: Словарь индуизма



  14. Большой Энциклопедический словарь

  15. Источник: