Большая Советская энциклопедия

    Бабанова Мария Ивановна [р. 29.10 (11.11).1900, Москва], русская советская актриса, народная артистка СССР (1954). Окончила студию при Театре Художественно-просветительного союза рабочих организаций. В 1920‒27 работала в Театре РСФСР 1-м (позже Театр им. Мейерхольда). Роли: Стелла («Великодушный рогоносец» Кроммелинка), Бой («Рычи, Китай!» Третьякова), Марья Антоновна («Ревизор» Гоголя) и др. Одновременно участвовала в спектаклях Театра Революции, где играла роль Полины («Доходное место» Островского в постановке В. Э. Мейерхольда). В 1927 окончательно перешла в труппу Театра Революции (ныне Московский театр им. Маяковского).

    Исполнила здесь роли Гоги («Человек с портфелем» Файко), Колокольчиковой, Маши («Мой друг», «После бала» Погодина), Джульетты («Ромео и Джульетта» Шекспира), Дианы («Собака на сене» Лопе де Вега), Тани (одноименная пьеса Арбузова). Б. особенно близки сложные психологические конфликты, тема борьбы за утверждение человеческого достоинства. Тонкая лирическая актриса, Б. создаёт ярко индивидуальные сценические характеры. Творчество актрисы отличается высоким мастерством, пластичностью жестов, музыкальностью речи, эмоциональностью. Роли в русской и советской классической драматургии: Лариса («Бесприданница» Островского), Софья («Зыковы» Горького). Сыграла роль Кей в пьесе японского драматурга Каору Моримото «Украденная жизнь». Государственная премия СССР (1941). Награждена 2 орденами.

    Лит.: Грачевский Ю., Мария Ивановна Бабанова, М., 1952; Новицкий П., Образы актеров, [М.], 1941, с. 261‒302.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Большой энциклопедический словарь

    БАБАНОВА Мария Ивановна (1900-83) - российская актриса, народная артистка СССР (1954). С 1920 в Театре им. Мейерхольда, с 1927 в Театре Революции (с 1954 Московский театр им. Маяковского). В искусстве Бабановой трогательная искренность, лиризм сочетались с отточенностью, выверенностью сценической формы. Обладая редкого тембра высоким, чистым ("хрустальным") голосом, тонко разрабатывала интонационно-мелодический рисунок роли: Стелла ("Великодушный рогоносец" Ф. Кроммелинка, 1922), Гога ("Человек с портфелем" А. М. Файко, 1928), Диана ("Собака на сене" Лопе де Веги, 1937), Таня ("Таня" А. Н. Арбузова, 1939), Жена ("Все кончено" Э. Олби, 1980) и др. Работала на радио. Государственная премия СССР (1941).

  3. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  4. Энциклопедический словарь

    Баба́нова Мария Ивановна

    (1900—83), актриса, Народная артистка СССР (1954). С 1920 в Театре имени Мейерхольда, с 1927 в Театре Революции (с 1954 Московский театр им. Маяковского). В искусстве Бабановой трогательная искренность, лиризм сочетались с отточенностью, выверенностью сценической формы. Обладая редкого тембра высоким, чистым («хрустальным») голосом, тонко разрабатывала интонационно–мелодический рисунок роли: Стелла («Великодушный рогоносец» Ф. Кроммелинка), Гога («Человек с портфелем» А. М. Файко), Диана («Собака на сене» Лопе де Веги), Таня («Таня» А. Н. Арбузова), Жена («Всё кончено» Э. Олби) и др. Работала на радио. Государственная премия СССР (1941).

    * * *

    БАБАНОВА Мария Ивановна

    БАБА́НОВА Мария Ивановна [29 октября (11 ноября) 1900, Москва — 20 марта 1983, там же], российская актриса, народная артистка СССР (1941), лауреат Сталинской премии (1941, за исполнение роли Ларисы в «Бесприданнице»), выдающаяся драматическая актриса, мастер сценической миниатюры.

    В 1919—1920 годах Мария Бабанова училась в студии при театре ХПСРО (Художественно-просветительный союз рабочих организаций) под руководством Ф. Ф. Комиссаржевского в Москве, по окончании которой начала играть на сцене Первого театра РСФСР. После закрытия театра с группой актеров Бабанова перешла в Государственные высшие режиссерские мастерские, руководимые В. Э. Мейерхольдом(см. МЕЙЕРХОЛЬД Всеволод Эмильевич) (впоследствии влились в Театр им. Мейерхольда). В 1922 была принята в труппу Театра Революции и до 1927 работала одновременно в двух театрах; с 1927 и до конца жизни — в Театре Революции (с 1954 — Московский театр им. Вл. Маяковского).

    Сотрудничество с Мейерхольдом оказало огромное влияние на весь последующий творческий путь актрисы. Первой крупной ролью Бабановой была Стелла в «Великодушном рогоносце» Ф. Кроммелинка (1922), сразу привлекшая к ней всеобщее внимание. Полина в «Доходном месте» А. Н. Островского (1923), Марья Антоновна в «Ревизоре» Н. В. Гоголя (1926) и даже эпизодические роли, созданные Бабановой под руководством Мейерхольда в спектаклях «Озеро Люль» (1923) и «Учитель Бубус» (1925) А. М. Файко, «Рычи, Китай!» С. М. Третьякова (1926), становились театральными событиями. Для игры актрисы в 1920—30-х годах были характерны высочайшая актерская техника, чистота стиля, проникновение в глубину образа.

    Первой ролью в Театре Революции после трагического разрыва с Мейерхольдом был мальчик Гога в «Человеке с портфелем» Файко (1928); в этой работе сочеталось влияние мхатовской школы (режиссером был А. Д. Дикий(см. ДИКИЙ Алексей Денисович)) с отточенностью формы, свойственной школе Мейерхольда. Созданные в пьесах Н. Ф. Погодина роли Анки («Поэма о топоре», 1931), Колокольчиковой («Мой друг», 1932), Маши («После бала», 1934) были пронизаны острым чувством современности. В сыгранной в 1935 шекспировской Джульетте Бабанова акцентировала контраст между внешней хрупкостью, детской беззащитностью и той безграничной силой духа, которую обретала ее героиня в любви к своему избраннику, бросая вызов окружающему ее миру. В роли своенравной Дианы («Собака на сене» Лопе де Вега, 1937) проявились присущая Бабановой комедийная легкость, задор. Классикой в истории советского театра стала бабановская Таня («Таня» А. Н. Арбузова, 1939), в роли которой, несмотря на ходульность образа эпохи соцреализма, актриса сумела передать лишенное фальши подлинное чувство. Актерской манере Бабановой были присущи эмоциональность, лиризм в сочетании со строгой выверенностью формы, точным отбором деталей. Ее природный дар — удивительный голос, высокий и очень мелодичный, — вместе с неповторимой «бабановской» интонацией играл особую роль в сценическом облике актрисы.

    С конца 1940-х годов Бабанова часто находилась в творческом простое. Среди ролей: «Софья» («Зыковы» М. Горького, 1951), Кей («Украденная жизнь» К. Моримото, 1959), Лидия Самойловна («Мария» А. Д. Салынского, 1970; Государственная премия РСФСР, 1972), Москалева («Дядюшкин сон» по Ф. М. Достоевскому, 1971). Последняя роль — Жена в спектакле МХАТа «Все кончено» Э. Олби (1979). С большим успехом Бабанова работала на радио, где создала такие выдающиеся работы, как «Маленький принц» А. Сент-Экзюпери, сказки Г. Х. Андерсена «Оле-Лукойе» и «Ель». Единственной ее работой в кино остался фильм «Одна» (1931).

  5. Источник: Энциклопедический словарь



  6. Энциклопедия кино

    БАБАНОВА Мария Ивановна (11 ноября 1900, Москва — 20 марта 1983, там же), актриса; народная артистка СССР (1954); лауреат Государственной премии СССР (1941, за исполнение роли Ларисы в «Бесприданнице»);

    В 1920 году Мария Бабанова окончила студию при театре ХПСРО (Художественно-просветительный союз рабочих организаций) под руководством Ф. Ф. Комиссаржевского в Москве и начала работать в различных московских театрах. С 1922 года она играла на сцене театра Революции (позже театр имени Маяковского), а с 1923 года — театра Мейерхольда. Незаурядная драматическая актриса, мастер сценической миниатюры Мария Бабанова снималась в кино, много работала на радио (последняя роль — радиоспектакль «Портрет Дориана Грея»). В 1979 году на сцене МХАТ она сыграла свою последнюю роль в пьесе Э. Олби «Все кончено».

    1931 Одна (см. ОДНА (1931))

  7. Источник: Энциклопедия кино



  8. Москва (энциклопедия)

  9. Источник:



  10. Большой Энциклопедический словарь

  11. Источник: