Большая Советская энциклопедия

    вид литературы, включающей художественные произведения, сюжет которых посвящён раскрытию загадочного преступления, обычно с помощью логического анализа фактов. Основой конфликта чаще всего является столкновение справедливости с беззаконием, завершающееся победой справедливости. Родоначальником собственно Д. л. считается американский писатель Э. По («Убийство на улице Морг», 1841, и др.). Основные черты Д. л. складываются уже во 2-й половине 19 — начале 20 вв. в творчестве У. У. Коллинза (Англия), Э. Габорио, Г. Леру (Франция), А. К. Грин (США) и особенно А. К. Дойла (Англия), создавшего популярный образ Шерлока Холмса, частного детектива. Оформляются два сюжетных типа Д. л.: интеллектуальный, идущий от Э. По (основной интерес сосредоточен на процессе расследования), и приключенческий, идущий от У. Коллинза (построенный на нагнетании новых драматических эпизодов, часто новых преступлений).

    Большую роль в дальнейшем развитии Д. л. сыграли произведения английских писателей Э. Уоллеса, Д. Л. Сейерс и др., а также Г. К. Честертона, создавшего образ «интуитивного детектива» — патера Брауна. Для большинства произведений 1-й четверти 20 в. характерна, однако, искусственность ситуаций, стандартность сюжетной схемы: Р. Фримен, Ф. У. Крофтс (Англия); С. С. Ван Дайн (псевдоним У. Райта), Дж. Карр (США).

    Реалистическими элементами, литературным мастерством отмечены повести о сыщиках-любителях Эркюле Пуаро и мисс Марпл А. Кристи (Англия) и об инспекторе Мегрэ Ж. Сименона (Франция). Реалистические мотивы в американской Д. л. возродил Д. Хамметт, а за ним — Р. Чандлер, Ф. Макдональд (так называемая жёсткая школа, не чуждая острой социальной критики). Под их влиянием в Д. л. 20—30-х гг. сложился тип «динамичной повести», компромиссно сочетающей реалистические моменты с сюжетными шаблонами: Э. С. Гарднер, Р. Стоут, Э. Куин (псевдоним Ф. Даннея и М. Б. Ли), П. Квентин (псевдоним группы писателей) в США; Дж. Тей, М. Иннес (Англия); Н. Марш (Новая Зеландия). После 2-й мировой войны возрос поток антиинтеллектуальной Д. л., лишённой социальной проблематики: так называемая чёрная школа — М. Спиллейн, С. Адамс (США), серия о шпионе-супермене Джеймсе Бонде И. Флеминга (Англия) — воспевающая жестокость и секс. В середине 20 в. широко распространились модификации Д. л.: криминальный (Ф. Айлс, Д. Симсон, Англия; П. Хайсмит, США), шпионский (Э. Эмблер, Ле Карре — псевдоним Дж. Корнуэлла, Англия) и полицейский (Э. Мак-Бейн, США) романы, а также детективные сюжеты, основанные на научно-фантастической идее (А. Азимов, США).

    Зачинатели советской Д. л. — А. Н. Толстой («Гиперболоид инженера Гарина») и М. Шагинян («Месс-Менд»). Поначалу преобладала «шпионская» тематика. В послевоенный период, наряду с собственно Д. л. (Л. Шейнин), появились произведения о работниках милиции (А. Адамов, Ю. Семёнов и др.) и контрразведки (Р. Ким), фантастический детектив.

    Для лучших образцов Д. л. характерны реалистичность изображения быта и психологии, общественных связей и конфликтов, романтическая заострённость событий и характеров, увлекательность интеллектуальной игры. Они основаны на рационалистическом убеждении в силе разума и утверждают торжество правопорядка над социальным злом.

    Лит.: Томан Н., Что такое детективная литература?, в сб.: О фантастике и приключениях. О литературе для детей, в. 5, Л., 1960; Детектив: и социальность, и художественность, «Литературная газета», 1972, 19 января; Haycroft Н., Murder for pleasure, N. Y. — L., [1943]; Pfeiffer Н., Die Mumie im Glassarg, Rudolfstadt, [I960]; Maver W., Krimi und Crimen, Halle, [1967]; Škvorecký I., Nápady čtenaře detektivek, Praha, [1965]; Райнов В., Черният роман, София, 1970; Barzum I., Taylor W. Н., A catalogue of crime, N. Y., 1971.

    P. Э. Нудельман.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Большой энциклопедический словарь

    ДЕТЕКТИВНАЯ ЛИТЕРАТУРА - в узком смысле - проза о расследовании и "разгадке" преступления, в расширительном смысле - изображение криминальных преступлений и борьбы с преступниками. Родоначальник детективной литературы - Э. По ("Убийство на улице Морг", 1841 и другие новеллы). Классические произведения детективной литературы описывают раскрытие преступлений логическим методом (А. К. Дойл, Г. К. Честертон, Э. Габорио, А. Кристи, Р. Стаут). Дальнейшее развитие жанра связано с появлением в детективной литературе социально-психологических мотивов (Ж. Сименон, Мацумото Сэйте), с возникновением разновидностей детективной литературы, изображающих непосредственную схватку стражей правопорядка с преступным миром, со сценами насилия и угроз (Д. Хеммет, Р. Т. Чандлер и др.).

  3. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  4. Современная энциклопедия

    ДЕТЕКТИВНАЯ ЛИТЕРАТУРА, в узком смысле - проза о расследовании и "разгадке" преступления, в расширительном смысле - изображение криминальных преступлений и борьбы с преступниками. Родоначальник детективной литературы - Э. По ("Убийство на улице Морг", 1841, и др. новеллы). Классические произведения детективной литературы описывают раскрытие преступления логическим методом (А.К. Дойл, К.Г. Честертон, Э. Габорио, А. Кристи, Р. Стаут). Дальнейшее развитие жанра связано с появлением в детективной литературе социально-психологических мотивов (Ж. Сименон, Мацумото Сэйте), с возникновением разновидностей детективной литературы, изображающих непосредственную схватку стражей правопорядка с преступным миром, со сценами насилия и угроз (Д. Хамметт, Р.Т. Чандлер и др.).

  5. Источник: Современная энциклопедия. 2000.



  6. Энциклопедический словарь

    детекти́вная литерату́ра

    в узком смысле — проза о расследовании и «разгадке» преступления, в расширительном смысле — изображение преступлений и борьбы с преступниками. Родоначальник детективной литературы — Э. По («Убийство на улице Морг», 1841, и другие новеллы). Классические произведения детективной литературы описывают раскрытие преступлений логическим методом (А. К. Дойл, Г. К. Честертон, Э. Габорио, А. Кристи, Р. Стаут). Дальнейшее развитие жанра связано с появлением в детективной литературе социально-психологических мотивов (Ж. Сименон, Мацумото Сэйтё), с возникновением разновидностей детективной литературы, изображающих непосредственную схватку стражей правопорядка с преступным миром, со сценами насилия и угроз (Д. Хеммет, Р. Т. Чандлер и др.).

    * * *

    ДЕТЕКТИВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

    ДЕТЕКТИ́ВНАЯ ЛИТЕРАТУ́РА, в узком смысле — проза о расследовании и «разгадке» преступления, в расширительном смысле — изображение криминальных преступлений и борьбы с преступниками. Родоначальник детективной литературы — Э. По(см. ПО Эдгар Аллан) («Убийство на улице Морг», 1841 и другие новеллы). Классические произведения детективной литературы описывают раскрытие преступлений логическим методом (А. К. Дойл(см. ДОЙЛ Артур Конан), Г. К. Честертон(см. ЧЕСТЕРТОН Гилберт Кит), Э. Габорио(см. ГАБОРИО Эмиль), А. Кристи(см. КРИСТИ Агата), Р. Стаут(см. СТАУТ Рекс)). Дальнейшее развитие жанра связано с появлением в детективной литературе социально-психологических мотивов (Ж. Сименон(см. СИМЕНОН Жорж), Мацумото Сэйте), с возникновением разновидностей детективной литературы, изображающих непосредственную схватку стражей правопорядка с преступным миром, со сценами насилия и угроз (Д. Хеммет(см. ХЭММЕТ Дэшил), Р. Т. Чандлер(см. ЧАНДЛЕР Раймонд) и др.).

  7. Источник: Энциклопедический словарь



  8. Большой Энциклопедический словарь

  9. Источник: