Большая Советская энциклопедия

    Добужинский Мстислав Валерианович [2(14).8.1875, Новгород, ‒ 20.11.1957, Нью-Йорк], русский художник. Учился в Петербурге в Рисовальной школе Общества поощрения художеств (1885‒87), в Мюнхене (1899‒1901) ‒ в школе А. Ажбе и у Ш. Холлоши. Член объединения «Мир искусства». В начале творческого пути (1902‒05) испытал влияние югендстиля, А. Н. Бенуа и К. А. Сомова. В 1905 сотрудничал в сатирическом журнале «Жупел», где были опубликованы его рисунки, обличающие самодержавие («Октябрьская идиллия»). В дореволюционный период работал главным образом в области станковой и книжной графики (в том числе оформлял журналы «Мир искусства», «Золотое руно», «Аполлон»), а также писал исторические картины («Пётр Великий в Голландии», эскиз 1910 в Третьяковской галерее) и оформлял театральные спектакли («Месяц в деревне» Тургенева, 1909, «Николай Ставрогин» по Достоевскому, 1913, ‒ оба в МХТ; с 1914 ‒ спектакли антрепризы С. П. Дягилева). Наряду с ретроспективными архитектурными пейзажами в творчестве Д. большое место занимает тема современного индустриального города, который в его произведениях порой приобретает фантастически одушевлённый облик и черты трагического гротеска («Старый домик», гуашь, графитный карандаш, 1905, «Человек в очках», уголь, акварель, белила, 1905‒06, «Окно парикмахерской», акварель, гуашь, уголь, 1906, ‒ все в Третьяковской галерее). Из работ советского времени наиболее значительны иллюстрации (к «Свинопасу» Андерсена, изд. в 1922, «Белым ночам» Достоевского, изд. в 1923, «Трём толстякам» Олеши, изд. в 1928, и др.). В произведениях Д. наиболее полно проявилась характерная для художников объединения «Мир искусства» система оформления и иллюстрирования книги с её стилизаторскими тенденциями. Книжная графика Д. отличается точным соответствием структуре книги и эмоциональному строю литературного произведения, изяществом и конструктивной ясностью рисунка, а с конца 1910-х гг. и повышенной экспрессией линий и пятен. Преподавал в Петербурге в частных художественных школах, в советское время профессор (с 1922) АХ в Петрограде. С 1925 Д. жил в Литве (в 1929‒39 в Каунасе, где преподавал в Художественной школе), а с 1939 ‒ в Англии и США, работая главным образом над оформлением театральных спектаклей.

    Лит.: Маковский С., Нотгафт Ф., Графика М. В. Добужинского, Л., 1924; Гусарова А., Книжная графика М. В. Добужинского, в сб.: Очерки по русскому и советскому искусству, М., 1965; История русского искусства, т. 10, кн. 1, М., 1968, с. 431‒43, кн. 2, М., 1969, с. 194‒99; Mstislavas Dobužinskis. Teatro dekoraciju, kostiumu, eskizu paroda. Katalogas, Vilnius, 1963 (на литов. и рус. языке); Mstislav V. Dobujinsky. 1875‒1957. Memorial exhibition, L., 1959.

    В. М. Петюшенко.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Большой энциклопедический словарь

    ДОБУЖИНСКИЙ Мстислав Валерианович (1875-1957) - российский график и театральный художник. Член "Мира искусства". С 1925 жил в Литве, с 1939 - в Великобритании и США. В книжной и станковой графике (иллюстрации к "Белым ночам" Ф. М. Достоевского, 1923), карикатурах, театральных работах изящная стилизованная манера сочетается с чертами трагического гротеска.

  3. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  4. Энциклопедический словарь

    Добужи́нский Мстислав Валерианович

    (1875—1957), российский график, живописец и театральный художник. Член «Мира искусства». С 1925 жил в Литве, с 1939 — в Великобритании и США. В книжной (иллюстрации к «Белым ночам» Ф. М. Достоевского, 1923) и станковой графике, карикатурах, театральных работах изящная стилизованная манера сочетается с чертами трагического гротеска.

    * * *

    ДОБУЖИНСКИЙ Мстислав Валерианович

    ДОБУЖИ́НСКИЙ Мстислав Валерианович [2 (14) августа 1875, Новгород — 20 ноября 1957, Нью-Йорк], русский график и театральный художник.

    Учился в Петербурге в Рисовальной школе Общества поощрения художеств (1885—1887), а также в Мюнхене в школе А. Ажбе(см. АЖБЕ Антон) и у Ш. Холлоши(см. ХОЛЛОШИ Шимон). Испытал влияние югендстиля(см. ЮГЕНДСТИЛЬ), а также художников А. Н. Бенуа(см. БЕНУА Александр Николаевич) и К. А. Сомова(см. СОМОВ Константин Андреевич) (1902—1905). Член «Мира искусства»(см. МИР ИСКУССТВА). Оформлял журналы «Мир искусства», «Золотое руно»(см. ЗОЛОТОЕ РУНО (журнал)), «Аполлон»(см. АПОЛЛОН (журнал)).

    В дореволюционный период работал преимущественно в области станковой и книжной графики, писал исторические картины («Петр Великий в Голландии», эскиз, 1910, Третьяковская галерея), оформлял театральные постановки («Месяц в деревне» И. С. Тургенева, 1909; «Николай Ставрогин» по Ф. М. Достоевскому; обе в Московском Художественном театре; и др.) и антрепризы С. П. Дягилева (с 1914). В 1905 сотрудничал с журналом «Жупел», где были опубликованы его обличающие самодержавие рисунки («Октябрьская идиллия», «Умиротворение»). В творчестве Добужинского особое место занимает тема современного индустриального города, приобретающего в его произведениях фантастически-одушевленный облик («Старый домик», гуашь, графитный карандаш, 1905; «Человек в очках», уголь, акварель, белила, 1905—1906; оба в Третьяковской галерее).

    Книжная графика Добужинского (иллюстрации к «Свинопасу» Андерсена, издание 1922; «Белым ночам» Ф. М. Достоевского, 1923; «Трем толстякам» Олеши, издание 1928) оказала значительное влияние на развитие этого вида искусства в России. В книжной и станковой графике, карикатурах, театральных работах изящная стилизованная манера художника сочетается с чертами трагического гротеска.

    Преподавал в частных художественных школах Петербурга, с 1922 — в Академии художеств, состоял членом-директором Мариинского театра. С 1925 жил в Литве, с 1939 — в Великобритании, Франции и США, где занимался в основном оформлением театральных спектаклей (всего более ста, в том числе «Ревизор» Н. В. Гоголя).

  5. Источник: Энциклопедический словарь



  6. Лермонтовская энциклопедия

    ДОБУЖ́́ИНСКИЙ Мстислав Валерианович (1875—1957), рус. художник, книжный график; член объединения «Мир искусства». Подготовил отд. издание поэмы Л. «Тамбовская казначейша» (1913). Как все «мирискусники», преим. внимание уделял декоративным элементам книги, наполняя их, однако, конкретным содержанием. Единств. страничный рисунок «Проигрыш казначея» — кульминация сюжета — вынесен на фронтиспис (раскрашенный художником оттиск — в музее ИРЛИ); завязка поэмы — «Казначейша у окна» (вариант — графит; музей ИРЛИ) — играет роль заставки; развязка — «Улан уносит казначейшу» — роль концовки. Один из фрагментов сюжета отражен в виньетке на титуле — штаб-ротмистр выпускает из длинного чубука клубы дыма, в к-рых ему мерещится прекрасная казначейша. Поэма прочтена Д. как остросюжетная новелла.В фонде художника (хранится в Респ. б-ке Литов. ССР) имеются многочисл. эскизы-варианты на ту же тему. Здесь же — черновые эскизы иллюстраций к лирич. стихам Л. «Сижу я в комнате старинной» (4 варианта), «Романс» («Стояла серая скала») и «Чума». Авт. датировка эскизов — 1914. Видимо, иллюстрации предназначались для 4-томного собр. соч. Л., к-рое готовило к юбилею 1914 изд-во «Грядущий день» (изд. не состоялось).Лит.: Розенталь Л., Добужинский-иллюстратор, «Печать и революция», 1924, кн. 1, с. 90; его же, М. В. Добужинский, М. — Л., 1928, с. 45; Сидоров, с. 178—79; Чугунов Г. И., Книжная графика М. В. Добужинского (заруб. период, 1925—1957), в кн.: Книга. Исследования и материалы. Сб. 24, М., 1972, с. 62.

  7. Источник: Лермонтовская энциклопедия



  8. Большой Энциклопедический словарь

  9. Источник: