«Оппортунизм»

Оппортунизм в словарях и энциклопедиях

Значение слова «Оппортунизм»

Источники

    Большая Советская энциклопедия

    (франц. opportunisme, от лат. opportunus — удобный, выгодный)

    в рабочем движении, теория и практика, противоречащие действительным интересам рабочего класса, толкающие рабочее движение на путь, выгодный буржуазии. О. прямо или косвенно, путём соглашательства и открытой капитуляции или посредством неоправданных и провокационных действий приспосабливает и подчиняет рабочее движение интересам его классовых противников. О. появляется вместе с развитием революционного движения рабочего класса во 2-й половине 19 в. Первоначально его идейной основой были различные формы домарксового социализма, а его тактика заимствовалась у либеральных реформистов, а также у различных анархистских групп. В период деятельности 1-го и 2-го Интернационалов К. Маркс и Ф. Энгельс подвергли критике оппортунистические концепции и тактические установки, с одной стороны, Ф. Лассаля, Э. Бернштейна, К. Шрамма за их прямую капитуляцию перед буржуазией, а с другой — М. А. Бакунина, О. Бланки, толкавшие рабочее движение на путь авантюризма. После победы марксизма в рабочем движении О. меняет идеологическое облачение и уже, как правило, выступает, прикрываясь марксистскими фразами. По своей классовой природе О. внутри революционного рабочего движения есть проявление мелкобуржуазной идеологии и политики; в теоретическом плане он обнаруживает себя то как Ревизионизм, то как Догматизм;в организационном отношении он оказывается то ликвидаторством (см. Ликвидаторы),то Сектантством; по направлению своих воздействий на революционное движение он выступает то как правый, то как «левый» О.; при этом один вид О. может перерастать в другой. Правый О. — это меняющаяся совокупность реформистских теорий и соглашательских тактических установок, направленных на непосредственное подчинение рабочего движения интересам буржуазии и отказывающихся от коренных интересов рабочего класса во имя временных частичных выгод. В основе конкретных разновидностей правого О. лежит фаталистическая концепция, которая подменяет трезвый учёт объективных условий преклонением перед стихийным экономическим развитием, принимает мелкие реформы за постепенное осуществление социализма, уповает на автоматическую «трансформацию капитализма в социализм». Защита «сотрудничества» классов, отречение от идеи социалистической революции и диктатуры пролетариата, от революционных методов борьбы, приспособление к буржуазному национализму, превращение в фетиш легальности и буржуазной демократии — таковы идейные основы правого О. Чаще всего он является отражением настроений тех слоёв мелкой буржуазии или отдельных групп рабочего класса — рабочей аристократии и бюрократии, которые имеют относительно сносные условия существования. Уже в конце 19 в. правый О. получил широкое распространение в рабочем движении. В качестве идейного знамени им широко использовались ревизионистские идеи Бернштейна, а позже и догматические установки К. Каутского и др. После смерти К. Маркса и Ф. Энгельса в крупнейших социал-демократических партиях Европы, во 2-м Интернационале ключевые позиции постепенно захватили правые оппортунисты (К. Каутский, Г. Гайндман, Г. Кунов и др.). В. И. Ленин, большевики, революционные марксисты др. стран на протяжении многих лет вели непримиримую борьбу против правого О. После краха 2-го Интернационала (1914) оппортунистическое крыло в социал-демократических партиях окончательно стало на путь перерождения, явилось предтечей значительной части партий современного Реформизма, унаследовавших идеи правого О. и полностью отрекшихся от марксизма. С возникновением международного коммунистическое движения О. неоднократно пытался закрепиться в его рядах, вёл борьбу против теории и практики ленинизма. Во 2-й половины 20 в. правый О. в коммунистическом движении выступает как правый ревизионизм. Его представители (М. Джилас, И. Надь, Дж. Гейтс и др., в конце 60-х гг. — Р. Гароди, В.Фишер, Ф. Марек, Б. Петков и др.), прикрываясь флагом антидогматизма, «творческого развития марксизма-ленинизма», использовали в качестве идейных источников не только взгляды правых оппортунистов конца 19 и начала 20 вв., но и современный буржуазный и социал-реформистскую идеологию. В результате развернувшейся острой борьбы идейные позиций правого О. были разбиты, а его представители оказались вне коммунистического движения.

    «Левый» О. представляет собой весьма неустойчивую смесь ультрареволюционных теорий и авантюристических тактических установок, толкающих революционное рабочее движение на неоправданные действия, бессмысленные жертвы и поражения. Основой «левого» О. являются волюнтаристические концепции, спекулирующие на революционном энтузиазме масс. Ставка на «революционное насилие» как на панацею от всех бед, игнорирование этапов общественно-экономическое развития, «подталкивание» революций и «кавалерийские атаки» в области экономики — таковы идейные основы «левого» О. Типичным примером «левого» О. является Троцкизм. «Левый» О., как правило, выражает психологию и настроения тех групп мелкой буржуазии, крестьянства, представителей средних слоев, которые под нажимом безудержной эксплуатации или в обстановке трудностей социалистического строительства впадают в крайнюю анархическую революционность. «Левый» О. пытается столкнуть революционное движение на авантюристический путь, своими ошибочными действиями, прикрываемыми революционной, марксистской фразой, дискредитирует коммунизм и тем играет на руку буржуазии.

    Ленин в работе «Детская болезнь “левизны” в коммунизме» (1920) дал анализсущности и различных форм проявления «левого» О., возникших в период формирования мирового коммунистического движения.

    С начала 60-х гг. опасность «левого» О. вновь возрастает: его отличительной чертой является то, что он начал складываться как догматизм, а в дальнейшем обрёл форму «левого» ревизионизма, причём его особо опасной разновидностью являетсяМаоизм, ставший в 50-е гг. государственной идеологией в КНР. В коммунистическом движении идёт острая борьба между марксистами-ленинцами и «левыми» О. по основным проблемам общественного развития: сущности современной эпохи, роли главных революционных сил, вопросов войны и мира, роли стран «третьего мира», разрядки международной напряжённости, путей строительства социализма и расширения демократии и т.д. Современный «левый» О. пытается подменить своими концепциями все составные части марксизма-ленинизма, расколоть содружество социалистических стран и международное коммунистическое движение, клеветнически отождествляет СССР и США как две «сверхдержавы», стремится столкнуть коммунистов на авантюристический путь. Борьба как против правого, так и против «левого» О. является актуальной задачей мирового коммунистического движения.

    Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., [Письмо] А. Бебелю, В. Либкнехту, В. Бракке и др. («Циркулярное письмо»), 17—18 сент. 1879 г., Соч., 2 изд., т. 34; Ленин В. И., Марксизм и ревизионизм, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 17; его же, Разногласия в европейском рабочем движении, там же, т. 20; его же, Исторические судьбы учения Карла Маркса, там же, т. 23; его же, Марксизм и реформизм, там же, т. 24; его же, Крах II Интернационала, там же, т. 26; В. И. Ленин против догматизма, сектантства, «левого» оппортунизма. Сб., М., 1964; В. И. Ленин против ревизионизма. Сб., М., 1958; Программа КПСС (Принята XXII съездом КПСС), М., 1973; Программные документы борьбы за мир, демократию и социализм, М., 1961; Международное совещание коммунистических и рабочих партий, М., 1969; Ревизионизм — главная опасность, М., 1958; Бутенко А. П., Основные черты современного ревизионизма (Критический очерк), М., 1959; Марксизм-ленинизм — единое интернациональное учение, т. 1—3, М., 1968—1969; Критика теоретических основ маоизма, М., 1973.

    А. П. Бутенко.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Словарь форм слова

    1. оппортуни́зм;
    2. оппортуни́змы;
    3. оппортуни́зма;
    4. оппортуни́змов;
    5. оппортуни́зму;
    6. оппортуни́змам;
    7. оппортуни́зм;
    8. оппортуни́змы;
    9. оппортуни́змом;
    10. оппортуни́змами;
    11. оппортуни́зме;
    12. оппортуни́змах.
  3. Источник: Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку»



  4. Толковый словарь Ожегова

    ОППОРТУНИ́ЗМ, -а, муж. В политической борьбе: противопоставление своих взглядов позиции большинства, утверждение необходимости согласия сторон, соглашательства.

    | прил. оппортунистический, -ая, -ое.

  5. Источник: Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992.



  6. Малый академический словарь

    , м.

    Враждебное марксизму-ленинизму течение в рабочем движении, подчиняющее классовые интересы пролетариата интересам буржуазии, проповедующее соглашательство, сотрудничество с буржуазией, отказ от революционных средств борьбы.

    [От лат. opportunus — удобный, выгодный]

  7. Источник: Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР. Евгеньева А. П.. 1957—1984.



  8. Толково-фразеологический словарь Михельсона

    Оппортунистское направление (оппортунисты).

    Ср. (В "Перевале" Боборыкина) план именно в том и состоит, чтобы привести Философа оппортунизма к наглядному сознанию невозможности примирить неприкрашенную действительность с требованиями этики.

    С.А. Венгеров. Критико-биогр. словарь. 4, 1, 7.

    Ср. Ему захотелось показать Брынцеву, что он служит "и нашим и вашим", что в нем сидит полулиберал, полународник, что он оппортунист, служилый человек, которому надо кормиться...

    П. Боборыкин. Из новых. 3, 5.

    Ср. Бисмарк пробовал разные направления и в своей политике не стеснялся выбором средств. В этом смысле он был оппортунист чистейшей воды.

    Ср. „Новости" (Передовик 8-го июня 1897 г.).

    Ср. Когда затем и либерализм, хотя бы и самый умеренный, стал казаться не соответствующим времени, Аркадий Николаевич почувствовал себя оппортунистом и, где нужно, объявил себя в такой роли... С тех пор он и остался оппортунистом, или, как сам себя называл, "человеком жизни".

    К.М. Станюкович. Откровенные. 2, 1.

    Ср. Блохи, непрерывно щекоча и покусывая Пимена, не давали его литературно-публицистическому дарованию развиться в том благовременном направлении, которое во Франции известно под именем оппортунистского, а у нас покуда носит кличку газетного легкого поведения.

    Салтыков. Сборник. Похороны.

    Ср. Лавры оппортуниста Гамбетты — не дают Менандру спать.

    Там же.

    Ср. Opportunus, удобный, благоприятный.

    См. чистейшей воды.

    См. блох много.

    См. этика.

  9. Источник: Русская мысль и речь. Свое и чужое. Опыт русской фразеологии. Сборник образных слов и иносказаний. Т.Т. 1—2. Ходячие и меткие слова. Сборник русских и иностранных цитат, пословиц, поговорок, пословичных выражений и отдельных слов. СПб., тип. Ак. наук.. М. И. Михельсон. 1896—1912.



  10. Толковый словарь Ушакова

    ОППОРТУНИ́ЗМ, оппортунизма, муж. (от лат. opportunus - удобный) (полит.).

    1. Политика подчинения рабочего движения классовым интересам буржуазии. «Оппортунизм не доводит признания классовой борьбы как раз до самого главного, до периода перехода от капитализма к коммунизму, до периода свержения буржуазии и полного уничтожения ее.» Ленин. «Социал-шовинизм есть законченный оппортунизм.» Ленин. «"Теория" стихийности есть теория оппортунизма, теория преклонения перед стихийностью рабочего движения, теория фактического отрицания руководящей роли авангарда рабочего класса, партии рабочего класса.» Сталин.

    2. Политика приспособления к обстоятельствам, беспринципность, соглашательство с противником в борьбе (книжн.).

  11. Источник: Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.



  12. Толковый словарь Ефремовой

    I

    м.

    Политика, основанная на отказе от борьбы и идеалов пролетариата; сотрудничество с буржуазией (в марксизме).

    II

    м.

    Приспособленчество, соглашательство, беспринципность, возведенные в ранг политики; компромисс с врагом.

  13. Источник: Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.



  14. Большой энциклопедический словарь

    ОППОРТУНИЗМ (франц. opportunisme - от лат. opportunus - удобный, выгодный), приспособленчество, соглашательство, беспринципность.

  15. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  16. Современная энциклопедия

    ОППОРТУНИЗМ (от латинского opportunus - удобный, выгодный), приспособленчество, соглашательство, беспринципность.

  17. Источник: Современная энциклопедия. 2000.



  18. Большой англо-русский и русско-английский словарь

    муж. opportunism, timeservingоппортун|изм - м. time-serving, opportunism;
    ~ист м. time-server, opportunist;
    ~истический opportunist attr.

  19. Источник: Большой англо-русский и русско-английский словарь



  20. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь

    оппортунизм м Opportunismus m неизм.

  21. Источник: Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь



  22. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь

    м

    Opportunismus m неизм.

  23. Источник: Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь



  24. Большой французско-русский и русско-французский словарь

    м.

    opportunisme m

  25. Источник: Большой французско-русский и русско-французский словарь



  26. Большой испано-русский и русско-испанский словарь

    м.

    oportunismo m

  27. Источник: Большой испано-русский и русско-испанский словарь



  28. Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь

    м. полит.

    opportunismo

  29. Источник: Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь



  30. Энциклопедический словарь экономики и права

    (от лат. opportunus- удобный, выгодный) - 1) стремление одной из договаривающихся сторон при заключении соглашения сформулировать условия соглашения таким образом, чтобы достичь преимуществ в отношении партнера, с которым заключается соглашение, переложить на него большую часть затрат; 2) приспособленчество, соглашательство, беспринципность.

  31. Источник: Энциклопедический словарь экономики и права



  32. Философская энциклопедия

    ОППОРТУНИЗМ

    (франц. opportunisme, от лат. ор-portunus — удобный, выгодный) в рабочем движении, теория и практика, противоречащие действит. интересам рабочего класса, толкающие рабочее движение на путь, выгодный буржуазии. О. прямо или косвенно, путём соглашательства и открытой капитуляции перед буржуазией или посредством неоправданных и провокац. действий приспосабливает и подчиняет рабочее движение интересам его классовых противников.

    О. появляется вместе с развитием революц. движения рабочего класса во 2-й пол. 19 в. Первоначально его идейной основой были различные формы домарк-сового социализма, а его тактика заимствовалась у либеральных реформистов, а также у различных анархистских групп. В период деятельности 1-го и 2-го Интернационалов К. Маркс и Ф. Энгельс подвергли критике оппортунистич. концепции и тактич. установки, с одной стороны, Ф. Лассаля, Э. Бернштейна, К. Шрамма за их прямую капитуляцию перед буржуазией, а с другой — М. А. Бакунина, О. Бланки, толкавшие рабочее движение на путь авантюризма. После победы марксизма в рабочем движении О. меняет идеологич. облачение и уже, как правило, выступает, прикрываясь марксистскими фразами. По своей классовой природе О. внутри революц. рабочего движения есть проявление мелкобурж. идеологии и политики; в теоретич. плане он обнаруживает себя то как ревизионизм, то как догматизм; в организац. отношении он оказывается то ликвидаторством, то сектантством; по направлению своих воздействий на революционное движение он выступает то как правый, то как «левый» О.; при этом один вид О. может перерастать в другой. Правый О. — это меняющаяся совокупность реформистских теорий и соглашательских тактич. установок, направленных на непосредств. подчинение рабочего движения интересам буржуазии и отказывающихся от коренных интересов рабочего класса во имя временных частичных выгод. В основе конкретных разновидностей правого О. лежит фаталистич. концепция, которая подменяет трезвый учёт объективных условий преклонением перед стихийным экономич. развитием, принимает мелкие реформы за постепенное осуществление социализма, уповает на автоматич. «трансформацию капитализма в социализм». Защита «сотрудничества» классов, отречение от идеи социалистич. революции и диктатуры пролетариата, от революц. методов борьбы, приспособление к бурж. национализму, превращение в фетиш легальности и бурж. демократии — таковы идейные основы правого О. Чаще всего он является отражением настроений тех слоев мелкой буржуазии или отд. групп рабочего класса — рабочей аристократии и бюрократии, которые имеют относительно сносные условия существования.

    «Левый» О. представляет собой весьма неустойчивую смесь ультрареволюц. теорий и авантюристич. тактич. установок, толкающих революц. рабочее движение на неоправданные действия, бессмысленные жертвы и поражения. Основой «левого» О. являются волюнта-ристич. концепции, спекулирующие на революц. энтузиазме масс. Ставка на «революц. насилие» как на панацею от всех бед, игнорирование этапов обществ.-экономич. развития, «подталкивание» революций и «кавалерийские атаки» в области экономики — таковы идейные основы «левого» О. «Левый» О., как правило, выражает психологию и настроения тех групп мелкой буржуазии, крестьянства, представителей средних слоев, которые под нажимом безудержной эксплуатации или в обстановке трудностей социалистич. строительства впадают в крайнюю анархич. революционность.

    Правый и «левый» О. всегда шли рука об руку, «дополняя» друг друга, ведя со своих позиций борьбу против революц. рабочего движения, предавая его коренные интересы.

    Уже в кон. 19 в., после смерти Маркса и Энгельса, в крупнейших с.-д. партиях Европы, во 2-м Интернационале ключевые позиции постепенно захватили правые оппортунисты (К. Каутский, Г. Гайндман, Г. Кунов и др.). В. И. Ленин, большевики, революц. марксисты др. стран на протяжении мн. лет вели непримиримую борьбу против правого О. После краха 2-го Интернационала(1914) оппортунистич. крыло в с.-д. партиях окончательно стало на путь перерождения, явилось предтечей значит. части партий совр. реформизма, унаследовавших идеи правого О. и полностью отрёкшихся от марксизма.

    С возникновением междунар. коммунистич. движения О. неоднократно пытался закрепиться в его рядах. Уже в первые годы развития этого движения, решительно боровшегося против влияния социал-реформизма в рабочей среде, как реакция на это влияние получили известное распространение левацкие взгляды. Ленин в работе «Детская болезнь „левизны" в коммунизме»(1920) дал анализ сущности и различных форм проявления «левого» О., возникших в период формирования мирового коммунистического движения.

    Проявления правого О. в коммунистич. движении особенно были заметны в кон. 50-х гг. (М. Джилас, И. Надь, Дж. Гейтс и др.), в кон. 60-х гг. (Р. Гароди, Э. Фишер, Ф. Марек, Б. Петков, О. Шик и др.), а также в 70-х гг., когда под предлогом поиска «новых путей» к социализму для развитых капиталистич. стран отвергался ленинизм и опыт реального социализма, идеализировалась бурж. демократия, противопоставлялись коммунистич. партии социалистич. и капиталистич. стран. Типичное течение «левого» О. — троцкизм.

    В коммунистич. движении марксисты-ленинцы ведут решит. борьбу против правого и «левого» О., их теоретич. установок и практич. действий.

    Маркс К. и Энгельс Ф., Циркулярное письмо А. Бебелю, В. Либкнехту, В. Еракке и др., 17—18сент.1879 г., Соч., т. 34; Ленин В. И., Марксизм? ревизионизм, ПСС, т. 17; его же, Разногласия в европ. рабочем движении, там же, т. 20; его же, Историч. судьбы учения Карла Маркса, там же, т. 23; его же, Марксизм и реформизм, там же, т. 24; его же, Крах II Интернационала, там же, т. 26; В. И. Ленин против ревизионизма. Сб., М.,1958; В. И. Ленин против догматизма, сектантства, «левого» О. Сб., М.,1964; Программа КПСС (Принята XXII съездом КПСС), М.,1976; Программные документы борьбы за мир, демократию и социализм, М.,1961; Междунар. совещание коммунистич. и рабочих партий. Документы и материалы, М.,1969; Материалы XXV съезда КПСС, М.,1976; Материалы XXVI съезда КПСС, М.,1981;

    см. также лит. к статьям Ревизионизм, Реформизм.

    А. П. Бутенко.

  33. Источник: Философская энциклопедия



  34. Энциклопедический словарь

    ОППОРТУНИ́ЗМ -а; м. [от лат. opportunus - удобный, выгодный] Книжн. Приспособленчество, беспринципность. Обвинить в оппортунизме кого-л.

    Оппортунисти́ческий; Оппортунисти́чный (см.).

    * * *

    оппортуни́зм

    (франц. opportunisme, от лат. opportunus — удобный, выгодный), приспособленчество, соглашательство, беспринципность.

    * * *

    ОППОРТУНИЗМ

    ОППОРТУНИ́ЗМ (франц. opportunisme, от лат. opportunus — удобный, выгодный), приспособленчество, соглашательство, беспринципность; политически и идеологически связан с ревизионизмом(см. РЕВИЗИОНИЗМ) и реформизмом(см. РЕФОРМИЗМ).

  35. Источник: Энциклопедический словарь



  36. Советская историческая энциклопедия

    Термин "О." впервые произведен от франц. слов en temps opportun ("в удобное или надлежащее время", первоисточник - лат. oportunus - удобный, подходящий), сказанных вождем франц. умеренных республиканцев Гамбеттой, к-рый пытался т. обр. оправдать отказ от выдвинутой им радикально-демократич. программы. Впоследствии этот термин стал употребляться в марксистской лит-ре для обозначения политики приспособленчества, соглашательства с буржуазией.

    В рабочем движении О. - политика и идеология, служащая проведению влияния буржуазии на пролетариат изнутри рабочего движения и его партий. О. является отступничеством от принципов марксизма-ленинизма. "Оппортунизм состоит в том, чтобы жертвовать коренными интересами, выгадывая временные частичные выгоды. Вот в чем гвоздь, если брать теоретическое определение оппортунизма" (Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 42, с. 58 (т. 31, с. 412)).

    В мировом рабочем и коммунистич. движении О. проявляется в 2 осн. формах: правый О. - уход от марксистской стратегии и тактики к реформизму; "левый" О. - уход к мелкобурж. "революционаризму". Разрыв оппортунистов с марксистской программой и теорией проявляет себя либо как ревизионизм, либо как догматизм, а их отступление от марксистских принципов организаторской работы в массах выливается в сектантство или в ограничение деятельности партии рамками бурж. легальности, чисто просветительскими, воспитательными задачами. Разновидностью О. является и примиренчество с ним (см. Центризм).

    Появление и развитие О. имеет клас. корни в капиталистич. обществе. Пролетариат и его партии постоянно испытывают давление и влияние мелкобурж. воззрений, к-рые привносятся в рабочее движение выходцами из мелкой буржуазии, "средних слоев", из привилегированной прослойки рабочих (первоначально т. н. "рабочей аристократии", а впоследствии все в большей мере - рабочей бюрократии: профсоюзные боссы и функционеры, чиновники тред-юнионов и кооперативов, нек-рые парл. депутаты от рабочих, представители в смешанных комиссиях на капиталистич. предприятиях и т. п.). Одной из существенных причин распространения О. служит идейно-теоретич. слабость партий пролетариата на том или ином этапе их развития, недооценка опасности О. Правый и "левый" О. выражают разные устремления мелкобурж. элементов. Правый О. соответствует умонастроениям тех слоев, к-рые, хотя и испытывают гнет монополистич. капитала, опасаются утратить свои привилегии в случае революц. ломки капиталистич. строя и надеются на то, что эволюция капитализма, постепенные реформы приведут к улучшению их положения. "Левый" же О. отражает психологию мелкого буржуа, страдающего при капитализме от постоянного угнетения и часто от резкого и быстрого ухудшения жизни и легко переходящего к крайней революционности, но не способного к выдержке, организованности, дисциплине и желающего сразу же, невзирая ни на что, "выпрыгнуть" из капитализма.

    О. как враждебное марксизму течение возник во 2-й пол. 19 в., когда рабочее движение приняло массовый характер. Борьба с оппортунистич. шатаниями в рабочем движении началась уже при жизни К. Маркса и Ф. Энгельса, содействовавших тому, что образование и развитие массовых социалистич. партий пролетарского состава происходило на основе программы и тактики, выработанной науч. социализмом в борьбе с домарксистскими социалистич. учениями: прудонизмом, бакунизмом, бланкизмом, а также с бурж. либеральными воззрениями. Вытеснив эти учения и дав отпор оппортунистич. тенденциям в рабочем движении Германии (лассальянство), Франции (поссибилисты), Англии (тред-юнионизм) и др. стран, марксизм обеспечил свою теоретич. победу в междунар. рабочем движении к 90-м гг. 19 в. В 1891 2-й Интернационал исключил из своих орг-ций анархистов, чья идеология (см. Анархизм) явилась предтечей "левого" О.

    Особенности относительно "мирной" полосы в развитии капиталистич. общества, наступившей после поражения Парижской Коммуны 1871, способствовали прежде всего правому О., "...сначала как настроению, потом как направлению и, наконец, как группе или слою рабочей бюрократии и мелкобуржуазных попутчиков" (там же, т. 27, с. 118 (т. 22, с. 99)). Как реакция на реформизм в рабочем движении распространяется "левооппортунистич." течение - анархо-синдикализм, особенно в романских странах. Первая междунар. схватка с правым О. произошла в кон. 19 - нач. 20 вв., когда, несмотря на огромное разнообразие нац. и ист. особенностей в различных странах, выявилось однородное разделение внутри рабочего движения: революц. марксистам противо- стояли правооппортунистич. элементы - бернштейнианцы (см. Бернштейн) в Германии, жоресисты (см. Жорес) во Франции, Независимая рабочая партия в Англии, группа Вандервельде в Бельгии, реформисты в Италии, австромарксизм в Австро-Венгрии, меньшевики в России (см. Меньшевизм). Характерной чертой правого О. в начале его развития было то, что он вступил в борьбу с науч. социализмом как ревизионизм, облекая свою идеологию и политику марксистской терминологией, формально не порывая с марксизмом. В период, предшествовавший 1-й мировой войне 1914-18, правый О. постепенно усиливал свое влияние внутри зап.-европ. с.-д. партий и фактически получил господство во 2-м Интернационале. Этому в немалой степени способствовали "центристы" (К. Каутский, Г. Гаазе), проводившие политику примирения с открытым О., уступок ему и единства с реформистскими элементами. Оценивая роль "центризма", Ленин писал: "Не так страшен и вреден открытый оппортунизм, отталкивающий от себя сразу рабочую массу, как эта теория золотой середины, оправдывающая марксистскими словечками оппортунистическую практику, доказывающая рядом софизмов несвоевременность револю- ционных действий и проч." (там же, т. 26, с. 263 (т. 21, с. 230)). Возобладание право- оппортунистич. тенденций во 2-м Интернационале привело его к краху в годы 1-й мировой войны, когда вожди зап.-европ. с.-д. скатились на позиции социал-шовинизма, вступив в коалицию с империалистич. буржуазией своей страны и предав интересы междунар. пролетариата.

    В противоположность партиям 2-го Интернационала, терпевшим в своей среде О., партия большевиков занимала непримиримую позицию по отношению к О., отделилась организационно от оппортунистов. Выразителями правого О. в росс. рабочем движении выступали представители легального марксизма и "экономизма", затем меньшевизма, ликвидаторства, социал-шовинизма. Все эти течения были идейно разгромлены большевиками и не смогли повести за собой рабочий класс, повернуть его на путь, выгодный рус. буржуазии. Опыт России показал, что "Одним из необходимых условий подготовки пролетариата к его победе является длительная и упорная, беспощадная борьба против оппортунизма, реформизма, социал-шовинизма и тому подобных буржуазных влияний и течений, которые неизбежны, поскольку пролетариат действует в капиталистической обстановке" (там же, т. 40, с. 24 (т. 30, с. 250-51)). Большевики вместе с интернационалистскими элементами в других пролетарских партиях неустанно боролись против междунар. О. во 2-м Интернационале. В ходе этой борьбы были разоблачены идейные основы правого О., к-рые заключаются в защите идеи сотрудничества классов, отрицании необходимости социалистич. революции и подмене ее бурж. реформами, в отречении от идеи диктатуры пролетариата, от революц.. методов борьбы, в преклонении перед бурж. легальностью, приспособлении к бурж. национализму, отказе от пролетарской классовой точки зрения и клас. борьбы.

    Победа Вел. Окт. социалистич. революции 1917 в России и образование 3-го, Коммунистического Интернационала положили конец недолгому господству правого О. в междунар. рабочем движении. Повсеместно создавались коммунистич. партии, выражавшие подлинные интересы рабочего класса; они размежевались организационно с зараженными правым оппортунизмом с.-д. партиями. На почве с.-д. движения правый О. все больше эволюционировал к открытому союзу с буржуазией своей страны против завоевавшего власть пролетариата (меньшевизм), к союзу с мировым империализмом против первого в мире социалистич. гос-ва. В период между мировыми войнами правый социал-демократизм, как крайнее и наиболее последовательное выражение тенденций правого О., открыто порывает с творч. марксизмом, его революц. сутью, объявив марксизм-ленинизм отклонением, ветвью, оторвавшейся от социализма. После разгрома фашизма во 2-й мировой войне и образования мировой системы социализма произошел и формальный отход идеологов правой социал-демократии от марксизма, от социалистич. программ рабочего движения (провозглашение необязательности обоб- ществления собственности, объявление гл. содержанием социализма "этич. идеала", "свободы индивидуальности"). Эволюция идеологии социал-демократизма привела к тому, что он все больше утрачивал свое влияние на рабочий класс. Однако в нек-рых развитых капиталистич. странах, прежде всего в Зап. Европе, правый социал-демократизм остается еще серьезной политич. силой.

    Со времени образования 3-го Интернационала О. ведет борьбу с марксизмом-ленинизмом как в рабочем движении, так и внутри коммунистич. партий. Гл. врагом марксизма-ленинизма в рабочем движении после Окт. революции оставался правый О. - реформизм и ревизионизм.

    В нач. 20-х гг. вполне определившимся и крайне опасным направлением в междунар. коммунистич. движении стал "левый" О., борьба против к-рого развернулась в интернац. масштабе (в Коминтерне и в рабочих партиях Германии, Англии, Италии, США, Франции, Голландии). В росс. рабочем движении "левый" О. пользовался ничтожным влиянием. В этом большая заслуга Коммунистич. партии, к-рая вела беспо- щадную борьбу против партии "социалистов-революционеров" (см. Эсеры), выражавшей тенденции мелкобурж. революционности, а также против "левого" доктринерства в своих рядах, против троцкизма, "левых коммунистов" и т. п. В книге "Детская болезнь "левизны" в коммунизме" (1920) Ленин, подвергнув критике разнообразные проявления "левого" О. в междунар. коммунистич. движении, раскрыл его идейные основы: неумение и нежелание понять необходимость объективного учета клас. сил и их взаимоотношения перед всяким политич. действием, недооценка революц. возможностей масс, стремление перескочить, полагаясь только на насилие, через непройденные этапы развития; авантюризм в политике, субъективизм в оценке событий. Мировое коммунистич. движение довольно быстро преодолело такие отчетливые проявления "левого" О., как политика "бескомпромиссности", отказ от выдвижения требований, направленных на немедленное улучшение положения трудящихся, бездействие во время политич. выборов, неучастие в реформистских профсоюзах. В процессе большевизации входящих в Коминтерн партий из них были изгнаны реформистские, правооппортунистич. элементы и "левые" сектанты: Леви, Брандлер, Тальгеймер, Рут Фишер в Германии, Фроссар, Суварин, Монат, Росмер, Дорио во Франции, Бубник в Чехословакии, Кожева и Борский в Польше, Гитлоу и Лор в США, Чэнь Ду-сю в Китае. В ходе построения социализма в СССР КПСС дала отпор оппортунистич. уклонам в своих рядах, идейно разгромив троцкистов и группу правых уклонистов (Бухарин, Рыков, Томский). VII Конгресс Коминтерна (1935) в связи с переходом к политике Нар. фронта предупредил против правой опасности и подверг также критике допускавшиеся в работе многих коммунистич. партий "левацкие", сектантские ошибки.

    Догматич. установки, получившие распространение в мировом коммунистич. движении под влиянием культа личности Сталина, создавали питательную среду для "левого" доктринерства и затрудняли борьбу за освобождение масс от реформистских иллюзий.

    Борьбу марксистов-ленинцев за преодоление отрицат. последствий культа личности, развернувшуюся особенно после XX съезда КПСС (1956), попытались использовать в своих целях ревизионисты. Правые оппортунисты в нек-рых компартиях Европы и Америки выступили с ревизионистскими толкованиями ряда принципиальных вопросов коммунистич. движения, с пересмотром осн. положений революц. теории и политики, принципов пролетарского интернационализма; они пытались подменить учение о социалистич. революции теорией "трансформации капитализма" в социализм. В Венгрии правые оппортунисты проложили путь контрреволюц. мятежу против нар. власти.

    Принципиальное значение для сплочения мирового коммунистич. движения в борьбе против О. имели совещания представителей коммунистич. и рабочих партий в 1957 и 1960. В Декларации Совещания 1957 указывалось, что ревизионизм, или правый О., как проявление бурж. идеологии, парализующей революц. энергию рабочего класса, требующей сохранения или восстановления капитализма, представляет гл. опасность в мировом коммунистич. движении. Совещание подчеркнуло также необходимость решительного преодоления догматизма и сектантства в рядах коммунистич. и рабочих партий. В Заявлении 1960 компартии 81 страны указали, что интересы дальнейшего развития коммунистич. и рабочего движения требуют и впредь "... продолжать решительную борьбу на два фронта - против ревизионизма, который остается главной опасностью, и против догматизма и сектантства" ("Программные документы борьбы за мир, демократию и социализм", М., 1961, с. 81). Мировое коммунистич. движение, отразив натиск ревизионизма, идейно разгромило правых оппортунистов.

    С нач. 60-х годов в междунар. коммунистич. движении усилилась опасность "левого" О., приверженцы к-рого оказались на руководящих постах в компартиях нек-рых стран. Совр. "левые" оппортунисты отошли по осн. вопросам стратегии и тактики от ленинской линии мирового коммунистич. движения. Они провозгласили курс, в к-ром сливаются мелкобурж. авантюризм и великодержавный шовинизм, взяли на вооружение троцкистские дезорганизаторские методы борьбы против марксистско-ленинских партий, сколачивают в различных странах фракционные группки. Их действия фактически направлены на раскол коммунистич. движения, на политич. и организац. размежевание с теми осн. силами, к-рые строят новое, социалистич. и коммунистич. общество, ведут решающий бой с империализмом. Главный свой огонь "левые" оппортунисты сосредоточили против КПСС, скатившись к антисоветской пропаганде. Особенности как "левого", так и правого совр. О. в рядах коммунистич. партий состоят в том, что он, оставаясь мелкобурж. течением по своим социальным корням и маскируя свои враждебные марксизму-ленинизму идеологич. установки ссылками на это учение, проявляет себя по своим политич. целям как националистич. движение, направленное прежде всего против сплоченности стран мировой системы социализма, против единства действий коммунистич. партий, против пролетарского интернационализма, ослабляя тем самым борьбу с империализмом. Дальнейшее развитие междунар. коммунистич. движения, мировой социалистич. системы предполагает борьбу против всяческих проявлений О.

    Лит.: Ленин В. И., Против ревизионизма, (Сб.), М., 1958; его же, Против догматизма, сектантства и "левого" оппортунизма, (Сб.), М., 1964; Фостер У. З., История трех Интернационалов, (пер. с англ.), М., 1959; За сплоченность международного коммунистического движения. Док-ты и мат-лы, 2 изд., М., 1964.

    Е. Г. Панфилов. Москва.

  37. Источник: Советская историческая энциклопедия



  38. Энциклопедия социологии

    (от лат. opportu-nus - удобный, выгодный) - англ. opportunism; нем. Opportunismus. 1. Приспособление к соц. ситуации, отход от принципов, поставленных целей и задач ради непосредственной выгоды. 2. Теория и практика в рабочем движении конца XIX - начала XX вв., характеризующиеся идеей сотрудничества классов, отказом от революционных методов борьбы, от диктатуры пролетариата (правый О.), либо ставкой на революционное насилие (левый О.). см. ДОГМАТИЗМ, РЕФОРМИЗМ.

  39. Источник: Энциклопедия социологии



  40. Словарь бизнес-терминов

  41. Источник:



  42. Большой Энциклопедический словарь

  43. Источник: