Большая Советская энциклопедия

    (Boas)

    Франц (9.7.1858, Минден, Вестфалия, — 21.12.1942, Нью-Йорк), американский лингвист, этнограф и антрополог, специалист по языкам и культуре индейцев, главным образом северо-западного побережья Северной Америки, и эскимосов. Участвовал в арктических экспедициях (1883—84). С 1886 жил в США, с 1896 преподавал в Колумбийском университете. Основатель и президент (1928) Американского лингвистического общества. Один из основоположников американской дескриптивной лингвистики и самой значительной школы американской этнографии. Б. разработал методику формального описания индейских языков. Большое значение имели работы Б. по антропологии и археологии Америки. Критикуя различные направления современной ему буржуазной этнографии, Б. часто в анализе конкретных общественных явлений стоял на позициях стихийного материализма. Разоблачал расистские учения. Б. известен как антифашист и активный участник ряда организаций либеральной интеллигенции США, боровшейся за демократические реформы.

    Соч.: Handbook of American Indian languages, v. 1—2, Wash., 1911—22; Anthropology and modern life, L., 1929; Race, language and culture, 2 ed., N. Y., 1948; Race and democratic society, N. Y., 1946; в рус. пер.— Введение к «Руководству по языкам американских индейцев», в кн.: Звегинцев В. А., История языкознания XIX и XX веков в очерках и извлечениях, 2 изд., ч. 2, М., 1965; Ум первобытного человека, М.—Л., 1926.

    Лит.: Основные направления структурализма, М., 1964; Аверкиева Ю. П., Ф. Боас (1858—1942), Краткие сообщения института этнографии АН СССР, т. 1, 1946.

    Ю. П. Аверкиева, В. В. Раскин.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Философская энциклопедия

    БОАС

    (Boas) Франц (1858—1942) — основатель амер. профессиональной антропологической школы, лингвист, фольклорист и культуролог. Б. создал школу исторической этнологии. Это направление определило развитие амер. антропологической мысли с кон. 19 в. по 1930-е гг. Учениками Б. оказались такие выдающиеся антропологи, как К. Уисслер, Р. Бенедикт, А. Крёбер, Р. Лоуи, Л. Уайт, П. Радин и др. Б. удалось создать первую профессиональную школу антропологов в США. В основе обучения лежала программа полевых исследований и изучения физической антропологии, лингвистики и этнографии. «Историческая школа» Б. сложилась в борьбе с эволюционизмом, историзм трактовался как эмпирическое описание. Первая задача, считал Б., — анализ явлений. Но чем ближе исследователь к конкретным формам, тем весомее обобщения. Б. отвергал сведение социальных явлений к замкнутой системе законов, которые были бы действительны для каждого общества. Он считал, что лишь при исчерпывающем знании всего биологического, географического и культурного контекста общества, при самом детальном знакомстве с различными типами реакций всего общественного организма и отдельных его компонентов можно объяснить феномен общества. Ошибка прежней антропологии состояла, по Б., в использовании некритически собранного конкретного материала для исторических реконструкций, не представляющих ценности. Т.о., Б. заложил целостный подход в антропологии. Он понимал научный (исторический) подход как накопление большого числа фактов и их последующее описание и противопоставлял свой метод умозрительным социальным построениям эволюционистов. В отличие от эволюционистов, стремившихся выделить универсальные и сходные черты в разных культурах, Б. подчеркивал те отличия и особенности каждой культуры, которые являются результатом ее собственного развития. В амер. антропологии понятие «культура» постепенно сделалось базовым. Б. внес большой вклад в развитие этнографии, лингвистики и др. направлений в антропологии.

  3. Источник: Философская энциклопедия



  4. Новейший философский словарь

    БОАС (Boas) Франц (1858-1942) - американский антрополог. Родился в еврейской семье в Германии. Изучал физику и математику в Гейдельбергском и Боннском университетах. Докторская диссертация по физической географии была посвящена проблеме цвета моской воды (1881). После экспедиции на Баффинову землю (1883-1884) заинтересовался антропологией. В 1886 переехал в США. Профессор Колумбийского университета (1896-1936). Основные сочинения: «Пределы сравнительного метода в антропологии» (1896); «Ум первобытного человека» (русск. изд., 1926); «Антропология в современной жизни» (1929); «Раса, язык и культура» (1940); «Общая антропология» (1944) и др. Б. стал основателем направления в антропологии, получившего наименование исторический партикуляризм. Среди его учеников - М. Мид, Р. Бенедикт, Э. Сэпир, А. Кребер и др. Б. выступил с критикой идей Тайлора, Моргана и всей концепции эволюционизма за ее стремление к генерализации и поиску универсальных законов развития культуры. По Б., социокультурные вариации чрезвычайно значительны, а информация о них слишком фрагментарна для того, чтобы заниматься построением универсальной теории. Основываясь на идиографической методологии неокантианства, Б. считал, что каждая отдельная культура имеет свою длительную и уникальную историю. Для понимания отдельной культуры требуется реконструкция ее индивидуального пути развития. Подчеркивая уникальность каждой культуры, Б. фактически отвергал возможность построения универсальных теорий. Другой значительной чертой исторического партикуляризма Б. был принцип культурного релятивизма, согласно с которым в культуре не существует высших и низших форм и, следовательно, понятия прогресса. Такие термины, как дикость, варварство, цивилизация, по Б., отражают лишь этноцентризм тех народов, которые считают собственный образ жизни более нормальным, чем у других. Вместо бесплодного теоретизирования, свойственного эволюционизму, Б. призывал антропологов к скрупулезному собиранию эмпирических материалов, основанному на том же принципе культурного релятивизма. В данном случае он означал отказ исследователя от установок собственной культуры и ориентация на познание другой культуры, исходя из ее собственных ценностных ориентации. Одним их важнейших достижений Б. стала аргументированная критика положения социального дарвинизма о единстве процессов билогической и культурной эволюции. Основываясь на примерах языковых и культурных различий в пределах одной и той же расы, Б. удалось доказать что, раса, язык и культура являются самостоятельными аспектами человеского существования.

  5. Источник: Новейший философский словарь



  6. Советская историческая энциклопедия

    (Boas), Франц (9.VII.1858 - 21.XII.1942) - амер. этнограф, антрополог, лингвист и фольклорист. Проф. Колумбийского ун-та в Нью-Йорке (1899-1937). Этнографич. работы посвящены гл. обр. индейцам сев.-зап. побережья Сев. Америки и эскимосам. Ряд работ Б. посвящен общим вопросам этнографии, а также антропологии и археологии. Критикуя различные направления совр. ему бурж. этнографии, Б. часто в анализе конкретных обществ. явлений стоял на позициях стихийного материализма. Он призывал к стационарному полевому исследованию конкретных культур и культурных черт. Увлечение краеведч. методом фактически приводило Б. к отрицанию значения теоретич. обобщений. Б. известен как антифашист и активный член мн. орг-ций либеральной интеллигенции США, боровшихся за демократич. свободы.

    Лит.: Аверкиева Ю. П., Франс Боас (1858-1942), "КСИЭ", 1946, т. 1 (дается разбор осн. соч. Б.); Stern B. J., Franz Boas as scientist and citizen, "Science and Society", 1943, v. 7, No 4.

  7. Источник: Советская историческая энциклопедия



  8. Энциклопедия социологии

    Боас (Boas) Франц (09.07.1858, Минден, Германия,-21.12.1942, Нью-Йорк) - американский этнограф, лингвист, антрополог, археолог, фольклорист и культуролог, профессор Колумбийского университета, основатель этнографической лингвистики, "исторической школы" американской этнографии культуры и американского фольклорного общества.

    "Историческая школа" Боаса родилась в борьбе с эволюционизмом, и ее сторонники понимали историзм как эмпирическое описание, поскольку под влиянием неокантианства и позитивизма Боас считал, что "логический" метод исследований должен применяться в естественных науках, а в истории, где он признавал лишь замещение элементов культуры или изменение их сочетания, требуется индивидуальный подход и пригоден лишь "эмпирический метод". Разделяя историческую науку на философию истории и историографию, он отрицал законы общественного развития, возможность периодизации истории, критериев оценки прогресса и даже определения временной последовательности двух культур, отказывался от теоретических обобщений к отдавал предпочтение описанию явлений и накоплению фактов, рассматривая каждое историческое и культурное явление как уникальное.

    Вначале Боас подходил к культуре с позиций диффузионизма, отрывая ее от человека, выступал за изучение "культурных изменений" и "культурной динамики", которыерые понимались им как количественные изменения, возникающие в результате заимствования, но учитывал аккультурацию и влияние на культуру привнесенных элементов.

    Рассматривая культуру подобно слоеному пирогу, Боас и его ученики пытались, отделив от нее все заимствованное, выделить чистую культуру. Позднее Боас начал рассматривать культуру как целостную систему, обнаружив в ней внутренние изменения, уделял внимание психологии, часто становился на стихийно-материалистические позиции. Пересмотр теоретических позиций и неспособность обеспечить политиков рецептами бесконфликтной аккультурации социально отсталых народов США и колониальных народов вызвали кризис "исторической школы". Политические взгляды Боас были либеральны: он был членом многих организаций, выступавших за демократические реформы, боролся за права угнетенных народов, разоблачал расизм и фашизм.

    Соч.: 1) Ум первобытного человека. M.-Л., 1926. 2) Anthropology in modern life. N. Y.. 1929. 3) Race, langage and culture. N. Y., 1940. 4) General anthropology. N. Y.-Boston, 1 944.

  9. Источник: Энциклопедия социологии