«Кастильоне Бальдассарре»

Кастильоне Бальдассарре в словарях и энциклопедиях

Значение слова «Кастильоне Бальдассарре»

Источники

    Большая Советская энциклопедия

    Кастильоне (Castiglione) Бальдассарре (6.12.1478, Казатико, близ Мантуи, ‒ 2.2.1529, Толедо, Испания), итальянский писатель. Наиболее известное произведение К. ‒ трактат в форме бесед «Придворный» (книги 1‒4, 1528). Созданный К. в духе позднего гуманизма кодекс идеального придворного (а шире ‒ воспитанного, всесторонне образованного и развитого человека) имел в 16 ‒ начале 17 вв. общеевропейское хождение и отражён в художественной литературе.

    Соч.: Opere, a cura di С. Cordié, Mil. ‒ Napoli, [I960]; в рус. пер. ‒ Из «Книги о придворном», в кн.: Хрестоматия по зарубежной литературе. Эпоха Возрождения. Сост. Б. И. Пуришев, т. 1, М., 1959.

    Лит.: Де Санктис Ф., История итальянской литературы, т. 2, М., 1964; Rossi М., В. Castiglione, Bari, 1946.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Энциклопедический словарь

    Кастильо́не Бальдассарре

    (Castiglione) (1478—1529), итальянский писатель. Лирические стихи, поэмы, элегии, эпиграммы на латинском языке. В трактате «Придворный» (книги 1—4, 1528), имитируя беседы реальных лиц, воссоздаёт картины придворной жизни как искусства, выявляющего разнообразные грани человеческой личности.

    * * *

    КАСТИЛЬОНЕ Бальдассарре

    КАСТИЛЬО́НЕ (Castiglione) Бальдассарре (1478—1529), итальянский писатель. Лирические стихи, поэмы, элегии, эпиграммы на латинском языке. В трактате «Придворный» (кн. 1—4, 1528), имитируя беседы реальных лиц, воссоздает картины придворной жизни как искусства, выявляющего разнообразные грани человеческой личности.

    * * *

    КАСТИЛЬО́НЕ (Castiglione) Бальдассаре (6 декабря 1478, Казатико, близ Мантуи — 2 февраля 1529, Толедо, Испания), итальянский гуманист эпохи Возрождения(см. ВОЗРОЖДЕНИЕ (Ренессанс)).

    Биография

    Родился в знатной, но небогатой дворянской семье. В юности получил превосходное гуманистическое образование в Милане; там же, при дворе Лодовико Моро и Беатриче д"Эсте, впервые познакомился с обычаями светской жизни высшего общества. Изысканные манеры, большая эрудиция, тонкий артистический вкус и обаяние позволяли ему легко сходиться с людьми и способствовали его придворной карьере. В числе его друзей и близких знакомых не только отпрыски старинных родов, владетельные особы, князья церкви, но и наиболее яркие представители культуры и искусства Италии первых десятилетий 16 в., среди них — Пьетро Бембо(см. БЕМБО Пьетро), Бернардо Биббиена и Якопо Садолето. Дружеские отношения и общность эстетических устремлений связывали Кастильоне с Рафаэлем(см. РАФАЭЛЬ САНТИ), написавшим его портрет (ок. 1514—15, Лувр, Париж).

    Долгие годы Кастильоне состоял при различных государях Италии, в 1524 был приглашен на службу к папе Клименту VII(см. КЛИМЕНТ VII) и в качестве апостолического нунция направлен к императору Карлу V(см. КАРЛ V Габсбург) в Толедо, где и умер в 1529.

    Книга «О придворном»

    В 1528 в Венеции вышла из печати прославившая Кастильоне книга «О придворном» [«Кортеджано» (Cortegiano)], работа над которой, начатая скорее всего в 1508, окончательно завершена была, по-видимому, к 1524. Написано сочинение в форме изящных и непринужденных, пересыпанных шутками бесед, будто бы происходивших в течение четырех мартовских вечеров 1507 года в придворном обществе, которое собиралось вокруг Елизаветы Гонзага, супруги герцога Урбинского Гвидобальдо да Монтефельтро(см. МОНТЕФЕЛЬТРО); персонажи Кастильоне — лица исторически вполне реальные и действительно находившиеся в тот момент в Урбино. Книга «О придворном», по признанию самого автора, — «живописный портрет Урбинского двора» — сразу после выхода стала своего рода зерцалом(см. ЗЕРЦАЛО (произведение)) — пособием для начинающих придворных, наставляющее их благонравию, добрым манерам и всему, что требует жизнь при дворе.

    Концепция совершенного человека

    Кастильоне, несомненно, опирался на предшествующую гуманистическую традицию, его «совершенный придворный» воплощает —конечно, в духе дворянской среды (которой он и был, главным образом, предназначен) — идею всесторонне развитого человека. Однако, по Кастильоне, это всесовершенство человека не достигается только следованием каким-либо строго установленным нормам, неуклонным подражанием примерам, положенным как образцовые. Самому человеку — независимому зодчему собственного «я» — он отводит решающую роль в определении и выборе того, что полнее всего отвечает прирожденным наклонностям индивидуальности и может возвысить ее до совершенства.

    Влиянию и распространению концепции человека, послужившей исходным пунктом для построения нравственных и эстетических идеалов в диалогах «О придворном», в немалой степени способствовали и художественные достоинства ясной «рафаэлевской прозы», которой было написано сочинение. Книга имела огромный успех у читателей, уже в 16 в. много раз издавалась по-итальянски и в переложениях на другие европейские языки.

  3. Источник: Энциклопедический словарь