или там-там — ударный инструмент восточного происхождения, сделанный из металлического сплава и имеющий вид обыкновенных бубен, т. е. усеченного цилиндра. Г. привешивается к перекладине и затем ударяется палочкою, сходною с палочкою турецкого барабана. При ударе получается сильный, густой звук, немного напоминающий звук большого колокола; звук этот постепенно замирает, потом снова постепенно усиливается, снова замирает и т. д. Это оригинальное явление повторяется несколько раз.
М. П.
(малайск, gong)
ударный музыкальный инструмент, распространённый у народов Юго-Восточной Азии; выпуклый бронзовый диск с отогнутыми краями. Звук певучий, долго не затухающий, извлекается ударами специальной колотушки. Используется как сигнальный инструмент, для сопровождения танцев и представлений кукольного театра, а также в оркестре Гамелан. В оперном и симфоническом оркестре применяется разновидность гонга — Тамтам.
Р. Б. Галайская.
ГОНГ, -а, муж. Ударный музыкальный инструмент в виде металлического диска, употр. также для подачи сигналов. Ударить в г. Прозвучал г.
-а, м.
Ударный музыкальный инструмент, состоящий из металлического диска с загнутыми краями, по которому ударяют колотушкой (употребляется также для подачи сигнала).
Впереди [процессии] шли жрецы, потом какие-то оборванцы в рубищах, музыканты с гонгами. И. Гончаров, Фрегат «Паллада».
К обеду все собирались по звуку гонга. Куприн, Одиночество.
[англ. gong из малайск.]
ГОНГ, гонга, муж. (малайск. gong). Медный ударный музыкальный инструмент восточного происхождения в виде большого диска с загнутыми краями. Ударить в гонг. Удары гонга.
м.
1.
Ударный музыкальный инструмент в виде металлического диска, используемый также для подачи сигнала.
2.
Звуковой сигнал, производимый ударами колотушки по диску такого инструмента или по чему-либо металлическому.
ГОНГ (малайск. gong) - ударный металлический (в древности - каменный) самозвучащий музыкальный инструмент, преимущественно у народов Юго-Восточной Азии. В кон. 18 в. введен в европейский симфонический оркестр под названием тамтам.
муж. gongм. gong;
ударить в ~ strike*/sound the gong.
м
Gong m, pl -s
гонг м Gong m 1, pl -s
м.
gong m
ударить в гонг — frapper le gong
м.
gong m
м.
gong
ГОНГ -а; м. [англ. gong из малайск.]
1. Ударный музыкальный инструмент в виде металлического диска, употребляемый также для подачи сигналов. Ударить в г. Собраться по звуку гонга.
2. Звуковой сигнал, производимый ударами колотушки по диску этого инструмента или по чему-л. металлическому. Прозвучал г. Собраться по гонгу.
* * *
гонгI
(малайск. gong), ударный инструмент с определённой высотой звука. Бытует у народов Юго-Восточной Азии, Китая. В Индонезии входит в состав гамелана. В европейском оперном и симфоническом оркестре со второй половины XVIII в. применяется разновидность гонга — там-там.
II
специальное устройство, состоящее из молотка и свободно закреплённого металлического круглого диска, сигнализирующее о начале и об окончании боксёрских раундов, о начале последнего круга в беге на длинные дистанции по стадиону.
* * *
ГОНГГОНГ (малайск. gong), ударный металлический (в древности — каменный) самозвучащий музыкальный инструмент, преимущественно у народов Юго-Восточной Азии. В кон. 18 в. введен в европейский симфонический оркестр под названием тамтам(см. ТАМТАМ).
(малайский gong, звукоподражат.) - ударный инструмент с определ. высотой звучания. Распространён у народов Юго-Вост. Азии. Представляет собой выпуклый диск из бронзы или латуни с отогнутыми под прямым углом краями, нередко и с выступом в середине. Способ звукоизвлечения - удар по середине Г. спец. колотушкой с утолщением на конце. Высота звука в зависимости от размера Г. (200-500 мм в диаметре) колеблется в пределах F2 - с1. Известны многочисл. разновидности Г. В Индонезии, к-рая считается родиной Г., их употребляют в качестве сигнальных инструментов, для сопровождения танцев и представлений кукольного театра, а также в гамелане, в состав к-рого входят Г. подвесные и лежачие (бонанг). Г. издаёт певучий, долго не затухающий звук и широко используется для исполнения выдержанных нот. В Европе Г. появился в конце 18 в. В оперно-симфонич. музыке чаще применяется там-там - разновидность Г. В большие орк. часто входят как Г., так и там-там. Изготовителями лучших в мире Г. считаются яванские мастера из г. Семеранга.
Литература: Рогаль-Левицкий Д., Современный оркестр, т. 3, М., 1955; Simbriger H., Gong und Gongspiele, Leiden, 1939 ("Internationales Arcnry fьr Ethnographie", Bd 36); Kunst J., Music in Java, Bd 1-2, The Hague, 1949; Vandermeersh L., Bronze kettledrums of Southeast Asia, "Journal of Oriental Studies", v. 3, 1956, No 2, p. 291-98.P. Б. Галайская.